Зепп Блаттер: "Давайте зимой играть в хоккей, а летом в футбол!"
ЗАЧЕМ БЛАТТЕР И ПЛАТИНИ ПРИЕХАЛИ В МОСКВУ?
Присутствие президента Международной федерации футбола и председателя технического комитета ФИФА на Кубке Содружества стало уже неотъемлемой традицией московского турнира. На этот раз, однако, у их приезда - особый подтекст: неделя, которую Зепп Блаттер и Мишель Платини начинают в Москве, закончится в Дюссельдорфе, где 25 - 26 января пройдет конгресс УЕФА.
Главный вопрос - выборы президента Европейского футбольного союза, и кандидатов на пост номер один в УЕФА двое: занимающий его ныне Леннарт Юханссон и Платини. Так что визит в Москву, где Кубок Содружества каждый год собирает не только лучшие клубы постсоветского пространства, но и руководителей футбольных федераций стран СНГ и Балтии, для трехкратного обладателя "Золотого мяча" стал заключительным аккордом президентской кампании. 15 федераций - это ведь свыше четверти голосов на конгрессе. Предвыборную тему высокие гости, естественно, предпочитают обходить, но в их беседах с футбольными руководителями бывших советских республик она не звучать не могла. А этими встречами была занята значительная часть времени, которое в субботу и воскресенье Блаттер и Платини провели в Москве.
Нашлось в их программе и "окно", которое двое из наиболее влиятельных в мировом футболе людей посвятили эксклюзивным интервью корреспондентам "СЭ".
"Может, мне теперь и на пресс-конференцию ехать уже не стоит?" - произнес президент ФИФА сразу после окончания нашей беседы на втором этаже московского отеля "Националь". Действительно, получилась она очень насыщенной. Живой, веселый и лишенный тени высокомерия, говорит швейцарец быстро, эмоционально и, главное, не отделывается штампами: как мне показалось, ответ на каждый вопрос он давал искренний.
"Ровно пять минут", - сказал Блаттер в начале беседы, взглянув на часы, но тут же увлекся и о своем напряженном рабочем графике вспомнил далеко не сразу. Так может поступить только человек, который действительно любит футбол.
СИМПАТИЗИРУЮ ПЛАТИНИ
- На предстоящих выборах президента УЕФА вы собираетесь поддержать Мишеля Платини?
- Для начала скажу по какой причине мы с мистером Платини находимся здесь, в Москве. Я давно слежу за Кубком Содружества и, если не ошибаюсь, приезжаю на него с 1995 года, а Платини - с 99-го. То есть здесь мы всегда вместе. Сейчас он председатель технического комитета ФИФА, я по-прежнему президент этой организации, и мы поддерживаем турнир. Это - пункт первый.
Что касается выборов президента УЕФА я обязан говорить, что соблюдаю нейтралитет. Но когда меня спрашивают: "На чьей стороне ваши симпатии?" - то с учетом многолетних наблюдений за развитием европейского футбола готов заявить: они определенно на стороне человека, игравшего в футбол, причем на высочайшем уровне. Я сам был футболистом и до сих пор немного играю, а потому понимаю, насколько важно понимание игры изнутри для руководства этим видом спорта. Мишель Платини был в моей команде во время выборов президента ФИФА в 1998 году мы все делали вместе , и мои симпатии на предстоящих выборах, безусловно, принадлежат ему. При этом совсем не хочу сказать, что другой претендент на пост президента УЕФА - кандидат не законный.
- В прессе сообщалось, что вы выдвинули неожиданную идею перевести европейский футбольный календарь на систему "весна-осень", в то время как Россия, наоборот, стремится подстроиться под европейскую модель "осень-весна". Если информация о вашем предложении верна, то в чем его суть?
- Да, информация верна. Эта идея по крайней мере имеет право на обсуждение. Мы знаем, что Россия, Швеция, Норвегия, Дания, Исландия и, кажется, еще Украина (тут Блаттер ошибся: наши соседи проводят чемпионат по европейской схеме "осень-весна". - Прим. И.Р.) и ряд других стран играют летом. Почему этого не делают другие, несмотря на то, что лето - лучшее время для игры в футбол? Почему в июне и июле большинство стран не проводят чемпионатов?
