Как Обком партии премировал "Шахтер" Югославией
Через неделю "Шахтеру" предстоит вояж в Белград на матч ЛЕ с "Партизаном". "Сегодня" выяснила, что первый раз югославскую столицу горняки посетили в 1962 году. О той поездке нам рассказал бывший нападающий горняков Виталий Савельев.
- Виталий Антонович, какие воспоминания сохранились у вас о том турне?
- Поездка была неплохая, но тяжеловато нам пришлось. Последний матч первенства 1962 года "Шахтер" проводил в Ташкенте 18 ноября. Домой вернулись только через два дня: летели до Москвы с пересадкой в Тбилиси, а оттуда – поездом. Нас сразу вызвали в обком партии и объявили, что за повторное завоевание Кубка страны мы премируемся поездкой в Югославию. 23 числа мы вновь выехали на Москву, чтобы на следующий день взять курс на Белград. Летели мы, помню, с пересадкой в Вене.
- Неужели в то время так быстро оформляли выездные документы?
- Дело в том, что летом того года мы уже выезжали за границу – летали в Швецию на товарищеские матчи. Поэтому у нас у всех имелись загранпаспорта, и никакой задержки с документами на сей раз не было.
- Когда узнали, с кем предстоит играть?
- На родине нам только сообщили, что турне будет состоять из трех матчей. А список соперников и расписание игр огласили уже по прилету на место. Играть нам предстояло с "Марибором", "Хайдуком" и "Приштиной". Естественно, что и сами будущие соперники, и манера их игры для нас были полной загадкой. Но мы по этому поводу абсолютно не заморачивались. В футбол везде все одинаково играют – где-то хуже, где-то лучше. Это сейчас стали проблему из этого создавать: ой, мы недостаточно хорошо изучили соперника! А тогда мы в заграничных турне со всеми играли играли с "чистого листа" и ничего. Мы даже не тренировались. Чего уж там тренироваться, если конец сезона уже был? Вышли за 15 минут до матча, размялись, побегали, почувствовали поле – и в бой. Да и чего нам было бояться? Тогда первенство СССР не уступало ведущим европейским чемпионатам.
- Идеологических накачек перед вылетом не было?
- Нет, мы тогда с Югославией дружили. Народ там относился к нам очень доброжелательно.
- Как было организовано это турне?
- В Югославии мы провели в общей сложности дней 10-12. Базировались в Белграде, а для передвижения по стране нам выделили не автобус, не самолет, а специальный международный вагон, который цепляли к поездам, следующим в нужном направлении. Вагон – это, по сути, гостиница на колесах: двухместные купе, душ, туалет, все на хорошем уровне. Вот в этом вагоне мы и колесили по стране: из Белграда в Марибор и обратно, затем в Сплит и обратно, и, наконец, в Приштину и обратно.
- Отыграли успешно?
- Одно поражение и две победы. Первую игру проводили с "Марибором", который тогда играл во второй югославской лиге. Накануне повалил мокрый снег, весь город покрыл белый ковер – сантиметров 60-70. Поле почти не чистили. Так прямо по снегу и играли. Местные лучше нас приноровились к тяжелому полю и победили 1:0. Но главное даже не в погоде, а в том, что вечером накануне игры в нашу честь устроили прием в городской мэрии. Ну, и, как всегда в таких случаях бывает, пошли тосты – за дружбу между народами, за улучшение отношений между странами… Словом, глотнули ребята немного винца - не без этого. Ну, и немного нас это дело расслабило, а на следующий день играть предстояло непривычно рано – чуть ли не в полдень. Ну, и, наверное, просто не успели должным образом настроиться. Обидно было, да и руководство команды побурчало.
- Зато на остальных соперниках вы отыгрались…
- Вторую игру проводили в Сплите с "Хайдуком". Приехали мы туда, а там погода – как в Сочи: тепло, только небольший дождик моросит. И сам город тоже приморский, похож на наши черноморские курорты. Нас опять хорошо встречали, но уже не таком уровне, как в Мариборе (улыбается). Хорваты были тогда в лидирующей тройке в своем чемпионате, но мы настроились – команда ведь у нас неплохая тогда была – и обыграли их 2:1, причем абсолютно по делу. Руководство довольно, все прежние обиды забылись, хотя и предупредили нас: "Смотрите, не расслабляйтесь. Надо на хорошей ноте закончить турне". Последний матч "Шахтер" проводили в Приштине, столице Косова. Их команда тоже выступала во второй лиге, но котировалась повыше "Марибора". Там мы легко играли, в свое удовольствие, и без проблем победили 5:2. Три мяча в той игре забил я. Короче говоря, если бы не снег и не теплый прием в Мариборе, мы и там бы не проиграли.
- Зрителей много приходило на матчи?
- Прилично. Когда играли в Сплите, а там стадион тысяч на 30-35, так он был заполнен, наверное, на две трети. А в Мариборе стадиончик небольшой – тысяч на 10 – был почти битком.
- Что еще запомнилось из той поездки?
- Когда были в Хорватии, нас возили на экскурсию, на дачу Тито. Запрятана в горах. Ну, точно как у нас – дача Сталина в Мацесте. Они и похожи между собой очень. Знаете, как коммунисты строили – главное, чтобы стены были метровые. А еще в перерыве между играми в Сплите и Приштине югославы организовали нам коллективный поход на матч Кубка ярмарок, в котором "Црвена Звезда" принимала "Барселону". У югославов тогда играли Дуркович, Костич и Джаич, а испанцы мне показались тогда серенькой командой, даже – ниже среднего. У них мне только запомнились венгры Цибор и Кочиш. "Црвена Звезда" в той игре, помню, выиграла 3:2.
Сборная СССР и "доктор Живаго"
"В Югославию мы ехали не как отдельная команда, а на правах сборной клубов СССР, - вспоминает Виталий Савельев. - Хотя никем усилены мы не были. Все свои, даже руководитель делегации был донецкий. Единственно только комитетчик, сопровождавший команду, был из столицы. Но благодаря такому статусу сборной командировочные нам полагались значительно выше. Незадолго до нас в Югославии проводило товарищеские игры московское "Динамо", так им дали по 12 тысяч динаров на брата, а нам по 42 тысячи. Но сразу предупредили, чтобы не вздумали покупать книгу "Доктор Живаго", которая незадолго до этого вышла за границей на русском языке".