Максим Калиниченко: "На ноге гематома, ключица болит, зуб раскрошился. Но я не жалуюсь!"
Не сочтите за нарочитую лесть: про работу на сборах Максима Калиниченко следовало бы снять научно-документальный фильм и в дальнейшем использовать его как пособие для тренеров и начинающих футболистов. Максим не дает себе ни малейших послаблений. Все задания выполняет безукоризненно. По ходу тренировок Владимир Федотов и его помощник Сергей Родионов то и дело отпускают в его адрес одну и ту же похвалу: «Молодец, Макс!»
ВСЕ БОЛИТ!
– Тьфу ты! Быстро сплюнь через левое плечо и трижды постучи по дереву! – главный администратор «Спартака» Александр Хаджи, кажется, не рад восторгам посторонних. Драма Калиниченко, которого в расцвете сил скосили страшные травмы, разворачивалась на глазах одного из старожилов клуба. Повинуюсь Хаджи: через левое плечо, по скамейке…
– Максим, как чувствуете себя после первого сбора? – задаю вопрос в последний день пребывания спартаковцев в Турции.
– Не сказал бы, что хорошо. Все болит. Для начала работы – обычные ощущения. Пальцы отбиваются, мышцы ноют. На ноге гематома, ключица болит, да еще зуб раскрошился.
– Полный набор, одним словом.
– Выбирать не приходится – именно сейчас закладывается фундамент на весь сезон. Для меня не существует дилеммы – бежать или нет. Я просто бегу.
– Егора Титова все чаще называют ветераном. А вас?
– Душой и телом я молод! Сохранился, тьфу-тьфу, прилично. Операции? Знаете, у нас в таких случаях говорят: потом доиграется. Я ощущаю себя так же, как два или три года назад.
– Главный тренер литовской «Ветры», вашего спарринг-партнера на сборах, Александр Тарханов считает, что «Спартак» не тот. Много проблем в защите, в нападении...
– Если Александр Федорович произнес такие слова, замечу, что с его стороны это не слишком этично. Мы сами разберемся со своими недочетами, а у Тарханова наверняка в «Ветре» работы хватает.
ВЫРОС НА КИЕВСКОМ «ДИНАМО»
– Впереди у «Спартака» – сбор в Израиле и участие в Кубке Первого канала. Какие воспоминания остались от прошлогоднего турнира?
– Ажиотаж, конечно, был огромный. К сожалению, мы приехали с испанских сборов не в лучшем физическом состоянии, в настоящую яму попали. Ноги не бежали, голова не думала.
– Ставится ли задача непременно отыграться?
– С одной стороны, турнир неприоритетный. С другой – есть высокие стимулы и возможность проверить себя в играх с высококлассными соперниками. Так что результат важен.
– Несет ли для вас предстоящий матч с киевским «Динамо» какой-то особый подтекст?
– Разумеется. В первую очередь из-за исторического противостояния. Думаю, не стоит лишний раз говорить, что значит киевское «Динамо» для болельщиков «Спартака» и наоборот. Для меня этот матч еще и красивая вывеска из детства. Я болел за киевлян и вырос на этой команде.
– Ваш возможный переход в «Динамо», который так активно обсуждался перед Новым годом, так и не состоялся. Заглохло дело?
– Если меня не купили и не продали, значит, Богу так угодно. До конкретного разговора с киевской стороной не дошло. Эту историю можно с чистой совестью забыть. Но журналисты теперь все время про нее напоминают. Потом в Интернете я читаю эти интервью вместе с отзывами читателей и, бывает, от души над ними смеюсь.
– «Спартак» запросил за вас четыре миллиона евро. Дорого?
– Дороговато, если никто не купил.
– Из чего складывается цена?
– У меня действующий контракт, так что могут хоть сто миллионов запросить.
– Но ведь руководство клуба исходит из каких-то соображений?
– Учитывается все, даже место рождения. Но критерий «мастерство футболиста» – казалось бы, основной – доминирует далеко не всегда. В сегодняшнем футболе пиар значит порой больше, чем уровень футболиста. Далеко за примерами ходить не надо – возьмите нашу премьер-лигу.
