Аргентинский Кайзер: к 70-летию Даниэля Пассареллы
Сегодня исполняется 70 лет великому футболисту Даниэлю Пассарелле, единственному двукратному чемпиону мира среди аргентинцев и второму по результативности защитнику в истории футбола. В неформальных рейтингах лучших игроков нации он постоянно - третий сразу за Марадоной и Месси. Terrikon.com вспоминает легенду...
#CumpleSports Daniel Passarella. El gran Capitán, tremendo defensor. Primer argentino en levantar la Copa del Mundo. Único en integrar dos planteles que alcanzaron la gloria máxima. pic.twitter.com/n3S77urJUu
— VarskySports (@VarskySports) May 25, 2023
Пассарелла был человеком с очень непростым характером. Вожак по природе, категорически не умевший проигрывать, он, в принципе, был чужд подлости, пусть даже игровой. Но все-таки в пиковые моменты карьеры мог отчебучить что-то не совсем пристойное, если понимал, что это поможет команде.
Классический пример - финал чемпионата мира 1978, в котором Аргентине противостояли Нидерланды. Что делает Пассарелла? На правах капитана перед матчем подходит к судье, обращая внимание на то, что у Рене ван дер Керкхоффа рука - в жесткой гипсовой повязке. "Надо заменить!" - требует Пассарелла. Начинаются десятиминутные пререкания, в итоге, все остается, как было, но понервничать голландцев эта ситуация заставила и из колеи выбила.
Ну, а в самой игре Пассарелла взял на себя главного креативщика Нидерландов - Йохана Неескенса. Не отходил ни на шаг, держал так плотно, как только мог, а в одном из моментов, когда судья смотрел в другую сторону, просто врезал локтем в лицо. В общем, все это как-то сработало - Неескенс хотя и не выпал из игры, но в полную силу не действовал.
Мы упомянули в начале, что Пассарелла - второй защитник в истории по количеству забитых голов. Их у него - 175 за 450 матчей, проведенных за карьеру. Превзойти это достижение смог впоследствии только Роналдьд Куман (239 голов за 685 матчей). Но, кстати средняя результативность у Пассареллы (0.39) все равно выше, чем у Кумана (0.35).
За неуемное желание идти вперед, атаковать и забивать голы его сравнивали с Францем Беккенбауэром, который тоже этим отличался. И потому наградили тем же прозвищем, что и легендарного немца - "Кайзер". Только, конечно, на свой, латиноамериканский манер - "Эль Кайзер". Пассарелла стал атакующим не потому, что этого требовала какая-то схема или какой-то тренер - нет, вперед его гнал инстинкт. А вот тренер его "Ривер Плейта" Анхель Лабруна как раз ругался, когда Даниэль отправлялся в очередной рейд к воротам соперника, оголяя тылы. Но партнеры научились его страховать, и вылазки вперед стали постоянным оружием "Эль Кайзера" к общей пользе "Ривера".
У него было важнейшее качество для лидера - умение переворачивать ход неблагоприятно складывавшегося поединка. В последний раз это сработало - и очень памятно сработало! - в ключевом отборочном матче чемпионата мира с Перу летом 1985. Тогда Аргентине в последнем туре никак нельзя было проигрывать - иначе был вполне реальный риск пролететь мимо "мундиаля". Играли дома, на родном для Пассареллы и "Ривера" стадионе "Монументаль". В стартовый состав тренер Карлос Билардо его не выставил, но после перерыва, уступая давлению трибун, все-таки выпустил на поле - аргентинцы проигрывали 1:2, дело пахло керосином. И что же? На 81-й минуте Пассарелла неизвестно каким чудом оказался на углу вратарской, откуда метко пробил в дальний угол. Это - абсолютно в духе "Эль Кайзера": всегда быть именно там, где решается вопрос.
Лет десять назад, когда величие Лионеля Месси было уже очевидным, Пассарелле задали вопрос - кто же все-таки из великих аргентинцев наиболее велик? Ни минуты не колеблясь, ветеран назвал Диего Армандо Марадону. Это поразило всех, кто знал историю отношений двух великих людей. Дело в том, что они терпеть друг друга не могли. На чемпионате мира 1982 сборная Аргентины провалилась, в общем-то, из-за того, что команда разделилась на два лагеря - один поддерживал Марадону, другой Пассареллу. Оба были вожаками, не привыкшими идти на компромиссы. По именам команды была замечательная, но единой "банды" из нее не сложилось, потому что не было одного главаря.
Они открыто ненавидели друг друга и даже высказывали эту ненависть, не особо выбирая слов. Марадона называл Пассареллу "кроликом", намекая на его неуемную страсть к женскому полу, тот молодого партнера - "наркоманом" (понятно, почему). Дошло до того, что Пассарелла отказывался употреблять в пищу то, что подавали повара сборной, боясь, что еда может быть отравлена Марадоной. Они и впоследствии не упускали случая пройтись в адрес друг друга, даже когда стали тренерами (благо, основания были - ни тот, ни другой на этом поприще не преуспели).
И все-таки, видите, на склоне лет к Пассарелле все-таки пришла то ли мудрость, то ли сентиментальность.
Описывая Пассареллу, журнал Kicker уже более-менее в наши дни утверждал, что в его лице футбол имел идеального атакующего защитника, объединявшего в своем лице лучшие качества Рональда Кумана, Роберто Карлоса и Джона Терри. То есть - мощь, скорость и волю. Показательно, что "Эль Кайзера" помнят столько лет спустя - и не только помнят, но и оценивают в тонкостях!
Из сборной он уходил после триумфального чемпионата мира 1986 - но второй титул получился для него ненастоящим, потому что в Мексике он так и не сыграл ни минуты. Получается, что его для Пассареллы выиграл таки Марадона. Какая гримаса судьбы, правда?
Федор Ларин, специально для "Террикона"