Суперлига 2.0: чем окончится вторая попытка запустить новый турнир
Четверг, 21 декабря 2023 может войти в историю футбола. Точнее - войдет обязательно, но пока непонятно, под каким знаком. То ли как день, освободивший футбол от монополии. То ли как дата окончательного краха проекта, в котором не ничего, кроме огромных денег. На данный момент, оба варианта возможны, и Terrikon.com анализирует их...
Главное, что случилось - Суперлига из позорной выдумки превратилась в приличную идею, которую теперь уже никто не упрекнет в аморальности. Да, УЕФА тут же бросила ей кучу "предъяв", но игра идет уже совсем на другом поле. Напротив, в том, что касается морали, теперь уже УЕФА приходится доказывать свою правоту. И вот он уже спешно выпускает заявление (явно подготовленное заранее, в преддверии прогнозируемого решения суда), в котором доказывает, что никаким монополистом не является, а наоборот, отстаивает правильные ценности. Совсем другие интонации, совсем другой дискурс.
Правда, было бы сильным преувеличением сказать, что УЕФА оказался в позиции обороняющейся стороны. Да, приходится оправдываться - но это не в счет при той огромной поддержке, которую ему мгновенно оказали национальные федерации и большинство топ-клубов. Подавляющее большинство. Причем поддержка оказалась столь стремительной, что невольно возникает впечатление: федерации и клубы тоже заранее готовились произнести то, что произнесли.
Но почти единогласное осуждение само по себе ничего не стоит. Оно очень быстро может измениться на абсолютно противоположный "одобрямс", если новая Суперлига выложит неубиваемые козыри. Какие - мы можем только догадываться. Наверняка, в них будет много нулей. А перебежать с одной стороны на другую станет тем проще, что теперь это не может быть наказано санкциями УЕФА - суд четко оговорил это. То есть, Суперлига делается абсолютно неуязвимой для УЕФА. И весь вопрос только в том, какую приманку сможет показать Суперлига - и каким клеем сможет приклеить к себе топ-клубы УЕФА.
В их рядах, между тем, абсолютного единства уже нет. Симпатию в Суперлиге высказали президенты Наполи - Аурелио де Лаурентис и Лацио – Клаудио Лотито. Предполагается, что к ним присоединится Ювентус, который пока не сделал никакого официального заявления (как отмечает итальянская пресса - ждет развития событий, чтобы понять, как будет делиться прибыль от турнира). В качестве частного лица высказался Юрген Клопп ("Я на 100 процентов согласен с решением суда. УЕФА и другие футбольные ассоциации не могут делать все, что им заблагорассудится... Например, делать больше матчей, не учитывая мнение тренеров и игроков. Мне нравится, что УЕФА и других немного потрясло").
Короче, противники УЕФА – это не миф. Они нашлись сразу и обязательно найдутся еще. А в конечном итоге, главным вопросом, как всегда, станет денежный.
Провалившийся проект первой Суперлиги финансировал американский банк JP Morgan. Он на старте вкладывал в проект 3 с лишним миллиарда долларов. Это не так уж радикально превышает общую сумму призовых Лиги чемпионов (около 2.5 миллиардов), но в пересчете на один отдельно взятый клуб получалось уже почти вдвое больше. Плюс, помимо JP Morgan, в проект вошли бы и другие инвесторы. Плюс реклама. В итоге, теоретически формировался пул, с которым УЕФА конкурировать было бы сложновато.
Что теперь, пока неясно. Компания A22 Sports Management - организатор Суперлиги - быстро объявила формат турнира, но пока ничего не сказала о его финансировании (кроме того, что трансляции будут бесплатными, потому что ожидаются гpaндиозные доходы от рекламы). В этом отличие нынешней ситуации от Суперлиги 1.0 - тогда суммы назывались открыто и сразу. Значит ли это, что вопрос еще не решен? Или, может быть, наученные горьким опытом, люди из A22 Sports Management решили не дразнить общественность большими цифрами?
Но, скорее всего, есть вопросы с инвесторами - потому что неясен состав Суперлиги. Одно дело - вкладываться в проект с 16 лучшими клубами mupa, и совсем другой - в нечто странное, где пока, кроме Реала и Барселоны, никого нет. Наверняка, порядок цифр будет зависеть от того, кто присоединится к испанским гpaндам.
Получается замкнутый круг: даже те, кто готов отколоться от УЕФА (типа Ювентуса) ждут, когда им назовут цену такого шага - а те, кто могут дать деньги, ждут, когда им назовут состав. Чтобы найти выход из этого логического тупика, людям из A22 Sports Management придется хорошенько пошевелить мозгами. Именно здесь - ключ к успеху проекта Суперлиги 2.0.
Генеральный директор Суперлиги Бернд Райхарт попытался подхлестнуть клубы такими словами: "Мир футбола привык к жесткой 70-летней монополии. Придется менять чип. Кому-то это будет стоить дороже, кому-то меньше. Клубы должны понимать, какие огромные возможности у них есть. Я видел комментарии команд, в которых упоминалась Суперлига прошлого, а не нынешняя. Сейчас это открытое и меритократическое соревнование. В Суперлиге не будет никаких привилегий ни для одного клуба. Ни один саудовский клуб не сможет войти в ее состав. Это европейский и только европейский проект. Нас не хотели слушать, так работает монополия. Теперь ситуация изменилась".
Здесь главная мысль: клубы продолжают поддерживать УЕФА только из страха. Когда-то их угрожали вышвырнуть из еврокубков за сотрудничество с Суперлигой - тогда они испугались, и страх этот до сих пор не прошел. Но сейчас угрозы УЕФА ничего не стоят, пора "перепрошиваться", становиться смелее и начинать жить по-новому.
Логичный ход. Сработает ли?