Нахлопались дверью
В понедельник знаменитый американский бобслеист Тодд Хэйз объявил о завершении своей карьеры – из-за полученной на прошлой неделе травмы во время тренировочного спуска в немецком Винтерберге. Завершающийся спортивный год вообще стал богатым на громкие уходы – и на не менее звучные возвращения. Распрощались с большим спортом теннисисты Марат Сафин и Амели Моресмо, но зато вернулись Ким Клийстерс и Жюстин Энен. Ушел горнолыжник Херманн Майер, но вернулись лыжница Кристина Шмигун и прыгун с трамплина Янне Ахонен.
Американский бобслеист Тодд Хэйз относится к тем атлетам, кому было еще что сказать в профессиональном спорте. На грядущих Олимпийских играх в Ванкувере Хэйз со своим экипажем наверняка претендовал бы на медали. Но судьба решила иначе – неделю назад четверка американского рулевого перевернулась во время тренировочного заезда накануне этапа Кубка мира в Винтерберге, и Тодд получил сотрясение мозга. Первоначальный диагноз вроде бы позволял американцу надеяться на скорое восстановление, но врачи обнаружили внутримозговое кровотечение. Во избежание осложнений Хэйзу было рекомендовано завязать с бобслеем, что тот и сделал. «Такое ощущение, что я подвел свою команду, – признался спортсмен. – Трое ребят из моего экипажа рассчитывали, что я помогу им на Олимпиаде. Теперь я не смогу этого сделать. Но моя семья и мое будущее важнее всего остального». Хэйзу, впрочем, грех жаловаться на гримасу фортуны. У него уже есть олимпийское «серебро», которое он завоевал в 2002 году в Солт-Лейк-Сити, а также две медали чемпионатов мира – серебряная и бронзовая. Собственно, из спорта он уже уходил – после неудачных Игр в Турине. Но затем в 39 лет вернулся, чтобы попробовать в Ванкувере еще разок. Жаль, что не вышло, однако здоровье важнее.
Кого пока невозможно представить в роли возвращенца, желающего «попробовать еще разок», так это Марата Сафина, покинувшего большой теннис в нынешнем сезоне. Хотя сейчас ему всего 29 лет. Но в нынешнем, прощальном своем сезоне Сафин отбывал номер так натужно, словно в спорте он уже полвека. «Ностальгировать ни о чем не буду, – заявил Марат, уходя на покой. – Да, я мог бы добиться большего, но и своими достижениями доволен». Действительно, каждой своей большой победой он был так доволен, что праздновал потом ее не одну неделю. Да и вообще вечеринки и клубы для Марата были более комфортной зоной, чем тренировочный корт. Так ради чего ему возвращаться? Хотя в роли чиновника – а Сафин, напомним, числится в числе кандидатов на пост вице-президента Олимпийского комитета России – представить его тоже трудно. Не очень вероятным представляется и возвращение экс-первой ракетки мира Амели Моресмо, также покинувшей большой теннис в этом сезоне. Француженка много всего выиграла и даже была чемпионкой Уимблдона. Вряд ли ее потянет когда-нибудь обратно.
Тем не менее именно в теннис в последнее время несколько игроков вернулись – и более чем успешно. Японка Кимико Дате-Крумм вообще потрясла весь спортивный мир, выиграв в 39-летнем возрасте турнир Женской теннисной ассоциации (WTA). Но главной героиней уходящего года стала бельгийка Ким Клийстерс. Родив дочку, она очень скоро почувствовала, что своего последнего слова на корте еще не сказала. Возвращение получилось триумфальным – Клийстерс покорила первый же турнир «Большого шлема», в котором приняла участие (Открытый чемпионат США). И видимо, как раз в этот момент, глядя по телевизору на свою счастливую соотечественницу, задумала пойти той же дорогой и ушедшая в прошлом году из спорта Жюстин Энен. Хотя буквально пару месяцев назад она заявляла, что очень довольна жизнью вне тенниса. Видимо, кривила все-таки душой. Официальное возвращение Энен состоится в начале будущего сезона, но выставочные матчи она уже проводит. Так, на днях Жюстин обыграла в показательной встрече россиянку Надежду Петрову – 7:6, 6:2. Судя по всему, очень скоро обе бельгийские теннисистки вновь окажутся на вершине.
В фигурном катании громкие возвращения – это верный признак надвигающейся Олимпиады. Китайская спортивная пара Сю Шень/Хунбо Чжао и российский одиночник Евгений Плющенко явили собой удивительные примеры спортивного долголетия. После немаленького перерыва вышли на лед и задали всем соперникам жару. Интересно, что эти фигуристы заблистали на международной арене примерно в одно время – в конце 1990-х годов. Выиграли массу наград. Ушли тоже почти одновременно – Плющенко после Олимпиады-2006 в Турине, а Шень и Чжао годом позже. Но вот мотивы их возвращения все же не идентичны. Китайцы хотят завоевать олимпийское «золото», которого недостает в их богатой коллекции. Плющенко же вернулся потому, что… А никто ведь, собственно, не знает, почему он вернулся. Звание олимпийского чемпиона у него есть, победителя мирового первенства тоже (и не одно). Не слишком добрые языки говорят, что не нашел, мол, себя Женя в жизни, вот и подался назад в спорт – от безысходности. Звучит цинично, но не исключено, что правда. Хотя сам Плющенко утверждает, что мысли об участии в Олимпиаде-2010 у него были всегда. И что насовсем из спорта он не уходил. Оснований сомневаться в этих словах тоже нет. Евгений ведь, даже обладая год-два назад солидным животом, спокойно исполнял в шоу тройные прыжки. А в первых же официальных стартах нынешнего сезона, набрав форму, запрыгал четверные. Правда, на днях Плющенко перенес операцию на колене. Его тренер Алексей Мишин утверждает, что ничего серьезного, но тревога за Ванкувер все же появилась…
Приурочили свое возвращение в большой спорт к Олимпийским играм и еще несколько спортсменов. Так, финн Янне Ахонен, проведя год вне прыжков на лыжах с трамплина, сказал, что соскучился по соревнованиям. Хотя есть сомнения в том, что Маске (так зовут спортсмена за полное отсутствие каких-либо эмоций на лице) вновь удастся громко заявить о себе. Эстонская лыжница Кристина Шмигун дала понять, что вычеркивать из числа претендентов на олимпийские медали ее рано. Вернувшись из декрета, она уже побывала на пьедестале почета этапа Кубка мира. Если же говорить о тех, кто, как и Хэйз, до Олимпиады не дотянул, то в первую очередь стоит упомянуть австрийского горнолыжника Херманна Майера. Великий Херминатор возвращался в спорт после тяжелейших травм и добивался новых успехов. Но в октябре нынешнего года решил, что для него достаточно. Интересно, что примерно в этот же момент поставил точку в карьере и знаменитый шведский футболист Хенрик Ларссон. Он несколько раз уходил и возвращался, еще в этом году играл за национальную сборную. Но в результате решил-таки переквалифицироваться в тренеры. Вчера Ларссон был назначен наставником шведского клуба «Ландскруна».