Как попасть на приём к английской королеве
В минувшую субботу "Арсенал" в чемпионате английской премьер-лиги проиграл "Вест Хэму". С таким невезением, по словам очевидцев, "канонирам" не приходилось сталкиваться ни разу за последние несколько лет. Неудивительно, что после матча полузащитник "Арсенала" Александр Глеб выехал за ворота стадиона в сумрачном настроении. Однако его уже ждали. Японская семья, специально прилетевшая из Токио и увешанная фотографиями Глеба с ног до головы, бежала за его машиной два квартала. В конце концов японцы дождались красного света, встали перед машиной и протянули водителю листки для автографов. У футболиста, утверждают свидетели, увлажнились глаза. С подобным обожанием он не встречался даже на родине, в Белоруссии.
По большому счету аналог у Глеба в мире сейчас один. Кроме него лишь Андрей Шевченко представляет СНГ в основных составах самых богатых клубов планеты. При всем уважении к грузинам Кобиашвили из "Шальке" и Арвеладзе из голландского AЗ, украинцу Воронину из "Байера", россиянам Кержакову из "Севильи", Саенко из "Нюрнберга", Смертину из "Фулхэма" и Будянскому из "Асколи", "канониры" - совсем другой уровень. Не всегда по игре, зато всегда - по авторитету и возможностям. А Каха Каладзе из "Милана" пока не вышел после травмы на пик формы.
Тем любопытнее путь от Минска до Лондона, который проделал номинант премии "Звезда-2006", уступивший награду "СЭ" в финишном створе Игорю Акинфееву и - достоверный факт - очень сильно этим обстоятельством раздосадованный. Что помогло ему распорядиться своим бесспорным талантом так, как другим и не снилось? Или - кто помог? Почему Глеб не задержался в "Штутгарте", где был не просто на первых, а на главных ролях? Каким образом немецкий клуб отпустил белорусского хавбека в "Арсенал", если желал оставить его у себя? И не просто желал, а имел с футболистом действующий контракт, до окончания которого оставалось два с половиной года! Наконец, какие деньги приводили все это в движение?
Мы провели собственное расследование. В числе прочего отыскали в маленьком городке под Штутгартом личного менеджера Глеба - Николая Шпилевского, человека, приложившего руку ко всем его успехам. Который и поведал нам в красках о подробностях европейской карьеры белорусской звезды.
DO YOU SPEAK ENGLISH?
Даже удивительно, в каких местах люди иной раз занимаются футбольным менеджментом! В тихое пасхальное утро понедельника, который в Германии был выходным днем, мы оказались вдруг на юге Германии, в земле Баден-Вюртемберг. В тишайшей деревушке Кляйнаспах жизнь теплилась только вокруг солидного отеля, куда стекались бюргеры в цветастых жилетах, шляпах и при женах. Шпилевский, как было условлено, встретил нас на парковке. И провел куда-то вглубь отеля, через огромный зал, полный тех самых бюргеров, качающихся в такт сладкозвучному оркестру, звенящих кружками, поющих что-то, жующих, довольных жизнью... Пасха!
А через полминуты мы очутились в современном офисе со столами, компьютерами и окнами от пола до потолка. Над входом значилось название конторы: Fair Sport. А сама гостиница оказалась собственностью компаньона Шпилевского Ули Фербера и его жены Андреа Берг, эстрадной певицы номер один в Германии.
Свой рассказ менеджер Глеба начал с упоминания об открытках, которыми поздравляет его клиента с Новым годом президент Белоруссии, хотя на родине Глеб не столько европейская звезда, сколько богатый человек, которому вменяется в обязанность рвать соперников в каждом матче за сборную. И о недавнем приеме игроков "Арсенала" у английской королевы. Тьерри Анри представил Ее Величеству футболиста из Белоруссии, а Елизавета II ответила, что знает такую страну. Игрокам, в свою очередь, дозволялось задать высочайшей особе один вопрос. Один из новозеландских регбистов, присутствовавших на приеме, так разволновался, увидев воочию запечатленное на английских фунтах лицо, что спросил королеву Англии: "Do you speak English?"
ГЛЕБ ЗАРАБАТЫВАЛ ПОЧТИ КАК КАН
Глеб и менеджер шли друг к другу кружным путем. 41-летний Шпилевский играл некогда в минском "Динамо", Израиле, Бельгии, третьей германской лиге. Потом собственный агент, поляк, бросил его на произвол судьбы с беременной женой и сыном. Белорус, однако, выплыл и по ходу дела заострил деловые зубы. Посмотреть на Глеба его позвали тренеры юношеской сборной Белоруссии. 15-летний пацан, худой как вермишель, всю двусторонку просился на поле. А когда дядя-тренер все-таки дал отмашку, вышел и на полуасфальтовом покрытии моментально накрутил четверых.
