Лекарство для футбола
На самом деле, это – политический текст. Проблемы украинского футбола по своей сути мало чем отличаются от проблем украинского села, кинематографа, самолетостроения или чего-нибудь другого. Причина всех неурядиц – одна, и лечить будем ее. Но на примере футбола.
Осенние выступления "Динамо" и "Шахтера" в Лиге Чемпионов дали повод заговорить о кризисе украинского футбола.
Разговоров много, но без конкретных ответов на вопрос: "Что делать?.. Как вернуть интригу в чемпионат и зрителей на трибуны? Как остановить подкуп судий и практику договорных матчей? Как сделать телевизионную трансляцию ЧУ делом прибыльным и для клубов, и для рекламодателей, и для телеканалов? В чем вообще главная проблема украинского футбола? Ключевая проблема всех проблем?.."
Четкого ответа никто не дает, хотя он – на поверхности.
"Деньги – превыше всего!" – таким уже давно стал настоящий лозунг наших площадей, улиц, дворцов и трущоб. В соответствии с этой логикой мы и живем, упрямо ищем объяснение своих проблем в сугубо материальной плоскости.
Хотя украинский кризис в основе своей является кризисом моральным и психологическим. Этим мы не скажем ничего нового и не откроем никакой Америки. Тем более, что именно один из президентов США в свое время определил общий источник всех общественных болячек.
Сделал это Рузвельт в 1933 году. Обращаясь, тогда еще после своего первого избрания, к нации, раздавленной Великой Депрессией, он сообщил американцам: "В основе любого нашего кризиса лежит, прежде всего, кризис моральный и психологический".
Заметим, это утверждал президент, который не только потом вывел Америку из депрессии, введя свою "радикальную экономическую политику" – государственных инвестиций, государственного регулирования и массового создания новых рабочих мест, но и обеспечил Соединенным Штатам статус ведущей сверхдержавы по результатам Второй Мировой Войны.
Сказанное Рузвельтом тогда в полной мере касается и Украины сегодня.
Украинский кризис является, прежде всего, кризисом моральным и психологическим. Кризисом неправильных установок, обезображенных целей, отсутствия понятной цели и тем более – видения пути к ее достижению.
Украинцы только делают вид, что знают, куда идут. Уже 15 лет. И не только в футболе.
Но именно на примере футбола хорошо видно, как не всегда срабатывает ставка на деньги и бессмысленная вера в них.
Братья Суркисы и Ринат Ахметов вкладывают колоссальные средства в футбол. По типичной логике: чем больше вложений, тем лучше будет результат.
Но результата нет. Точнее, он – совсем не тот, на который рассчитывали. Почему?...
Наверное потому, что деньги решают далеко не все. И, даже если бы Суркисы с Ахметовым имели неограниченный ресурс, чтобы перекупить полностью уже существующие составы "Челси" и "Милана", например, и перевезти их в Украину вместе с тренерами и инфраструктурой, то заиграли бы ли эти команды здесь на полную силу?
Ответ очевиден. Именно поэтому, кстати, не срабатывает и ставка на легионеров.
Для большинства из них украинские клубы являются чем-то наподобие ссылки. Они никогда не мечтали играть здесь и, попав в Донецк (например), вряд ли горят желанием спуститься в забой к закопченным, вспотевшим шахтерам, чтобы ощутить пульс толпы и дух людей, которые так тяжело и опасно зарабатывают себе на жизнь.
Возможно, именно поэтому "Шахтер" и не может никак стать настоящей "Подземной бандой" – дерзкой и непоколебимой – готовой рубиться до последнего с любыми грандами, только бы принести радость своим болельщикам?
С Киевским Динамо или любым другим украинским клубом ситуация аналогична, если не хуже. Украина – не Италия и не Англия.
Украина для всех "украинских" легионеров – временный транзитный пункт – не очень милый их сердцу. Все они мечтают отсюда как можно скорее вырваться и никто из них слишком выкладываться здесь не будет.
