Тогда считать мы стали деньги, или Время новых зарплат
Коронавирус производит революционные изменения в футболе, и одно из них – уменьшение общего денежного оборота. Что приводит к снижению зарплат, причем вряд ли оно ограничится только периодом карантина. "Террикон" изучает проблему…
"Футболист может прожить шесть месяцев или год, не получая зарплату. Мы не в таком отчаянии, как те, кто живет с детьми и должен выходить из дома в шесть утра и возвращаться в семь вечера, чтобы прокормить семью. В этом случае мы не пример. Мы должны помогать. Мне легко говорить из дома, зная, что у меня есть еда для моих детей. Но я обеспокоен, что есть отчаявшиеся люди, которые не могут двигаться и покидать дом"...
Эти пронзительные слова Карлоса Тевеса сейчас широко цитируют. Они - ключ к проблеме зарплат, которая в мировом футболе решается лавинообразно. Такое впечатление, что все только и ждали, кто урежет зарплату первым. Список открыла "Барселона". За ней бросились все. Ну, или почти все. Исключение составил, например, "Ингулец". Там футболисты были готовы "пойти на уступки в финансовом плане", но президент клуба Александр Поворознюк сказал решительное "нет!". В итоге, зарплата всем сохранена на весь период карантина, сколько бы он ни продлился. Таким образом, разница в оплате труда игроков "Барселоны" и "Ингульца" несколько сокращена.
Лидеры мирового футбола хотят внести в этот вопрос какую-то стройность. ФИФА по видеосвязи провела совещание с представителями Ассоциации европейских клубов (ECA) и Международной федерации ассоциаций профессиональных футболистов (FIFPro). Стороны обсуждали меры, которые необходимо принять, чтобы справиться с кризисом. Одна из главных мер – попросить футболистов пойти на временное понижение зарплаты на 50%. Предполагается, что как только ситуация нормализуется, контракты вернутся к прежнему статусу.
Для некоторых клубов 50-процентное сокращение - слишком мало, чтобы выжить. И они уже идут на более серьезное урезание зарплат. По такому пути пошел, например, "Атлетико", уменьшивший зарплаты игрокам мужской, женской и дублирующих команд на 70 процентов. Это сделано для того, чтобы сохранить неиграющий персонал клуба в количестве 430 человек. Пишут, что футболисты отнеслись к такому шагу с полным пониманием.
На те же 70 процентов ужались и игроки "Барселоны". Достижение соглашения по этому поводу затянулось на несколько дней, из-за чего в СМИ немедленно появились публикации о том, что футболисты артачатся. Пришлось Лео Месси выступить с гневной отповедью: "Если соглашение и затянулось на несколько дней, то лишь потому, что мы искали формулу, которая поможет клубу и его работникам в эти тяжелые времена. Мы были первыми, кто предложил помощь".
А вот "Тоттенхэм" поступил совсем наоборот. Игроков он трогать побоялся, зато сократил зарплаты остальному персоналу. Это вызвало возмущение простых людей, выразителем мнения которых выступил Харри Реднапп: "Я не могу в это поверить. Конечно, игрокам нужно было сократить зарплату. Я думал, руководство собирается платить обычным людям и маленьким компаниям, которые страдают. Но мы говорим о клубе, где игроки зарабатывают 10-12 миллионов фунтов в год. "Тоттенхэмом" владеет Джо Льюис, один из самых богатых людей в мире, а клуб сокращает зарплаты всем сотрудникам, кроме футболистов. Это невероятно. Каждый из игроков может позволить себе отдать 10 процентов зарплаты. Я бы хотел, чтобы капитаны всех команд АПЛ собрались и сказали: "Ребята, мы тут все заодно, давайте сделаем пожертвования, чтобы помочь сотрудникам наших клубов".
Есть примеры несогласия и радикального решения ситуации. Так поступил, например, швейцарский "Сьон", объявивший о значительном уменьшении зарплаты на время карантина. Согласились с этим не все, и клуб, недолго думая, разорвал контракт со смутьянами, предпочтя выплатить им отступные (финансово это оказалось выгоднее). На улице оказались такие известные в футболе личности, как Йоан Джуру, Алекс Сонг, Сейду Думбия.
Своя ситуация – в Польше. Там высшая лига – Экстракласса - в лучших традициях административного управления футболом предписала всем клубам сократить зарплаты игрокам на 50%. Заботились, понятно, о клубах же, но в итоге, могут им же навредить. Среди игроков эта мера не вызвала всеобщего восторга, и президент Польского футбольного союза Збигнев Бонек тоже ее раскритиковал – мол, лучше пусть клубы сами договариваются со своими футболистами. Но эти разговоры, в свою очередь, упираются в разнообразные позиции игроков, готовых идти на разные по объему уступки.
Национальные федерации и международные футбольные союзы, придя в себя от первоначального шока, пытаются создать "подушку безопасности", которая поможет выйти из кризиса после окончания карантина. Тот же Бонек выделил значительные средства на поддержание существования клубов не только высшей лиги, но и трех более низких классом - всего более 116 миллионов злотых (примерно 26 миллионов евро). ФИФА создает фонд, где будут аккумулироваться деньги ФИФА, конфедераций, национальных федераций, отдельных футболистов, спонсоров, телевещателей - всех, кто хочет мировому футболу светлого будущего. Как надеется ФИФА, фонд станет гарантией того, что футбол после кризиса сохранит свою нынешнюю структуру.
Да, именно об этом сейчас и мечтают все, кто зарабатывает на нем деньги - чтобы все осталось по-прежнему. Но как это может случиться? Экономические эксперты наперебой пророчат сокращение большинства рынков в связи с коронавирусом. Все твердят, что вернуться к прежним объемам бизнеса будет невозможно по целому ряду причин, среди которых - массовая безработица, снижение покупательной способности населения, уменьшение рекламных бюджетов... Почти наверняка клубы вынуждены будут тратить значительно меньше, чем до коронавируса. А значит, сокращение зарплат станет из временной нормы постоянной. И нынешняя космическая зарплата Месси на многие годы заморозится в виде "вечного рекорда" - вроде того, какой установил в прыжках в длину Боб Бимон на Олимпиаде-1968...
Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon
Юрий Шелест, специально для "Террикона"