В 17 лет его звали "Аякс", "Галатасарай", АЕК, предлагая БАТЭ очень большие деньги. Но в карьерном плане самым солидным вариантом оказался "Штутгарт". И не только в карьерном: целый сектор со специальной атрибутикой ходил в Германии только на Глеба. На первой же тренировке, через пять минут после появления в команде, он поймал на финт защитника сборной Германии Йенса Тодта и развернул его так, что того унесли делать блокаду позвоночника. Тодт зеленого технаря не забыл и однажды прыгнул ему двумя ногами в ахилл. Шпилевский, видевший это, перемахнул через ограду и принялся вразумлять Тодта физически.
Поначалу клеилось не все. Феликс Магат отправлял Глеба в дубль с формулировкой "не нужен команде". Но талант и вера в собственные силы взяли свое: цена на Глеба с каждым днем ползла вверх. В какой-то момент его зарплата достигла уровня самых ярких звезд бундеслиги. Многие удивлялись: как средний по деньгам "Штутгарт" может платить белорусу пять миллионов евро в год, если примерно столько же получает Оливер Кан?
А затем на горизонте появился "Арсенал". Глеба независимо друг от друга просматривали 12 лондонских скаутов. Все они сделали одинаковое заключение: "Арсеналу" и его стилю one touch ("в одно касание") белорус подходит. Оставалась одна заминка: "Штутгарт" хотел 27 миллионов! "Арсенал" был готов заплатить 16. И началось.
КАРАНДАШ ХИТРЕЕ НОУТБУКА
Увещевательные встречи Шпилевского с Магатом преследовали цель доказать, что через год Глеба можно не продать и за 10, поскольку игрок на глазах теряет мотивацию, стимулы и раздражители. Затем в дело вступила тяжелая артиллерия в лице вице-президента "Арсенала" Дэвида Дина. Дебаты в отеле штутгартского аэропорта длились трое суток. Дин, имея лишь карандаш за ухом, воевал с президентом, вице-президентом, спортивным директором и бухгалтером "Штутгарта", вооруженными ноутбуками и калькуляторами. И этим карандашом разбил их наголову, скинув цену почти в два раза! В решающий момент немецкий президент попросил набрать ему Глеба. "Где ты хочешь играть?" - спросил он. "Я обожаю "Штутгарт", но великим хочу стать в "Арсенале", - ответил игрок.
В конце концов клубы сошлись на 18 миллионах, оформленных как пакет выплат, в том числе и с доходов за товарищеские матчи и прочие акции - 16 из них "Штутгарт" уже получил. Но возникла и другая заминка: "Арсенал" никак не предполагал, что Глеб получает в "Штутгарте" такие деньги! Шпилевскому пришлось идти на риск. Он предупредил Глеба - и тот сказал: "Рискуем, я ничего не боюсь". Удалось убедить и Дина.
Риск заключался в плавающей шкале доходов Глеба. У него сейчас фиксированная зарплата значительно меньше той, что он получал в Германии. При этом каждый сыгранный матч оплачивается отдельно. Начал игру в основе - 60 тысяч евро. Вышел на замену - 30 тысяч. Чертовски удобная штука, если клуб захочет сэкономить или воспитать игрока! Тем удивительнее, что Глеб постоянно выходит в основе, зарабатывая сейчас больше, чем в "Штутгарте". Более того, когда ему понадобилась операция после игры с шотландцами за сборную, "Арсенал" полностью оплатил игроку все 10 пропущенных матчей!
ОДНОЙ НОГОЙ В "ХАРТСЕ"
Нынешнее благополучие Глеба - результат широкодиапазонной работы менеджера. Белорус лишен каких бы то ни было бытовых забот. Только перед самым финалом Лиги чемпионов пожаловался Шпилевскому на неважное самочувствие: негр, мол, измочалил.
- Какой негр? - всполошился агент.
- Из PlayStation...
А недавно Глеб заключил рекламный контракт с Puma на полтора года. Только надо учесть при этом, что Шпилевский в своей менеджерской конторе отвечает исключительно за братьев Глебов и ни за кого больше. Он и его жена стали для Глеба-старшего отцом и нянькой, денщиком и парком развлечений, психологом и моральной отдушиной. Как небольшой, но приятный довесок к действительно дружеским отношениям футболиста и его опекуна - 10 процентов всех доходов Глеба, которые составляют заработок Шпилевского. Платит агенту "Арсенал", причем контракты у него и у игрока с клубом разные - для чистоты финансовых операций.