Сколько им не заплати, ведь они и так уже давно перекормлены деньгами (как и много кто из украинских игроков, кстати).
А значит, исходить нужно из конкретных украинских реалий, и ставку делать не на деньги, а на что-то принципиально другое. На то, что за деньги не покупается.
Очевидно, на нравственно-психологический дух команды и игроков, способных на сверхусилия. Игроков, для которых было бы честью выступать именно за "Шахтер", или за "Динамо", или за "Карпаты" etc.
Однако здесь возникает опасения, что после введения жесткого лимита на легионеров, два ведущих клуба поскупают всех более или менее приличных украинских игроков, так что другим командам вообще будет некого выпускать на поле.
Угроза выглядит реальной и показывает еще одну типичную для Украины болячку – почти полную неуправляемость процессов в Украине. В первую очередь – со стороны государства.
С самого начала Киев всегда с готовностью умывал руки и с радостью сдавал свои позиции – о чем бы не шла речь: ядерное оружие или разграбление естественных ресурсов; бессмысленная приватизация или обеспечение людей работой и жильем; полный упадок фундаментальной науки или неудовлетворительное развитие футбола.
Общественности упрямо навязывалась мысль, что роль государства во всем нужно сводить к максимальному минимуму, лучше всего – к нулю. Что рынок все сам отрегулирует.
И самое удивительное, что вопреки плачевным результатам 15-ти лет такого регулирования, украинцы до сих пор продолжают верить в этот фетиш. Не замечая, как почти все сводится к передаче государством своих полномочий у руки достаточно ограниченного круга транснациональных корпораций и приближенных к власти коммерческих структур.
С футболом власть тоже давно умыла руки, пустив все на самотек.
Казалось бы, мы должны быть признательны Суркисам, Ахметовым и другим, кто не дает футболу напрочь прийти в упадок, и в течение многих лет тратят на него значительные средства.
Проблема только в том, что деньги на футбол нужно не тратить, а – зарабатывать. И, как это не парадоксально, но соответствующие условия для того, чтобы футбол в Украине начал приносить прибыли инвесторам, владельцам и стране в целом, может создать только... государство.
Если оно вернется к выполнению своих элементарных обязанностей и скажет людям типа Ахметова и Суркиса: "Большое Вам всем спасибо, уважаемые. В период безпорядков и моей полной безответственности Вы сделали то, что могли. Но пришло время навести элементарный порядок. Порядок, от которого выиграют все. И, в первую очередь, вы сами. А потому попрошу... Два шага назад".
Наведение элементарного порядка в футболе, очевидно, должно было бы начаться с вопроса: "Зачем Украине Профессиональная Футбольная Лига, и какую роль при этом играет Федерация Футбола Украины?".
Ответы экспертов покажут, что в Европе профессиональных футбольных лиг не так уж и много. Вообще, не больше десяти. Из них две – в Украине и России. Вот в Чехии нет профессиональной лиги. И в Швеции нет, и в большинстве других европейских стран тоже нет. А в Украине – есть.
Возможно, именно этим обусловлены размеры "заявочного взноса", который требует ПФЛ от команд всех лиг за одно только право принимать участие в чемпионате.
На сезон 2007 они составляют: 106 тысяч у.е. – для команд высшей лиги, 21000 у.е. – для команд первой лиги, по 11 тысяч у.е. – для 32-х команд второй лиги. Дополнительные поборы на разные целые собирает с клубов и ФФУ.
Для кого-то такие расходы незаметны, но для большинства клубов это не так. Особенно страдают команды второй лиги, которые представляют местный футбол, опираясь на который и должна была бы строиться общая футбольная пирамида.
С другой стороны, разве нормально, что бригада украинских арбитров, которая судит типичный матч высшей лиги, за одну игру получает на троих 5000 долларов?
