Дмитрий Михайленко: "Переход в ”Шахтер” был исключен"
Летом 1994-го Дмитрий Михайленко перешел из ”Днепра” в киевское ”Динамо”. Он достался столичному клубу бесплатно. С формулировкой ”игроку нужно расти и попасть в сборную” опорного полузащитника просто отправили в Киев. Михайленко сразу стал игроком основного состава ”Динамо”. Пробился с клубом в групповой турнир Лиги чемпионов, где в первом же матче против ”Спартака” не реализовал пенальти.
Киевские болельщики не любили Михайленко, ”награждали” его издевательскими прозвищами, когда он выходил на поле. В 2001-м Дмитрий перешел в израильский ”Хапоэль”, потом играл в ”Днепре”. Теперь защищает цвета запорожского ”Металлурга”.
Мы встретились с 33-летним Дмитрием Михайленко в одном из кафе на Карла Маркса — центральном проспекте Днепропетровска. Футболист пришел на интервью пешком, потому что снимает квартиру неподалеку. Разговариваем по-русски.
- Родились вы в Кировограде. При каких обстоятельствах переехали в Днепропетровск?
— Приняли в местный спортинтернат. Приехал 12-летним, тренировался под руководством Сергея Собецкого. Уже тогда, в конце 80-х, ”Днепр” перешел на хозрасчет и платил интернатовцам зарплату. Вместе со мной учились Мирослав Ромащенко, будущий игрок московского ”Спартака”, и Геннадий Попович, который выступал в питерском ”Зените”. Сейчас, если один из выпускников пробьется в основной состав ”Днепра”, — это успех. А среди нас таких было пять-шесть. Правда, в Кировограде условия для тренировок были значительно лучшими. С семи лет я тренировался на четырех отлично подготовленных газонах. Но переезжал в Днепропетровск тогда не ради условий. Главное было — играть в футбол.
- Уже в 18 лет вы стали игроком основного состава ”Днепра”. Что помогло?
— Скорее — кто. Тренер Евгений Кучеревский. Я провел за дубль только 3–4 матча, а он уже забрал меня оттуда. Мефодиевич никогда не давил на психику людей, давал время раскрыться. Его замечания, шутки всегда воспринимал безболезненно. Тренировочный процесс у него был рассчитан на команду, которая должна бороться за наивысшие места. Например, в Израиле вообще не любят тренироваться. Там по 5–6 тренировок в неделю проводят.
- Почему вы перешли в ”Динамо”?
— Потому что хотел не просто играть, а делать это на уровне Лиги чемпионов. В ”Днепре” не было условий. Хотя деньги меня тогда не слишком интересовали — неженатым был. Вообще в те времена у всех игроков одной команды были одинаковые деньги. В ”Днепре” была своя ставка, в ”Динамо” — своя. Сейчас молодые футболисты думают, как больше заработать. Это нормально — век у футболиста короток. Хотя более выгодные финансовые варианты стоит избирать под завершение карьеры.
- Как принял вас Киев?
— Игралось хорошо. Чемпионство ”штамповали” одно за другим, а в Лиге чемпионов не хватало опыта. Вспоминаю, когда пенальти ”Спартаку” не забил, сначала даже не поверил в это. Пустота в душе, растерялся. Хорошо, что Леоненко тогда здорово сыграл, два мяча забил.
- Сейчас вы пенальти уже не исполняете. Почему?
— Не хватает хладнокровия. Я и до ”Спартака” пенальти редко бил. Просто Леоненко тогда отказался.
- Какой гол за карьеру самый памятный?
— В марте 1995-го итальянцам забил чуть ли не из центра поля. За олимпийскую сборную тогда выступал.
- Правда, что Кучеревский, работая в 90-е с олимпийской сборной России, приглашал вас к своей команде?
— Скорее, намекал. До конкретики разговор не дошел.
- Почему после удачно проведенного 1994-го выпали из основы ”Динамо”?
— Я играл, когда команду возглавлял Сабо. Потом его заменил Онищенко и сказал, что меня в составе не видит. Задержался в команде только благодаря возвращению Сабо. А при Лобановском в основном выходил на замену. Возможно, играл бы в Киеве и дольше, но разорвал крестовидные связки и пропустил почти восемь месяцев. Мне после этого нельзя было тренироваться на синтетике. Лобановский вызвал и сказал, что не станет под меня подстраиваться.
- Одно время болельщики ”Динамо” сопровождали свистом чуть ли не каждое ваше прикосновение к мячу. Как реагировали?
— Сначала неприятно было. Потом Лобановский посоветовал не обращать на это внимания.
- Израильское продолжение карьеры выбрали сами?
— Да. В Украине только две сильные команды. Переход в ”Шахтер” был исключен. Вроде бы меня хотел немецкий ”Штутгарт”, но я об этом ничего не знаю. Поехал в Тель-Авив, играл за местный ”Хапоэль”. Сильная команда, пять лет тому назад играла в четвертьфинале Кубка УЕФА, где уступила ”Милану”. Она хотела выкупить мой контракт, но в ”Динамо” не согласились. Пришлось ехать в аренду к ”Бейтару”. Единственный плюс — игровая практика в этом клубе.
- Сравните чемпионаты Украины и Израиля.
— В техническом отношении израильтяне украинцам не уступят. Только в скорости, прессинге, коллективных действиях. ”Бейтар” выступал слабо, но в команде по этому поводу не переживали. Зато стадион всегда был переполнен.
- Не страшно было жить в Израиле?
— Страшно то, что к терактам привык и воспринимал их как должное.
- Когда договаривались об интервью, вы сказали, что рано встаете.
— Привык. Кроме того, я же не в шесть утра встаю на рыбалку. Часов в восемь уже на ногах. В ”Днепре” я и Руслан Костышин всегда всех будили.
- С Кировоградом вас что-нибудь связывает?
— Брат там живет. Саша сам в футбол играл, а теперь бизнесом занимается.
1973, 13 июля — Дмитрий Михайленко родился в Кировограде
1991 — перешел в днепропетровский ”Днепр”, дебютировал в высшей лиге чемпионата СССР
1993 — дебютировал в составе сборной Украины
1994 — футболист киевского ”Динамо”
2001 — начал играть в Израиле за ”Хапоэль”
2003 — вернулся в ”Днепр”
2006 — подписал контракт с запорожским ”Металлургом”
Женат, сыну 8 лет
Александр ПЕТРОВ