С песней весело играть: гимны наших клубов
… "Для тебя, "Шахтер", — зеленые поля!" неслось над центральным стадионом "Шахтер". Восемь лет назад наличие гимна у украинского футбольного клуба считалось экзотикой. Именно тогда в Донецке официально "положили футбол на музыку". Причем автором музыки стал Игорь Крутой — мэтр постсоветского шоу-бизнеса, личный друг президента "Шахтера" Рината Ахметова. С тех пор болельщики донецкой команды, заслышав первые звуки знакомой мелодии, поднимаются со своих мест. Такая прелюдия к футбольному матчу, безусловно, вдохновляет футболистов на ратные подвиги.
Наши поют
Исторически неофициальное первенство в футбольном гимносложении принадлежит у нас в стране киевскому "Динамо". Оно вот уже два десятка лет заводит своих болельщиков хитом "Динамо, Динамо", о-о-о!". Незамысловатая ритмичная мелодия идеально подходит для хорового пения, а умелые подводки под припев, вроде "и забыв обо всем, мы скандируем так…" повышают градус кипения домашнего стадиона "бело-синих".
Эта песня Вадима Лащука на слова Анатолия Матвийчука выиграла конкурс у других претендентов на звание динамовского гимна. Однако в столице, в отличие от Донецка, не принято вставать при предматчевом ее исполнении. В Днепропетровске удачно адаптировали фанатские кричалки под торжественную мелодию ("в мире не было и нет клуба лучше, чем наш "Днепр"). В словах гимна "Металлиста" нашел свое отражение характер команды ("Металлист", "Металлист", ты — горяч и норовист").
Стараются не отставать от грандов по части музыкального сопровождения успехов футболистов и в других городах, представленных командами премьер-лиги. Так, гимн луганской "Зари", написанный Владимиром Спектором, воспевает славную историю клуба (благо, есть что воспеть), выражает одновременно и надежду "увидеть "Зарю" в зените", и уверенность "среди команд футбольной Украины "Заря", "Заря", ты будешь лучше всех!" Упор на славное прошлое сделан и автором слов и музыки гимна одесского "Черноморца" Валентином Кубой:
Мы чтим ветеранов, и наши победы Останутся в наших сердцах. И где б ни стояла команда на рейде, Мы будем стоять до конца.
Гимн "Ильичевца" представляет собой рок-балладу, где качество музыки, пожалуй, выше качества слов ("Наша команда, верим в успех, для нас "Ильичевец" всегда лучше всех!").
У черновицкой "Буковины" гимн футбольного клуба — ода родному краю:
Там, де шумлять буки І тече могутній Прут, Де дзвенять трембіти звуки, І живе чудовий люд. Де гори та полонини вкривають Батьківщину — Віримо у перемогу чернівецької "Буковини". Чернівців — "Буковини", Чернівців — "Буковини", Чернівців — "Буковини".
Гимн "Карпат", написанный Мирославом Грабарем, выдержан в фанатской стилистике:
Гей догори! Гей догори! Зелено-білі прапори, Шарфи літають у всі боки, "Карпати" знов перемогли!
У "Таврии" официальная песня, слова и музыку к которой написал поклонник киевского "Динамо" Валерий Малышев, также подчеркивает единение болельщиков и команды. Отмечается готовность преданных поклонников крымчан отправиться за тридевять земель для поддержки своих любимцев:
Мы за любимую команду Даже горы свернем, Пешком по морю до Стамбула, Если нужно, дойдем.
Боже, "Спартак" храни!
Россияне прохладнее относятся к песенному футбольному официозу, нежели украинцы. Клубы премьер-лиги, особенно столичные, могут похвастать наличием в составе своих торсид именитых поэтов-песенников и выдающихся композиторов, однако запоминающихся именно клубных хитов они пока так и не создали. Парадоксально, но более серьезно к гимносложению относятся клубы рангом пониже. Приведем припев из гимна новотроицкой "Носты":
"Носта", время не ждет, "Носта", только вперед! "Носта", гол забивай! "Носта", победу давай!
Кстати, гимн "Носты", в отличие от подавляющего большинства других музыкальных визиток футбольных клубов, написан как бы от имени команды, а не болельщиков. В нем — искренние слова благодарности футболистов своим почитателям: "Нашим болельщикам — низкий поклон, хоть и не знаем многих имен".
Самый популярный клуб России — московский "Спартак" — объявил на своем официальном сайте конкурс гимнов. Он вызвал немалый ажиотаж у красно-белых бардов. Ведь слова действующего официального гимна "народной команды" уже порядком устарели ("на троне чемпионском ты — хозяин полноправный", "вся Россия гордится тобой").
Разнятся музыкальные и поэтические таланты участников конкурса, но общая для всех линия — горячая любовь к "Спартаку". "Ты стал народным навсегда, любимый клуб "Спартак" Москва" — с этим утверждением одного из конкурсантов поспорить сложно, ведь вряд ли на просторах бывшего Советского Союза найдется еще один такой футбольный клуб, свой — лучший или худший — вариант гимна которого предложило бы несколько сотен музыкантов-болельщиков.
Показательно разнообразие подходов почитателей "Спартака" к гимносложению. Тут и песни-здравицы ("Красно-белый ромб России пусть сияет много лет!" — припев-пожелание Александра Латыпова), и молитвы (на мотив гимна царской России "Боже, "Спартак" храни!"), и лирика от известного автора и исполнителя Александра Барыкина ("Молодою плещет силой красно-белая река"). Особой искренностью пронизана ода, написанная известным фанатом "Спартака" Николаем Гладильщиковым:
Красно-белая повесть — не Такой уж пустяшный рассказ Для любого из тех, Кто душой прикипел К красно-белому цвету. Мы болеем до боли, Ведь "Спартак" — это каждый из нас. Ну, давай, по одной. За друзей, за любовь И за нашу победу.
Гимны постсоветских клубов, как правило, не отличаются поэтическим богатством (рифма "гол-футбол" — едва ли не обязательный атрибут гимна команды на наших просторах, нередки и пассажи "стадион-чемпион"). Однако этот недостаток с лихвой компенсируется зажигательной (исключительно в мажорной тональности) мелодией и искренностью исполнителей (как правило, болельщиков соответствующей команды).
Показательно наличие во многих гимнах местоимения "мы", символизирующего единство команды и болельщиков. Плюс — утверждений, что "Сибирь", "Шахтер", "Динамо" — чемпион, пусть иногда и грешащих против истины, однако настолько убедительных, что, услышав подобное в исполнении тысячеголосого хора, даже самый отъявленный скептик презреет свой скептицизм.