Сергей Попов: Отказал Мутко и Лобановскому
Большую часть своей карьеры Сергей Попов провел в «Шахтере», однако в середине девяностых судьба забросила его в Петербург. Недавно маршрут Донецк – Питер освоил Анатолий Тимощук – близкий друг Попова. Кстати, в 2002-м Анатолий принял капитанскую повязку горняцкой команды именно из рук Сергея. Сегодня Попов работает тренером в футбольной академии «Шахтера» в Донецке с 19-летними футболистами.
Садырин и Бышовец – великие тренеры
– Почему же после пяти лет карьеры в «Шахтере», имея стабильное место в «основе», вы перешли в «Зенит»?
– То были не лучшие времена для «Шахтера». Президент и владелец клуба Александр Брагин трагически погиб на стадионе, точнее, был убит при взрыве бомбы, заложенной в VIP-ложе. В команде появилась неопределенность по многим вопросам. Я тогда играл за сборную Украины, хотел улучшить условия контракта, подошел к руководителям клуба, но мне отказали в пересмотре соглашения. Зато разрешили рассматривать любые предложения. Первым на меня вышел «Зенит», и мы по всем вопросам договорились.
– Как вас приняли в Питере?
– Хорошо. У Павла Садырина в команде была прекрасная атмосфера. Коллектив подобрался дружный, сплоченный, в основном молодые ребята, примерно моего возраста (Попову тогда было 25 лет. – «Спорт»). Влился я в «Зенит» без проблем.
– Первый год вы работали под руководством Павла Садырина, много играли, но затем он возглавил ЦСКА. На капитанском мостике «Зенита» появился Анатолий Бышовец. Ощутили перемены в системе подготовки, тренировочном процессе?
– У каждого тренера свои требования. Бышовец ставил нам игру на контратаках, в тренировках делал акцент на физической подготовке. У Садырина было больше игровых упражнений.
– В 1997 году вы уже реже появлялись на поле, всего 10 матчей провели. Что случилось?
– Я провел две игры и после этого лег «под нож» – мне сделали операцию на паховых кольцах. Три месяца восстанавливался. Но потом меня Бышовец, как говорится, авансом поставил в состав, за что ему я сильно благодарен. В последнем матче за «Зенит» я гол забил.
Спивак часто бывает в Донецке
– Тем не менее в «Зените» вы не остались...
– Мог задержаться и подольше, уже договорился с президентом клуба Виталием Мутко о продлении контракта. Но в тот момент мне по-ступили предложения от киевского «Динамо», от самого Валерия Лобановского, и от тренера «Шахтера» Валерия Яремченко. Я поразмышлял и решил вернуться в родной Донецк, хотя финансовые условия в Питере предлагали хорошие.
– С кем-то из зенитовцев сохранились дружеские отношения?
– Я дружил с Дмитрием Хомухой, но он переехал в Москву, и мы как-то потеряли друг друга. Хорошо знаю двух нынешних зенитовцев, двух Александров – Горшкова и Спивака. С первым в сборной Украины часто пересекались, а Саша Спивак часто приезжает в Донецк, мы с ним встречаемся, делимся новостями. Сергей Приходько, который тогда в «Зените» в «рамке» стоял, сейчас работает в Донецке – тренер вратарей в «Металлурге», с ним общаемся нередко.
– В 2002 году вы с «Шахтером» под руководством Невио Скалы выиграли золотые медали чемпионата Украины. Велика роль итальянского тренера в той первой, исторической для донецкого клуба победе?
– Я бы не сказал, что это лишь его заслуга. Он же пришел не на пустое место, команда создавалась и до итальянца, собиралась по крупицам. Правда, Скала сделал игру «Шахтера» тактически грамотной, привил игрокам психологию победителей. Вот до этого с Виктором Прокопенко мы иногда выигрывали у киевского «Динамо», но все это воспринимали как случай. При Скале же мы вообще не «отпускали» динамовцев, ни в чемпионате, ни в Кубке страны. Мы почувствовали вкус побед над своим главным конкурентом.
Я болею за «Зенит»
– Не таите обиды на Скалу, что он забрал у вас капитанскую повязку и передал ее Тимощуку?
– Нет. Все произошло открыто, не за спиной. Он нас вызвал с Толиком и четко объяснил, что доверяет более молодому. Для меня этот момент прошел безболезненно. Раньше капитана выбирала команда, потом – тренер. Думается, наставнику виднее, кто на поле должен быть проводником его идей.
– Вы сегодня работаете в футбольной академии «Шахтера», которую возглавляет голландец Хенк фон Стей. В чем, на ваш взгляд, особенности голландской школы футбола? Сможет ли Дик Адвокат сделать «Зенит» чемпионом России?
– Скоро я поеду в Голландию на стажировку, тогда об особенностях их футбольной школы смогу рассказать более предметно. Знаю, что они приверженцы схемы 4-3-3, хотя это не означает, что все голландские команды так играют. В тренировочных занятиях упор делается на тактику, технику и чуть меньше на «физику». Что касается чемпионства, то по финансовым вливаниям и по тем исполнителям, которые есть в Питере, перспективы у «Зенита» хорошие. По крайней мере, я надеюсь, что команда станет чемпионом. Открою вам секрет: я болею за «Зенит», и после того как ушел, следил и слежу за ним, переживаю за команду. Сейчас тем более, ведь мой друг Тимощук играет в Питере.
– Давно общались с Анатолием?
– Сегодня созванивались (разговор проходил 13 марта. – «Спорт»). Я поинтересовался, как у него дела. Он сказал, что все нормально, только огорчен результатом в первом матче чемпионата с «Сатурном». Советов я ему не давал, ведь учить опытного мастера не имеет смысла. Тимощук сам разберется во всем. Как мог, поддержал его словом.
– Своих дочерей хотели бы видеть в профессиональном спорте?
– Им самим решать. Старшей, Кате, сейчас семь лет, она занимается в теннисной секции. Младшей, Маше, три года, она пока не выбрала для себя вид спорта. Главное, чтобы девочки выросли гармонично развитыми. Кстати, они родились уже в Донецке. Будет возможность, обязательно повезу их в Питер, покажу, какой это красивый город.
О Тимощуке
Наследник Анатолий
– За Тимощука «Зенит» заплатил 20 миллионов долларов. Многие удивлены этой суммой, а я скажу, что этот игрок стоит таких денег. С адаптацией у него проблем не возникнет, ведь он коммуникабельный, общительный человек. В плане тренировочного процесса он профессионал, фанат футбола, для которого нет мелочей. Что потребует от него тренер, он выполнит. Тимощук начинал карьеру нападающим, потом играл и защитником, и опорным полузащитником, словом, он универсал. В игровом плане проблем у него не будет.
Конечно, нельзя не учитывать, что в Донецке за девять лет он привык, а тут новая команда, новый город. Поэтому я даю ему полгода на адаптацию (смеется). Хотя с его профессионализмом процесс, возможно, пойдет быстрее. Вот Мирча Луческу в «Шахтере» бразильцам год дает на адаптацию, чтобы втянулись, славянам – меньше…
Дмитрий Дойников