Ян Лаштувка: "Мы с женой удочерили девочку в Донецке"
Карьера этого футболиста довольно интересна. Перейдя в 2004 году в "Шахтер" из чешского "Баника" Ян Лаштувка за пять лет успел поиграть еще и в Англии и Германии. Но в итоге судьба распорядилась так, что голкипер снова вернулся в Украину, только на сей раз он стал полноправным игроком "Днепра".
У нас в стране о Яне не так много известно, поэтому корреспондент "Команды" решила узнать первым делом, как все начиналось.
— Я познакомился с футболом в шесть лет, — сказал Лаштувка. — У меня было много друзей постарше, которые обожали этот вид спорта. Как-то они меня спросили, не хочу ли я с ними пойти на тренировку. Так и началась моя карьера. Родители посчитали, что лучше уж я буду играть в футбол, чем слоняться неизвестно где и с кем.
Жил я в маленьком чешском городке Карвина. Там в коллективе "Карвина" и выступал до 18-ти лет. А потом перешел в клуб "Баник" из Остравы. Сначала около года выступал за "дубль", потом попал в первую команду. Так случилось, что основной голкипер получил травму, и тренер доверил мне место в воротах. Впрочем, его беспокоило то, что я слишком молод. А потом он как-то сказал, мол, если юный Касильяс играет за "Реал", то почему Лаштувка не может быть кипером у нас? С тех пор мне стали доверять. В составе "Баника" я был чемпионом Чехии. И меня заметили селекционеры <Шахтера".
"Травма в "Шахтере" выбила меня из колеи"
—В "Шахтере" у тебя была стабильность?
—Так вышло, что Плетикоса получил повреждение и я сразу стал в ворота. Первым желанием было выучить русский язык, потому что люблю разговаривать с защитниками на поле. Если голкипер молчит, то команда его не чувствует.
В "Шахтере" полтора-два года был основным вратарем, стал чемпионом Украины, обладателем национального Кубка, участвовал в Лиге чемпионов, Кубке УЕФА. Но потом травмировался, и из-за этого клуб купил Богдана Шуста. Потом начали больше доверять украинскому киперу.
У меня была тяжелая ситуация, и я поехал в аренду в английский "Фулхем". Но толком там заиграть не смог, потому что мои мысли были заняты женой и дочкой, которые остались в Чехии. Дело в том, что мы с супругой удочерили украинскую девочку из Донецка, но ей не хотели открывать британскую визу. Так что мне было не до футбола, постоянно мотался к семье в Чехию. Первые три-четыре месяца еще держался, а потом психологически стало очень тяжело.
—А потом ты отправился в аренду в германский "Бохум".
— Да, там я провел год. Немцы предлагали еще остаться, поскольку за такую сумму они не могли выкупить меня у "Шахтера". Но я сказал, что не хочу больше быть в аренде. Однако, когда вернулся в Донецк, узнал, что играть не буду, здесь есть украинский вратарь.
Мне позвонил тренер вратарей "Вест Хэма", тоже чех, и пригласил поиграть опять в Англию, быть вторым вратарем. И я согласился, но только потому, что это был мой земляк. Хочу отметить, что у него были хорошие занятия, очень полезные для меня. Но стать первым голкипером так и не удалось. Я выступал только в Кубке и в матчах за "дубль". А когда вернулся в Донецк, мне снова предложили уйти в аренду. Спустя неделю узнал, что мной заинтересовался "Днепр". Сразу ответил согласием, подписав контракт на три года.
—Была особая мотивация перед недавней игрой с "Шахтером"?
—Так вышло, что я травмировался на разминке перед игрой прямо на стадионе. Спину так потянул, что почти не мог ходить. Поэтому не удалось сыграть против своей бывшей команды.
"После Англии стал сильнее физически"
—Что удивило тебя в тренировочном процессе англичан?
—Мы много занимались в тренажерном зале. Когда только пришел в "Фулхем", поднимал лежа на лавке 27 килограммов, а когда уходил — 45—50 кг. В Англии все игроки мощные. Вообще мне не нравится, когда футболист после фола долго лежит на газоне. Здесь такого не увидишь. Если игрок постоянно симулирует и тянет время, фаны его освистают. А вот в Украине и Германии такое часто случается.
Еще что поразило в "Фулхеме", так это маленькая база, в отличие от Чехии или Украины. Мы приходили только на тренировки, а потом — сразу домой. Перед домашними играми даже заездов не было. Например, встреча в 12.45, а ребята собираются только в 11.00 в раздевалке. Тренер объявляет состав, и все — пошли на разминку. Там все спокойно, люди не переживают. Занимались утром, и почти целый день свободный. А здесь тренировка вечером. Проснулся и ждешь, ничего практически нельзя сделать.
—За границей футболисты выкладываются на занятиях на сто процентов?
