Анатолий Тимощук: "Когда выхожу на поле, о трансфере не думаю"
Анатолия Тимощука хотели видеть в своих рядах «Фейеноорд», «Рома», «Селтик», «Уиган» и «Локомотив», но никто не смог договориться с «Шахтером» по трансферной сумме. Хватит ли средств на покупку полузащитника сборной Украины у «Зенита»?
Последнюю неделю футбольную общественность будоражат слухи о переходе Анатолия Тимощука в питерский «Зенит». Тимощук – один из лучших футболистов Украины, участник чемпионата мира, Лиги чемпионов, капитан донецкого «Шахтера». Однако на самом деле российский болельщик не так уж хорошо знаком с Анатолием. Корреспондент «Спорта» попытался устранить этот пробел.
«Уиган» давал больше всех
– Заинтересованность в ваших услугах проявляли «Фейеноорд» и «Селтик», «Рома» и «Фиорентина». Кто из них был ближе к подписанию с вами соглашения?
– Ни один из них, так как все они не смогли достичь принципиального соглашения с «Шахтером» по вопросу трансферной суммы, а это самое первое условие для любой команды, заинтересованной в моих услугах: договоритесь с моим нынешним клубом, и только тогда я смогу обсуждать с вами условия личного соглашения. Наверное, стоит отметить, что наибольшую сумму предлагал «Уиган», который проводил переговоры с «Шахтером» во время зимнего трансферного окна.
– Знаю, что в прошлом году на предмет перехода в московский «Локомотив» вы общались с экс-президентом клуба Валерием Филатовым. Почему же переход не состоялся?
– Да, вы правы, на тот момент руководство «Локомотива» и главный тренер Славолюб Муслин хотели видеть меня в составе своей команды, но, насколько мне известно, клубы не смогли прийти к согласию по поводу трансферной суммы.
– Наставник оранжево-черных Мирча Луческу сказал, что только вы, отдавший десять лет «Шахтеру», сегодня имеете карт-бланш для перехода в другой клуб. Вы до сих пор занимаетесь его поиском?
– Когда выхожу на поле, оставляю все свои мысли и эмоции за его кромкой и думаю лишь о том, как достичь максимального результата. Да, у меня есть несколько агентов, которые занимаются поиском клубов, ведут переговоры. Я уже говорил, что был бы не против попробовать силы в более сильном первенстве, чем украинское, но только при соблюдении интересов «Шахтера».
– Вам интересно было бы поиграть в российской премьер-лиге, учитывая, что чемпионат в России, по мнению самих же футболистов, посильнее украинского?
– Чтобы проводить какие-то параллели или делать сравнения, необходимо иметь представление об уровне игры украинской и российской лиг, но у меня такого опыта нет. Хотя можно сравнивать игру и результаты товарищеских матчей и турниров. В прошлом году мы выиграли Кубок Первого канала, в этом году уступили ЦСКА, на сборах сыграли вничью с «Зенитом». Киевское «Динамо» провело без поражений оба турнира в Израиле, так что нельзя однозначно судить о силе лидеров обоих чемпионатов.
Играть без зрителей скучно.
– Президент РФС Виталий Мутко резко высказался относительного того, что Кубок Первого канала проходит в Израиле, заметив, что уместнее его было бы проводить в Сочи. А что вы думаете по этому поводу?
– Так как я вместе с командой побывал на этом турнире по приглашению, то есть в статусе гостя, я не вправе обсуждать организационные моменты. Из того, что я смог отметить для себя, – турнир не вызывает значительного интереса со стороны болельщиков в Израиле, а любому футболисту неприятно играть при пустых или полупустых трибунах.
– В чемпионате Украины вы играете уже добрый десяток лет. Не скучно ли выступать в этом турнире, учитывая, что борьба за чемпионство идет исключительно между «Шахтером» и «Динамо»?
– Да, опыт последних лет показывает, что борьба за первое место ведется только между этими двумя командами. Остается только надеяться, что в ближайшем будущем появятся клубы, которые будут обладать устойчивой финансовой базой, смогут привлекать сильных футболистов, способных бороться за самые высокие цели. Например, «Днепр» или донецкий «Металлург».