Дело в том, что существует традиция, которая берет корни в Великобритании, точнее в Англии. Более ста лет назад там стали играть в футбол зимой, и вот по какой причине. Тогда еще не было ни телевидения, ни кино, ни большинства других современных развлечений. Прообраз сегодняшнего британского Boxing day - двух туров между католическим Рождеством и Новым годом - появился именно в то время, потому что люди в эти дни не работали и нуждались в зрелищах, которыми могли бы заполнить свободное время. Летом они могли ездить на море, загорать - а вот зимой подобных альтернатив не имели. Профессиональный футбол и стал своего рода спектаклем, созданным специально для увеселения рабочего класса. А поскольку Англия - родина футбола, то эта традиция со временем перекочевала на континент. Там решили: раз в Англии поступают именно так, это нужно скопировать.
Но это неправильно! И времени с тех пор прошло очень много, и мир изменился до неузнаваемости, и свободное время люди теперь проводят совсем иначе! Поэтому вопрос о трансформации жизненного уклада европейского футбола как минимум можно рассмотреть и обсудить. Я обязательно вынесу его на майский конгресс ФИФА в Цюрихе. Уверен, что можно сформировать специальную рабочую группу для обсуждения этой темы - она того стоит. Допустим, эта зима по всей Европе выдалась мягкой. Но так бывает далеко не всегда. Почему мы играем до 15 декабря, когда холодно и футболистам, и болельщикам, а потом продолжаем выходить на поле в январе? И при этом не проводим матчей в июне и июле, когда повсюду - тепло и солнце? В этом есть что-то противоестественное.
- К тому же лучшие игроки мира вроде Роналдинью после окончания сезона приезжают на чемпионат мира вымотанными и не показывают своей лучшей игры.
- Абсолютно точно! Поэтому мы обязали все лиги остановить свои чемпионаты в середине мая. Но получилось так, что уже после окончания первенства мира страны, играющие по системе "осень-весна", не проводили официальных матчей еще месяц. То есть практически все лето и половину теплого месяца мая мы потеряли! Футбол по сути своей - игра летняя, не созданная для закрытых помещений. Давайте летом играть в футбол, а зимой - в хоккей!
ФУТБОЛ - ЧАСТЬ ОБЩЕСТВА, А В ОБЩЕСТВЕ, УВЫ, ЕСТЬ МЕСТО ОБМАНУ
- Какие изменения, на ваш взгляд, необходимо внести в футбольные правила, чтобы игра стала более зрелищной, чем на ЧМ-2006 в Германии?
- Мне кажется, проблемы зрелищности упираются не в правила игры, а в менталитет тренеров и менеджеров. Если обе команды выходят на поле с целью выиграть, получается замечательный футбол. Но если оба тренера действуют по принципу: "Главное - не проиграть", как это было на минувшем чемпионате мира, у атакующих игроков нет ни малейшего пространства, чтобы демонстрировать мастерство. "Все в защите, все в нападении" - это принцип как раз иллюстрирует такой подход. На мировом первенстве было всего два по-настоящему открытых поединка, где обе команды играли на победу! Это матч-открытие Германия - Коста-Рика, в котором было забито шесть голов, и игра за третье место Германия - Португалия.
Исторически сложилось, что после поражений в полуфиналах для команд не так важно, получат они бронзовые медали или нет, а потому пресс ответственности в этом поединке не столь велик. Словом, в этих-то двух матчах мы и увидели, насколько хорошим может быть футбол. Жаль, что это происходит так редко, но мы не имеем права вмешиваться и заявлять, что тренеры обязаны выводить команды на поле исключительно для победы. Да и как это сделаешь? Возможно, необходимо даже пойти на какие-то искусственные меры, чтобы стимулировать выигрышные устремления тренеров. Ведь звездам сейчас вообще негде развернуться! Как только, допустим, Роналдинью получает мяч, его схватывают "клещами" сразу двое, а то и трое соперников, и в таких условиях даже талант подобного масштаба не может ничего создать!
- Вас не угнетает, что в современном футболе тренеры и игроки ради результата готовы воспользоваться любыми средствами? Словесными провокациями, как Матерацци, симуляциями, как Криштиану Роналду, и многими другими. Как сделать игру честнее?
- Такая проблема есть, и она, на мой взгляд, не в личностях Матерацци или Криштиану Роналду. Футбол - часть общества, а в обществе немало людей, готовых идти к цели обманными средствами. Такая же ситуация и в футболе. Впрочем, это не повод заявлять: мол, ничего с этим не поделаешь, - и умыть руки. Нет, мы должны сделать все, чтобы остановить обман в футболе теми средствами, которые есть в нашем распоряжении. В том числе и с помощью дисциплинарных акций. Но вырубить обман, что называется, на корню невозможно. Это часть любой игры и жизни вообще. Если вы играете в покер, обязательно найдется человек, который захочет заглянуть в ваши карты, а то и подсунуть крапленую колоду. Нам бы очень хотелось, чтобы в футболе звездные игроки не занимались обманом, потому что с них берут пример другие игроки и болельщики.