– Егор Титов укорил в интервью «СС» киевское «Динамо»: мол, как вам не стыдно торговаться за Калиниченко! Заплатите столько, сколько просят!
– В современном футболе подобная щедрость едва ли возможна. Нет в мире таких руководителей, даже в «Челси», которые бы не желали продать подороже, а купить подешевле. Касса «Динамо» не бездонна.
ЛАКОМЫЙ КУСОЧЕК ДЛЯ ЕВРОПЫ
– После «Динамо» на горизонте появились французские клубы в компании с английским грандом «Манчестер Юнайтед». Что здесь правда, а что вымысел?
– Порой складывается впечатление, что Калиниченко – лакомый кусочек для всей Европы. Кажется, слухи рождаются из ничего. Если появляются реальные варианты, то раздается звонок от моего агента. Таких звонков в последнее время было совсем немного.
Последний слух, об интересе «МЮ», вообще комментировать не хочу. Уже не смешно, надоело! Англия для меня как минимум на ближайший год закрыта. Необходимо иметь не менее 75 процентов игр в сборной за последние два года, чтобы получить рабочую визу. Привет манчестерской газете, которая сватает меня в «МЮ». Посчитайте мои игры за сборную!
– Может, вас на лондонских улицах заметили? Вы же намеревались провести часть отпуска в Англии.
– Не ездил. Решил остаться в Москве из-за неопределенности в карьере. Путешествие отложили до лучших времен. В паспорте стоит полугодичная виза.
РАЗГОВОР С ФЕДОТОВЫМ
– В руководстве «Спартака» говорят: проблемы Калиниченко не существует, есть проблема лимита на легионеров.
– Раз существует проблема лимита, то зачем делаются предложения Амелиа, Савиоле, Кежману и т.д.?! Я – украинец и подпадаю под ограничение, но это не моя проблема. Давайте так: я честно делаю свое дело, бьюсь за место в составе, а в клубе пусть не вспоминают, какой я национальности. Почему никто не говорит о других иностранцах «Спартака»? Они не имеют проблем, а я имею. Это уже похоже на навязчивую идею или давление.
– Вы брали время на раздумье, когда руководство «Спартака» предложило вам взять российское гражданство?
– Не брал и сейчас не возьму. Моя позиция была предельно четкой: хочу поехать на чемпионат мира.
Я не тот человек, который добровольно откажется от своей мечты. При всем уважении к еврокубкам чемпионат мира – другой уровень. Я вкусил его, и мне очень понравилось. Поймите правильно: если получу российское гражданство, то не смогу выступать за сборную Украины.
– Знаю, у вас состоялся разговор с Владимиром Федотовым. Вы получили гарантии места в основном составе?
– Мы встретились с Владимиром Григорьевичем 31 декабря у него дома в Москве. Поговорили по душам. Решили все проблемы. Из беседы я вынес, что устраиваю его как футболист. Этим разговором мы словно гордиев узел перерубили. Встреча была очень важна для меня.
БРЮЗЖАЛ И БУДУ БРЮЗЖАТЬ!
– Владелец «Спартака» Леонид Федун на встрече с журналистами «СС» назвал ваши выступления в печати «брюзжанием». Это слово несет в себе негативный оттенок?
– Думаю, да. Любой, окажись на моем месте, проявит недовольство. Я брюзжал и буду брюзжать, если окажусь вне состава. Не терплю сидеть на лавке, но не стану ставить это в упрек тренерам или кому-либо. Я отдаю себе отчет в том, что существуют командные интересы, и футболисты должны им подчиняться.
– Признайтесь, хоть разок штрафанули за брюзжание?
– Не случалось такого. Влепили вроде штраф за то, что выписанные таблетки не пил. Не знаю, правда, вычли сумму из зарплаты или нет, это отследить непросто. Если чувствуешь, что наказание несправедливо, это ужасно раздражает.
Андрей Бодров