Язва, съевшая Аякс: на смерть Пьерино Прати
На 74-м году жизни умер Пьерино Прати - один из легендарных форвардов "Милана", Италии, да, в конечном итоге, и всей Европы. По крайней мере, он последним сотворил в финале Лиги чемпионов нечто такое, что не могут повторить уже более полувека. "Террикон" реконструирует лучший день в футбольной жизни этого человека...
Вообще-то, приятных моментов в карьере Прати - куда больше, чем один великий день. Ему повезло - он попал в "Милан", когда там руководил Нерео Рокко, у которого был талант притягивать трофеи. Он проработал в "Милане" 2 сезона в начале 60-х, выиграл сначала Серию А, потом - Кубок чемпионов, на победной волне ушел за хорошие деньги в "Торино", на в 1967 вернулся - и вновь погрузил "Милан" в океан побед. За один сезон он опять обеспечил "россонери" "скудетто" и Кубок чемпионов.
Рокко был весьма любопытной личностью. Футбол, который он прививал "Милану", был малосимпатичным - классическое каттеначио, оборонительная игра в самом своем скучном варианте. Рокко не считал нужным оправдываться за это или доказывать, что его стиль привлекателен. Как-то один из его оппонентов сказал ему перед матчем: "Пусть сегодня победит лучшая команда!" Рокко невозмутимо парировал: "Надеюсь, что будет не так!"
Рокко был одним из главных сторонников внедрения в тактические модели "чистильщика" - защитника, который исправляет ошибки партнеров на самой последней линии обороны. Его "Милан" играл по схеме, которую можно передать примерно как 1-3-3-3. Строгий оборонительный футбол, в котором главное - не дать сыграть противнику и забить на один гол больше, чем он. По преимуществу - простые комбинации, масса вертикальных "лонгболов", быстрые прорывы, геометрически безупречные контратаки. И гениальный плеймейкер Джанни Ривера как мозг этого зубодробильного коллектива - человек, чья несравненная креативность и делала атаку "Милана" великой. Человек, вокруг которого Рокко и начал строить свою безупречную команду в 1961, когда Джанни было еще лишь 18.
В атаке Рокко тоже требовались люди специфические. Ему не нужны были какие-то фантазеры, отмеченные "искрой Божьей". Его идеал форварда - настырный проныра, который хорошо понимает, что к чему, и умеет вовремя оказаться в нужной точке. Именно таким и был Пьерино Прати.
В Милан он попал в 1966 20-летним, и сразу прижиться ему не удалось - его быстро сплавили в аренду "Савоне". Но там, забив 15 голов в 29 играх, он доказал, что чего-то стоит. Его вернули и потом уже не отпускали в течение 6 лет. Да и как отпустить, если уже в первом своем полном сезоне за "россонери" он забил 15 голов, став лучшим бомбардиром чемпионата!
С "Миланом" он прошел славный путь, навыигрывав кучу трофеев - Кубок чемпионов, Кубок кубков (дважды), Межконтинентальный кубок. Он был игроком сборной Италии, с которой взял европейское "золото" 1968 и мировое "серебро" 1970. Но все-таки несравненным пиком его карьеры стал ТОТ САМЫЙ матч. Тот, где он сотворил подвиг, покорившийся лишь двум гениям до него и никому - после.
28 мая 1969 на мадридском "Сантьяго Бернабеу", заполненном лишь на треть (что за футбол без "Реала"?), в финале Кубка чемпионов встречались "Милан" и "Аякс". Появление голландцев на такой стадии было сенсацией - тогда эту нацию ни во что не ставили. Поговаривали, что амстердамской команде повезло с жеребьевкой, что, достанься им "Манчестер Юнайтед", а не чехословацкий "Спартак Трнава" - не видать бы им финала, как номеров на своих футболках! Но Нерео Рокко к таким словам не прислушивался. Он видел, что на глазах подрастает новая европейская сила. Он оценил, как "Аякс" выпутался из безнадежной ситуации в четвертьфинале - проиграв на своем поле "Бенфике" 1:3, в гостях выиграл с таким же счетом, а потом в дополнительном матче, выдержав атаки португальцев (во главе с самим Эйсебио, между прочим!), а дополнительное время забил 3 гола за 15 минут. Это была очень непростая команда, и "Милану" нужно было ее сломать.
Видавший виды Рокко посмотрел на "тотальный футбол" "Аякса" и понял главное: если попытаться реагировать на то, что делают эти неутомимые черти - пиши пропало. Со своими постоянными перемещениями и сменой позиций они разрушат всю его систему. Рокко принял самое консервативное из возможных решений: реагировать по факту. Защитники держали зоны и включались, как только там появлялся мяч. "Аяксиды" во главе с молодым гением Йоханом Кройфом могли сколько угодно плести свои сети - итальянцы на это не обращали внимания, пока это не касалось персонально кого-то из них. Такая бесхитростная тактика сработала - не видя привычного эффекта от своих действий, голландцы подрастерялись и приостановились.
Ну, и тут наступило время Пьерино Прати. У каждого игрока бывают в карьере дни, когда все звезды смотрят ему в глаза. Таким днем для Прати стал 28 мая 1969. Начал он уже на 7-й минуте - получил навесную передачу с фланга и головой перебросил мяч через вышедшего вратаря "Аякса" – идеально точно, именно туда, куда и следовало. Это было сделано в очень нужный момент, когда соперник пытался перегруппироваться и придумать что-то новое после первых бесплодных атак.
На 40-й минуте Прати забил в тот же угол, но в другом стиле. Ривера неуловимо показал ему, куда смещаться. Прати побежал в том направлении, Ривера сбросил мяч пяткой - и Прати пробил метров с 25 так сильно, что спасти ворота было уже невозможно.
На 60-й минуте столп обороны "Аякса" Велибор Васович сократил разрыв с пенальти, назначенного за снос другого "легионера" - шведа Инге Даниэльссона. Но уже 7 минут спустя Прати сделал еще один важный ход - после того, как "Аякс" увяз в миланской обороне и потерял мяч, он запустил по правому флангу Анжело Сормани. Тот сделал все, как учил Нерео Рокко: просто и эффективно. Пробежал полполя и на линии штрафной, не вступая в контакт ни с кем из защитников, бахнул по воротам. И попал точно в дальний угол.
А на 75-й минуте был продемонстрирован еще один мастер-класс. "Аякс" в очередной раз потерял мяч в атаке - их судорожные попытки прорваться к воротам "Милан" к тому моменту читал уже легко. В прорыв был брошен Ривера. Лидер "россонери" вошел в штрафную, обыграл вратаря, но сместился влево - бить было уже неудобно. Он остановился, выждал пару секунд и в издевательской манере, носком подцепив мяч, послал его во вратарскую, на голову набежавшему Прати. Тот ударил в противоход вратарю.
Этот матч наглядно показал, почему в Италии у Прати была кличка "Язва". Он был и прост, и непрост одновременно. Угроза от него могла исходить из любой точки пространства перед воротами. Не показывая никакого волшебства, он добивался успеха своим пониманием игры.
Ну, и да. Он стал последним игроком на данный момент, кому удавалось сделать хет-трик в финале Кубка/Лиги чемпионов. До него это чудо сотворили два великих партнера по "Реалу" - в незабываемом финале 1960 Альфредо Ди Стефано забил 3 гола, а Ференц Пушкаш - вообще 4. С 1969 хет-триков в финалах больше не было. Так что Прати, что там о нем ни говори, был личностью уникальной...
Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon
Федор Ларин, специально для "Террикона"