Финансы поют романсы? Футбол в минусе
Сегодня стартует чемпионат России по футболу. Сколько стоит участие в самой богатой спортивной лиге страны? Руководители российских клубов не любят говорить о деньгах. В этом заключается наше принципиальное различие с европейским клубным футболом. В Европе бюджеты, доходы, стоимость трансферов — прозрачны. Российский футбол живет не по рыночным законам. Взять хотя бы историю, произошедшую недавно с «Крыльями Советов». После отказа «Ростехнологий» спонсировать клуб самарская команда могла повторить путь ФК «Москва». Однако «крылышкам» помог премьер-министр Владимир Путин, утвердивший список из 22 спонсоров. Эти компании должны наскрести сумму в $20-25 млн, чтобы социальная стабильность в Самаре не нарушалась. Итог: клуб проживет как минимум сезон; вариант отказа от спонсорства не предусмотрен.
Однако у лидеров чемпионата все неплохо. Дитя «Газпрома» питерский «Зенит» много лет опережает остальные клубы по размеру бюджета. В 2010 году бюджет урезан на $20 млн по сравнению с докризисным 2008-м ($100 млн против тогдашних $120 млн), но на эти деньги можно содержать 8 команд уровня новичков премьер-лиги. Например, «Сибирь» и «Спартак» из Нальчика собираются прожить сезон на $12 млн. Бюджеты маленьких российских клубов, как и в Европе, отличаются от лидерских в разы.
Другие «гранды» вроде «Спартака», «Рубина», «Локомотива» и «Динамо» также не пострадали от кризиса. Они входят в сезон с бюджетами, лишь незначительно уступающими докризисным. Речь идет о суммах от $55 млн («Рубин») до $75 млн («Спартак»). Правда, это экспертные оценки — управляющие команд отказываются называть точные цифры и лишь признаются, что не уступают по финансовому благополучию основным конкурентам. Приятное исключение — президент «Локомотива» Николай Наумов, заявивший в интервью газете «Спорт-Экспресс» о $62 млн в бюджете команды на 2010 год.
Еще более яркое — и единственное в своем роде — исключение представляет ЦСКА. Руководство клуба открыло бюджет для всех желающих. На примере армейского клуба можно составить четкое представление, на что живут ведущие команды страны.
ЦСКА собирается заработать в 2010 году $64,2 млн. Вот планируемые доходы. ТВ принесет клубу $13,8 млн, спонсоры и реклама — $23,2 млн, продажа футболистов — $21 млн, доходы от коммерческой деятельности — $6,2 млн.
А вот издержки. На содержание команды планируется потратить $64,2 млн. Почти половина этих денег — $31,9 млн — уйдет на зарплаты и премии. Детский футбол съест $3 млн, тренировочный процесс $4,6 млн. Еще $16,2 млн ЦСКА уже потратил на приобретение игроков. Плюс налоги, расходы на участие в соревнованиях и административные расходы - $8,4. Итого: бюджет получается даже с небольшим профицитом — только надо учесть, что в нем не учтены доходы и расходы от будущих трансферов.
Но вряд ли нас ожидают громкие трансферы. Для топ-клубов сейчас не время громких переходов вроде докризисных покупок «Зенитом» Данни за $39 млн и Тимощука за $20 млн. Тенденция прошедшей зимы — экономить на новых игроках. Два главных приобретения чемпиона страны «Рубина» — форвард Текке из «Зенита» и защитник Хорди из «Севильи» — объединяет скромность. Текке обошелся меньше чем в $2 млн, а Хорди стоил $1 млн. Самая крупная покупка московского «Спартака» — форвард Ари из голландского «АЗ», обошедшийся клубу в $3,25 млн.
Усиления прочих лидеров чуть поднимают эту планку: ЦСКА купил Кейсуке Хонду за $7,8 млн, «Зенит» — Данко Лазовича за $6,5 млн, «Динамо» — Семшова за $3,5 млн. Самый крупный трансфер зимы — переход Александр Алиева из киевского «Динамо» в «Локомотив» — оценивается в $10,4 млн.
Российский футбол в 2010 году останется неприбыльным, а убыток покроют спонсоры и владельцы. Большинство менеджеров команд признают, что зарабатывать на футболе невозможно. Продажи билетов и атрибутики приносят незначительные суммы. Основными источниками остается телевидение и спонсоры. Это чисто русская специфика — например, «Манчестер Юнайтед» получает за одни только билеты и абонементы под $130 млн. Это двойной бюджет чемпиона-2009 «Рубина».