Глеб-младший, по словам менеджера, антипод Александра. За юношескую команду "Штутгарта", где вместе с ним играли нынешние форварды сборной Германии Кураньи и Гомес, Вячеслав забивал по 50 мячей за сезон. Потом были "Гамбург", "Грассхоппер". И там и там чего-то не хватило. Возможно, расслаблял успех брата, иногда подводил характер, хотя в футбольном смысле одарен Вячеслав не меньше Александра. Перспективы же по-прежнему неплохие. Сейчас он играет в МТЗ-РИПО, но одной ногой фактически в "Хартсе". С хозяином шотландского клуба Владимиром Романовым договоренность уже достигнута, осталось провести лишь две игры за сборную Белоруссии, недостающие до "британских" 75 процентов. Одновременно с Вячеславом работает психолог.
Имел когда-то отношения с конторой Ули Фербера и Иван Саенко. Потом ушел, решив, что должен играть за другие деньги. Самый именитый из тех, кто остался - после Глеба, понятно, - восходящая звезда немецкого футбола Марио Гомес, известный, в частности, и тем, что, узнав у кромки поля от врачей о серьезной травме колена, в ярости треснул по ящику с медикаментами и заработал двойной перелом руки. В то же время в числе сотрудников конторы - Маурицио Гаудиньо, бывший игрок сборной Германии.
СЛОВО ЦЕНОЙ В МИЛЛИОН
Футбольный рынок в Германии достаточно цивилизован, насколько рынок вообще может быть таковым. Здешние агенты не стукнут вас битой по голове, но могут сделать так, что покажется - лучше бы стукнули. Вот пример. По договору между "Штутгартом" и БАТЭ при переходе Глеба немецкая сторона обязалась помочь белорусам с автобусом и экипировкой. В Борисове решили, что это вроде как коврики и зимняя резина в подарок при покупке авто. Немцы свои обязательства выполнили. А потом выяснилось: в договоре не указывалось, что все это будет сделано бесплатно.
"Потерялось" одно лишь слово! Проблема ценой в миллион евро утрясалась три года.
В то же время белорусская федерация футбола никак не может добиться погашения "Арсеналом" обязательств перед СДЮШОР минского "Динамо", подготовившей Глеба. Цена вопроса - 350 тысяч евро, пять процентов от сделки со "Штутгартом" (без учета, вероятно, хитростей Дина). А вот БАТЭ свои 100 тысяч уже получил.
Стонут от "Арсенала" не только в Минске. Один из юных талантов - перебравшийся в Лондон из бельгийского Беверена ивуариец Эбуэ - стал получать вместо 10 тысяч в Бельгии 20 тысяч в Англии. Шпилевский хватался за голову: как можно играть в "Арсенале" за такие гроши? Где были менеджеры, и что это вообще за менеджеры!
Футболистам тоже не рекомендуется "щелкать клювом", слушая предложения со стороны. В Германии есть такая льгота: тех, кто делает долгосрочные вложения в недвижимость, освобождают от значительной части налогов. Небедные футболисты по наущению со стороны вложения делают, пытаясь убить двух зайцев. Вся загвоздка - в слове "долгосрочные". Завершение карьеры не освобождает от суровых многолетних выплат по договору. И наступает банкротство, самыми известными примерами которого могут служить тот же Гаудиньо и знаменитый Карл-Хайнц Ферстер. (Любопытно, что спортивная благотворительность, спонсорство и т.д. ни под какие льготы не попадают. Равно как и финансовая деятельность самих клубов. Считается, что футбол слишком богатая отрасль, чтобы иметь послабления.)
А вот банальное невыполнение контрактов, серые платежные ведомости и силовые "разводы" футболистов в Германии исключены. Тотальный контроль государства - зарплату даже на день не задерживают! Плюс репутация: малейшая огласка - и позор клубу на всю страну. Так было в "Кайзерслаутерне", где нечто подобное случилось несколько лет назад. А вот в Швейцарии, Австрии или Бельгии такое по-прежнему изредка случается. Там клубы победнее, а лигочемпионских амбиций хоть отбавляй. И народ ловчит, пытаясь прыгнуть выше головы без разбега.
Невозможны и "откаты". В "Алемании" не так давно банально украли деньги: пригласили из Австралии свободного агента, представив его игроком на контракте. В комплект последствий входили присвоенные агентом и менеджером клуба 150 тысяч евро, поимка, огласка, штраф, суд и лишение трех очков.
Теперь все понимают: агенту проще официально убедить клуб в таком размере комиссионных, который он хочет получить с трансфера. А менеджерам, желающим "наварить", лучше совсем об этом не думать, иначе можно лишиться чести, работы и, пожалуй, на какое-то время свободы. Кроме того, время единоличных менеджерских или тренерских, как в Англии, селекционных решений в Германии прошло. В условиях, когда все трансферные шаги предпринимаются только коллегиально, осуществить "распилы" и "откаты" невероятно сложно.
А вообще, пообщавшись в последние дни с главными фигурантами германского футбольного рынка, мы сделали для себя вот какой вывод. Принцип везде один: побольше заработать. И везде для этой цели ищутся какие-то схемы. Только в Германии они - легальные.
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ, Ефим ШАИНСКИЙ