Общая абсурдность ситуации усиливается тем, что ФФУ и ПФЛ еще с прошлых лет распределены между "киевскими" и "донецкими".
Кстати, это типичный результат действия неконтролируемого рыночного регулирования, когда два самых мощных игрока на рынке вступают в монопольный заговор и на его основе приходят к определенному консенсусу.
Казалось бы – сферы разделены, должен воцариться мир и покой. Вместе с тем мы становимся свидетелями постоянных конфликтов, взаимных обвинений и противостояний.
Для пользы всего украинского футбола необходимо эту монополию двух клубов ликвидировать. Сделать это может только государство, став главным игроком на футбольном поле.
Сегодня Ахметов справедливо предлагает лишить Суркиса должности президента ФФУ с одновременным отстранением Саффиулина от руководства ПФЛ. Едва ли этого будет достаточно.
Нужно максимально полное отстранение всех "киевских" и "донецких" от футбольного хозяйства на общенациональном уровне.
Но инициатива Ахметова интересна тем, что показывает алгоритм возможного отхода ФПГ от рычагов непосредственного руководства футболом и страной в целом. Как не удивительно, в основе такого процесса будет лежать сознательный выбор лидеров этих групп. Выбор как осознанная необходимость – для пользы своей и для пользы дела.
Иначе – саморазрушение, застой, анархия и безалаберщина, а так: новые возможности развития, качественно другие заработки и, в конце концов, перспектива возвращения к реальной власти, но уже в совсем новом качестве и форме. В форме, типичной для всего цивилизованного мира, где реальная власть финансовых кругов никогда не афиширует себя, но всегда все держит под контролем.
В идеале прийти к такому должна и Украина. Однако сделать это можно только под руководством государственных деятелей, которых деньги интересовать не будут. Которых, вместе с тем, будут интересовать: результат, победа, успех. Общий успех нашего национального проекта.
Точно так же, как это было с Пиночетом, Ли Кван Ю, Рузвельтом, всеми лидерами стран, которые достигли заметных результатов. Практически всегда такими странами руководили лидеры аскетического типа, для которых мысль о личном обогащении была неуместной, вульгарной и смешной в сравнении с возможностью изменить мир и сделать его лучше. Хотя бы для отдельно взятой – своей страны.
Аналогично и украинский футбол – ФФУ – должен возглавить человек подобного типа. Максимально независимый специалист, который будет руководиться интересами исключительно развития украинского футбола в целом. Для которого это будет вопросом чести, а не вульгарного заработка.
Проведение анонимного опроса главных тренеров и руководителей клубов позволит определить круг возможных претендентов. Главное – ориентироваться на того, кто будет способен обеспечить максимально открытое и конструктивное обсуждение всех проблемных вопросов в футбольной среде.
Тогда и правильные ответы найдутся, и самые оптимальные механизмы внедрения нужных изменений.
Футбольные цели Украины – очевидны. Нам нужна сильная сборная, которая регулярно будет проходить отборочные этапы и в финале мировых и европейских первенств будет демонстрировать яркую игру, претендуя на первые места. Нужен сильный чемпионат и развитая футбольная индустрия.
Наши клубы должны надежно закрепиться в элите мирового клубного футбола, за украинскими игроками должны начать активно охотиться селекционеры лучших чемпионатов и самых именитых грандов европейского футбола.
Здесь не обойтись без серьезных бюджетных вливаний и государственной поддержки на всех уровнях, но для начала шаг навстречу людям следует сделать самым футбольным клубам. Таким как "Динамо", "Шахтер", "Карпаты" и прочим. Клубам, которые сформировались и стали известными еще во времена СССР.
Будет справедливо и правильно, если они поделятся с людьми, передав часть собственности в своих ФК – соответствующим городским и областным советам. Скажем, 25% – в уставном капитале.