– Кстати, в первом круге чемпионата после встречи двух лучших клубов Украины разгорелся нешуточный скандал, связанный с неадекватным судейством матча португальцем Паулу Коштой. Вы считаете, что внутренние матчи должны обслуживать украинские арбитры или иностранные?
– В некоторых из матчей, которые обслуживали иностранные арбитры, они допускали ошибки. Но в то же время и украинские судьи ошибались. Человек – это не робот, и если игра носит принципиальный характер, если она решающая, в ней всегда много борьбы. И, вероятно, судьям не всегда хватает концентрации, либо они не выдерживают нервного давления.
У нас нет мегазвезд
– Сборная Украины на чемпионате мира в Германии произвела настоящий фурор, выйдя в четвертьфинал. Однако постоянно раздаются заявления, что в стране не хватает классных игроков для сборной. За счет чего же Олегу Блохину удалось создать такой самобытный коллектив?
– Любое достижение, любая победа – это результат коллективного труда. Мы прекрасно провели отборочный цикл к чемпионату мира, опередили несколько ведущих на тот момент сборных Европы. Наша сборная дебютировала на турнире подобного уровня, поэтому мы должны были максимально успешно выступить. Мы не искали оправданий, а направили все свои силы, всю энергию на достижение максимального результата. Поэтому я считаю, что решающую роль сыграло наше стремление доказать всему миру, что наша команда достойна игры на таком уровне. Мы ведь понимали, что нас поддерживает вся страна, украинцы по всему миру. К сожалению, уступили в четвертьфинале будущим чемпионам мира, но прекрасные впечатления от этого турнира останутся на всю жизнь.
– Сейчас на Украине муссируется тема легионеров: Блохин говорит, что их число нужно значительно сокращать, а вот форвард донецкого «Металлурга» Георгий Деметрадзе отстаивает права легионеров в суде. Что вы думаете по этому поводу?
– Я считаю, что каждый, вне зависимости от того, какой у него паспорт, должен завоевывать свое место в составе. Предоставлять такое право искусственно – неверно. Каждый должен доказать своей игрой, что он лучший.
– В «Шахтере» вы поработали под началом таких иностранных тренеров, как Невио Скала, Берндт Шустер, теперь Луческу. Как вы думаете, какие проблемы испытывают российские «сборники», работая под руководством «импортного» Гуса Хиддинка, или футболисты «Зенита», которых возглавляет его соотечественник Дик Адвокат?
– Мне сложно судить о ситуации в сборной России. Но по своему опыту работы с иностранными тренерами могу сказать, что я не испытывал никаких проблем. Наоборот, работа со специалистами высокого уровня, к которым, без сомнения, можно отнести и всех перечисленных, – это хороший опыт, а также возможность узнать что-то новое, так как у каждого тренера свой индивидуальный подход и свой взгляд на футбол.
– У капитана сборной Украины Андрея Шевченко не клеятся дела в «Челси». Не делился ли он с вами своими проблемами? Или Андрей, как мегазвезда, в отношениях с партнерами держит дистанцию?
– В сборной нет такого понятия, как «мегазвезда», – мы все один коллектив. Стараемся не терять контакт, когда находимся в своих клубах. Андрей – игрок высокого уровня, что он неоднократно доказывал своей игрой, поэтому я уверен, что он сможет продемонстрировать свои лучшие качества в Англии и подтвердит свой высокий класс в матчах премьер-лиги.
Полторы сотни футболок
– Я знаю, что вы из разных стран мира привозите вина и футболки известных игроков. Какими из них в своих коллекциях вы гордитесь больше всего? И сколько бутылок и маек у вас уже собралось?
– Традиция обмениваться футболками после матчей стала отправной точкой для моей коллекции, которая на данный момент насчитывает около полутора сотен экземпляров. Есть футболки, которыми я обменивался после игр, есть даже такие, что мне удалось выигрывать на благотворительном аукционе. Для коллекции вина у меня есть специальный шкафчик, в котором уже нет места для новых бутылок: коллекция постоянно пополняется благодаря подаркам моих друзей.