Картинные падения - далеко не самое дурное явление в футболе. Хотя бы потому что существуют судьи, которые обязаны разобраться, насколько то или иное падение обоснованно. Есть другая, куда более серьезная беда. Представьте себе ситуацию. Команда атакует и теряет мяч. Соперник начинает острую контратаку - и тут один из футболистов команды, потерявшей мяч, внезапно падает на траву и имитирует серьезную травму. Игра останавливается, а через несколько секунд выясняется, что никакого повреждения нет: едва оказавшись за боковой линией, игрок встает и как ни в чем не бывало показывает, что готов вернуться на поле. Чудеса! Вот где грубейшее нарушение духа футбола, которому практически невозможно противодействовать. Судьи-то боятся не останавливать игру, потому что одно из тысячи падений может быть действительно тяжелой травмой.
- Арсен Венгер в конце чемпионата мира заявил, что выросло "поколение божьей руки" - под влиянием печально знаменитого гола Диего Марадоны в матче ЧМ-86 Англия - Аргентина. Великий игрок, по сути, никакие пострадал, а его команда стала чемпионом мира, и это показало молодежи: цель может оправдывать средства.
- Не совсем согласен. Повторяю: в футболе, как и во всем современном обществе, есть место обману. Вот вы играете в футбол?
- Да, раз в неделю.
- Скажите честно: случается незаметно прихватить соперника за футболку или придержать руками?
- За футболку - нет, а вот задержки иногда себе позволяю.
- И я, представьте, тоже! Я уже не так быстр, как когда-то, а потому иногда прибегаю к недозволенным приемам. Но это ведь не имеет ничего общего с "божьей рукой" и новым поколением, которое взяло пример с Марадоны! Это было всегда, у всех поколений. Когда играешь - хочешь выиграть. И иногда ради этого пускаешься на небольшой обман. Почему? Да потому что футбол - это игра! А в игре ты не считаешь подобные поступки чем-то очень уж серьезным и важным, для тебя это несопоставимо с тем, чтобы "подставить" кого-то в обычной жизни. Рассуждая обо всех этих проблемах, никогда нельзя забывать об игровой сути футбола.
ЛАЙНСМЕНОВ ДОЛЖНО БЫТЬ ЧЕТВЕРО
- Вы за то, чтобы использовать видеопросмотры в спорных ситуациях?
- Да, но только после матча. (Смеется.) А во время игры - нет. Потому что в этом случае будет низложен авторитет арбитра. Исключив ошибочность некоторых судейских решений, мы уберем из футбола нечто важное. Не будет бурных дискуссий после матча, без которых невозможно представить игру. Был пенальти или не был? Был офсайд или нет? Если останавливать встречу и рассматривать все эти моменты на видео, люди перестанут ходить на футбол, потому что не останется места для последующих яростных обсуждений и споров. Давайте оставим за судьями право делать такие же ошибки, какие совершают тренеры и игроки. А вот что мы обязаны делать - это повышать уровень судей, особенно лайнсменов. Последние в особенности должны быть лучше подготовлены профессионально. Большинство рефери в поле работают хорошо, тогда как к арбитрам на линии претензий гораздо больше. Это одно из самых слабых мест нынешнего футбола.
- Не планируете эксперимент с двумя главными арбитрами?
- Нет. А вот увеличить число лайнсменов - планируем.
- До четырех?
- Да. Тут есть один нюанс. У рефери в современном футболе один тип мышления и взгляда на поле - диагональный. Он должен видеть все, а сделать это считает возможным только по диагонали. Но сама игра-то по диагонали не идет! Она идет "с севера на юг", согласно расположению ворот, а не с "северо-запада" на "юго-восток". Отсюда неправильность многих решений. Зато, если на поле окажутся четверо лайнсменов, у главного судьи не будет необходимости наблюдать за игрой по диагонали: каждый из боковых будет контролировать свою четверть поля, и это исключит массу обмана, который есть в футболе сегодня. Одновременно рефери разгрузят, и эффективность его работы окажется гораздо выше.
- Да и лайнсменам не придется перемещаться вдоль всей боковой линии, что улучшит качество определения офсайдов.
- Безусловно. Тем не менее споры об офсайдах будут вечными, и это, уверен, очень хорошо.