—Если в Германии и Англии игрок не хочет бегать, отбирать мяч, то наставник сделает замечание. Так что там все работают пo максимуму. У немцев футболист, выходя на разминку, даже надевает щитки (улыбается).
—Ты заметил педантичность немцев, их любовь к порядку?
—А как же. Например, когда едешь на матч, у всей команды должна быть экипировка: кроссовки, носки. Если кто-то по ошибке надел носки не фирмы нашего спонсора, то обязательно сообщат тренеру об этом, и забывчивому придется платить штраф — в евро. Это же касается и цвета футболок. Когда мы играли в квадрат, а кого-нибудь поймали на 20 пасов — плати 10 евро, а кто пропустил мяч между ног в квадрате — штраф 20 евро...
"Во время занятия ты мог стать дураком"
—Игроки подшучивали друг над другом?
—В "Вест Хэме" четыре-пять голкиперов с тренером по вратарям играли в одно касание на дурака по буквам. Один раз потерял мяч, тебе присваивается буква "Д" и так далее. У кого набиралось слово, ребята подходили и давали щелбан по ушам. Почти всегда так начинались тренировки в Англии. А когда холодно, уши и так красные, а тут еще партнеры раздают щелбаны от всей души (смеется).
В Чехии мы в команде тоже часто подшучивали друг над другом. Например, на свитере игрока выложим из пластырей цифру один на спине. Он ничего не замечает, идет в магазин, а обнаруживает это только дома. Если туфли партнера не понравились, мы могли на них выложить из пластырей значок Adidas. В Британии, если кто-то пришел в футболке, например, розового цвета, а остальным она не понравилась, то ее забирали и торжественно всем демонстрировали со смехом. Так что приходилось следить за одеждой. А вот черным игрокам в "Вест Хэме" было все равно, что надевать. Они могли натянуть штаны, а о носках забыть и в таком виде явиться на тренировку. Ему удобно, и все... В Германии по-другому, там почти все летом — в джинсах.
—Цена ошибки вратаря больше, чем любого полевого исполнителя…
—Если форвард не забил в трех моментах, то никто ему ничего не скажет. А если кипер совершит промах и команда проиграет — 0:1, то все скажут, что он ошибся. Нападающий знает, что если не забил сейчас, то будет другой шанс. Вратарь же не может исправить ситуацию.
"О сборной Чехии уже и не думаю"
—В составе национальной команды Чехии ты провел один матч...
— Дело в том, что уже о сборной не думаю. Когда хорошо играл в Чехии, завоевал чемпионство, а потом и в "Шахтере" выиграл "золото", меня в национальную команду не вызывали. Повезло, когда выступал в Германии, один раз пригласили. Я не рассчитываю на сборную, потому что у нас голкипер есть — Петер Чех. Вряд ли вратарь будет меняться. Если я поеду в сборную как третий кипер, то там не будет таких тренировок, как в клубе. Так, спрашивается, зачем туда ехать, чтобы на трибуне сидеть...
—Как воспринимаешь поражения?
—Раньше больше переживал, когда выступал в Англии, Германии. Думал, что мог сделать лучше. Гол пропустил и размышляешь, как это случилось. Хотя все и говорят, что не моя вина. Мучаешься, а если бы стоял не в правом углу, а в левом, или наоборот, или надо было выйти немножко вперед? Сейчас уже не так. Мне достаточно одного дня, чтобы все переварить.
—У тебя радость, недавно родилась дочь...
— Как я уже рассказывал: мы с женой удочерили девочку в Донецке. Ее зовут Ангелина. Она так быстро освоилась, даже уже говорит по-чешски. И вот три месяца назад у нас с Ленкой родилась Кристина. Я сейчас живу на базе, но подыскиваю квартиру, чтобы жена с детьми переехала ко мне. Люблю ходить по магазинам и выбирать детские вещи, игрушки для малышек. Всегда спрашиваю у жены перед тем, как ехать в Чехию, что нужно купить здесь. Мне это интересно.
—Следишь за тем, что о тебе пишут в прессе?
— Время от времени. Недавно зашел на сайт "Днепра". Было любопытно, что думают наши фаны. Когда я прочитал комментарии некоторых болельщиков, то разозлился. Они писали, что я якобы сдал команду и специально не вышел против "Шахтера". Это некрасиво, ведь они не знали, что у меня травма. Зачем же писать такую ложь?
Я люблю поединки с "Шахтером" и "Динамо" из-за особой атмосферы на стадионе. Я приехал в "Днепр", чтобы с командой добиться результата. Хотел бы, чтобы мы были впереди и обыгрывали украинских грандов. А по окончании чемпионата мы могли сказать, что работу свою сделали хорошо. А также хотелось, чтобы много болельщиков приходило на нашу арену, и они тоже были довольны нашими показателями.
Ольга ДОЛИНИНА, газета "Команда"