Это, прежде всего, важно как символический шаг, как демонстрация нового, качественно другого отношения к себе, к делу и к людям. Хотя людям будет намного приятнее ходить на матч и тратить свои трудовые гривны, если они будут знать, что их команда – это не просто команда Суркисов или Ахметова, но реально и их команда тоже. Пусть даже опосредствованно.
Аналогично и местным советам станет легче выделять деньги, передавать объекты в использование и искать помощь своим местным командам, если они будут иметь в этих клубах определенную долю. Хотя здесь еще и другой момент.
Качество украинского футбола непосредственно зависит от количества зрителей на трибунах. Как правило, мы думаем в обратном направлении: будет хорошая игра, будут и зрители. Однако представить, что футболисты выйдут на пустой или полупустой стадион и начнут играть ярко – невозможно. Так как футбол – это зрелище, в котором присутствует существенный артистичный компонент. Битком набитая зрителями чаша стадиона способна вдохновить игроков на игру намного больше, чем банальные призы.
И если мы хотим увидеть яркую игру украинских клубов, то должны по крайней мере прийти на стадион, чтобы ее увидеть. То есть, свой взнос в развитие украинского футбола может сделать каждый гражданин, но наиболее системно и целеустремленно в этом ключе способна сработать именно власть. Действуя через собственный пример руководителей и очень простые административные рычаги.
Достаточно одного только желания первых лиц типичного города, чтобы в короткий срок превратить футбольные матчи местной команды в собрание всего бомонда и хозяйственного актива.
Еще Украине нужны новые футбольные арены. Желательно – во всех областных центрах. Сугубо футбольные стадионы, на которых зритель получает больше эмоций от игры, а, значит, и с большим удовольствием ходит на матчи.
И здесь единственный вариант – государственные инвестиции. Возможно, в виде правительственных субвенций местным советам, когда стадионы строятся как коммунальная собственность – под надзором клубов – и передаются им в своеобразный лизинг с дальнейшим поэтапным возмещением большей части расходов.
Другая проблемная сфера – телетрансляции. Полноценный интерес телеканалов к матчам ЧУ отсутствует. Автоматически исключается существенная составляющая, без которой динамическое развитие футбольной индустрии становится проблематичным.
Наполнение команд украинскими игроками, возвращение интриги в чемпионат, постройка современных футбольных арен – все это с течением времени изменит нынешнюю досадную ситуацию, но ждать украинский футбол не может.
Трансляции ЧУ нужны уже сегодня, как и соответствующие вложения в развитие телевизионной инфраструктуры, подготовку кадров, техническое оснащение и т.п. Не будем обманывать себя – как и в других случаях, главным инвестором здесь может быть только государство. Государственные или, как их еще называют, общественные СМИ должны стать базой для трансляции.
Однако уже сегодня необходимо изменить доминирующие психологические установки.
Не Бекхем и Рональдиньо, а Назаренко, Милевский, Тимощук, Михалик и другие должны пропагандироваться как настоящие кумиры для молодежи – принимать участие в телевизионных шоу, благотворительных акциях, становиться героями публикаций и роликов, которые будут рекламировать украинские товары.
Одно должно цеплять другое, все вместе должно работать на главную цель – лишить украинцев комплекса неполноценности и телячьего увлечения всем иностранным.
Развитие футбола здесь вряд ли сможет нести за собой развитие всех остальных сфер, но именно с футбола начать будет легче всего. Главное – начать хоть с чего-то.
Понять, что период хаоса и бесконтрольного накопления исчерпал себя. Что для дальнейшего динамического развития в Украине должен появиться хозяин, который разведет враждующие кланы, определит цели по направлениям и стратегическую цель для всех.
Таким хозяином может быть только государство. Чем быстрее власть, граждане и бизнес-сообщество осознают эту простую вещь, тем быстрее в Украине воцарятся стабильность и порядок – как главные предпосылки любого оздоровления, развития, инвестиций и процветания.
Вот такой вот рецепт. Не только для футбола.
Микола Кульчинський