- Как относитесь к тому, что в футбол пришли огромные деньги, которые поляризовали возможности клубов? К примеру, миллиарды Романа Абрамовича?
- А разве было бы лучше, если бы денег в футболе не было? Так что заявлений о нежелательности прихода в него серьезных капиталов делать не буду. Другое дело, что надо признать: они приводят к дестабилизации базовых основ клубного футбола. Раньше речь шла о "членах клуба", теперь - об "инвесторах". Разговор не только об Абрамовиче. Сейчас вообще покупка футбольных клубов вошла в большую моду. 50 лет назад покупали лошадей, чтобы участвовать в скачках, или конюшню "Формулы-1" и в одночасье становились знаменитыми. Теперь же ничто не сравнится с приобретением футбольных клубов - особенно в Англии. И это опасно, потому что в один прекрасный день мода пройдет, и жены владельцев клубов скажут мужьям: все, надо завязывать с футболом и переводить капиталы во что-то более модное. Сегодня ты, став хозяином большого клуба, два раза в неделю занимаешь место в своей VIP-ложе и оказываешься под прицелом телекамер со всего мира. Твое эго тут же становится достоянием всей планеты. Регулировать это очень тяжело: ФИФА не может вмешиваться в экономические принципы, главный из которых - соответствие спроса и предложения. Если футбол требует таких денег, что мы с этим можем сделать?
- Как бороться с коррупцией в футболе? Для России, на наш взгляд, этот вопрос очень актуален.
- Не только для России. Мы знаем, что проблем с коррупцией в футболе очень много. В большинстве случаев это касается предвзятого судейства. Выход из положения, как нам кажется, - придать профессиональный статус рефери и лайнсменам. Арбитраж должен стать их основной работой, расставание с которой грозит ударом по всей карьере. Сейчас ведь, если что, судья просто концентрируется на своей основной работе, и расставание со свистком или флажком, по сути, ничего в его жизни не меняет! Мы решили эти проблемы в Германии, Бразилии и Италии, где судьи стали профессионалами, но это только три из крупнейших футбольных федераций. Однако наши возможности тоже небеспредельны. Мы можем только выступать против коррупции, в меру сил помогая правоохранительным органам проводить расследования и отправлять виновных за решетку. Это, в частности, было сделано с одним судьей в Германии.
- А итальянский путь решения проблемы вам по душе?
- Это тоже выход. Потому что в коррупционной системе, существовавшей в Италии и связанной с судьями, речь шла не о деньгах. Влияние на арбитров осуществлялось другим путем - на мой взгляд, худшим, чем обыкновенные взятки. Удар наносился по духу людей: мы тебя продвигаем в судейскую элиту а ты взамен на протяжении всей карьеры помогаешь нашему клубу. Решение об отправке одного клуба во второй дивизион, а также лишении очков ряда других команд, думаю, было правильным.
ПРИГЛАСИТЬ ХИДДИНКА - ХОРОШАЯ ИДЕЯ
- Насколько верным путем, по-вашему, развивается российский футбол, в который пришли большие деньги нефтяных и газовых монстров?
- Футбол всегда играл и будет играть в России большую роль. Сейчас у РФС новый президент, помогают ему также новые люди. Только что я с ним разговаривал и убедился, что он поддерживает наши усилия по постепенному сокращению числа иностранных легионеров. Система "шесть плюс пять" была моей личной идеей, и я рад, что РФС движется именно в этом направлении. Что же касается появления в российском футболе больших денег, то я рад, что ваши инвесторы вкладывают их в собственный футбол. Это лучше, чем отдавать капиталы футболу зарубежному. Россия - самая большая страна мира, и не только Москва и Санкт-Петербург, но и остальная страна нуждается в этих деньгах.
- Ваше мнение о появлении Гуса Хиддинка во главе сборной России?
- Это хорошая идея. Весь опыт российских тренеров во главе национальной команды говорил о том, что ожидаемых результатов они не дают. Особенно с тех пор, как Советский Союз развалился и Россия стала самостоятельным государством с отдельной федерацией футбола. Такой титулованный зарубежный тренер, как Хиддинк, безусловно, привнесет какие-то новые идеи, "свежую кровь". К нему, возможно, будет даже больше уважения, чем к большим тренерам и игрокам времен Советского Союза. Вот, скажем, есть у вас Никита Симонян - настоящая легенда. Но жить одними легендами невозможно. Жить надо современными реалиями. И тогда результаты придут.
Игорь РАБИНЕР