– Нельзя не заметить, что вы стильно одеваетесь. Вещи выбираете сами или супруга Надежда играет здесь определенную роль?
– Выбираю сам. Не обязательно, чтобы это была модная новинка, я подбираю одежду под свое душевное состояние на данный момент, ношу то, что мне удобно, но и от советов супруги по этому вопросу не отказываюсь.
– Какую кухню и какое блюдо предпочитаете? Жена вас чем-то балует?
– Мне нравится украинская (жареная картошка, красный украинский борщ, салат из огурцов и помидоров со сметаной) и итальянская кухня – паста, моцарелла, телятина под соусом баролла. Люблю, когда готовит Надя, но и сам могу приготовить, например, пэнэ-арабьято.
– Какие у вас пристрастия в кино, театре и книгах?
– Я стараюсь быть в курсе последних новинок – люблю ходить в кинотеатр с супругой или с друзьями либо смотрю фильмы дома на DVD. Из-за тренировок и насыщенного графика игр времени не так много, так что все свободное время стараюсь уделять своей семье и друзьям.
– В Луцке, откуда вы родом, вы материально поддерживаете детский футбольный турнир вашего имени. А не было мысли стать владельцем клуба «Волынь», в котором когда-то начинали карьеру?
– Этим турниром я занимаюсь уже несколько лет, потому что уверен, что необходимо уделять больше внимания молодому поколению. Конечно, большая часть организационных вопросов лежит на плечах моего отца – Александра Ивановича, ведь турнир ежегодно проводится в Луцке. Он уже получил статус международного, в нем принимают участие юношеские команды не только из Украины – мы стараемся расширять географию и приглашать коллективы из Польши, России, Белоруссии. Что же касается владения футбольным клубом, то у меня недостаточно финансов и опыта в этой области, поэтому на данный момент этот вопрос даже не рассматривается.
– Не задумывались, кем видите себя после того, как повесите бутсы на гвоздь?
– 27 лет – не тот возраст, чтобы задумываться о чем-то конкретном, но так, для себя, уже делаю определенные выводы о том, чем бы хотел заниматься. Скорее всего, это будет что-то связанное с футболом.
Мнение
Ринат Ахметов, президент «Шахтера»:
– Тимощук – игрок «Шахтера», никаких контрактов с другими клубами он еще не подписывал. Но, как я и говорил, если поступят предложения, ему будет предоставлено право выбора. Вопрос не во мне. Я даю Анатолию возможность самому принять решение. Мы рады его видеть в «Шахтере» и нуждаемся в нем. Но сейчас все зависит только от него. Интерес к Толику проявляли английские клубы, и трансферная сумма нас устроила, но Тимощук остался. Сейчас поступило новое предложение и, повторюсь, слово за игроком. Я не могу принимать за него решения. По крайней мере, то слово, которое ему дано, я сдержу.
– Ему поступило предложение из Петербурга?
– Да, но не только…
Экспертиза Сергея Веденеева
Тимощук – не созидатель, но игрок работящий
Если «Зенит» приобретет Анатолия Тимощука, то в средней линии появится еще один игрок-разрушитель хорошего уровня. Двое у питерской команды уже есть – кореец Ли Хо и голландец Фернандо Риксен. Тимощук – футболист техничный, быстрый, выносливый, способный выполнять большой объем работы, умеющий страховать фланговых игроков при их подключении к атакам.
Как типичный представитель украинской школы, он настоящий боец, готовый сражаться за каждый мяч.
На мой взгляд, в случае прихода Тимощука трудно будет найти место в основном составе Владиславу Радимову, который в прошлом сезоне играл на совершенно ему не подходящей позиции опорного полузащитника. Тимощук – не созидатель, в отличие от Радимова, который может сделать великолепный пас через полполя, создать голевой момент из ничего. Но привычное место Радимова, на котором он играл при Властимиле Петржеле, сейчас занято. В сегодняшнем «Зените» хватает мыслящих, конструктивных игроков атаки – Аршавин, Домингес, Текке, Денисов.
Дмитрий Дойников