Олег Шелаев: Открытый капитан
30 лет – это не только песня, которая вывела легендарный "Сектор Газа" в радиоприемники маршруток, не только красивый возраст и дата, но и хороший повод сделать интервью с Олегом Шелаевым. Но не только поэтому мы решили написать о нем. И не только потому, что он – хороший футболист, капитан "Днепра" и играл на чемпионате мира. И не только потому, что Олег – просто отличный парень. А потому что – все это в нем объединилось.
Первый раз с Шелаевым довелось побеседовать более пяти лет назад – он тогда как раз первую бронзу с "Днепром" завоевал. Сколько с тех пор минуло интервью и просто дружеских бесед – не счесть. И когда я обмозговывал концепцию будущей беседы для еж-ика, подумалось, а будет ли интересно самому Олегу вновь рассказывать о детстве, отрочестве, юности, университетах и т.п. Ведь интервью получаются вкусными только когда сами герои увлечены разговором, а не отделываются дежурными фразами. Вот и решил я на себя взять смелость трансформировать первоначальную задумку в, не побоюсь этого слова, очерк. С Олегом мы, тем не менее, поговорили: о 30-летии, о Новом годе, о прочих мелочах жизни и о вечном…
Мяч вместо скальпеля
Появление на свет Олега Шелаева произошло в славном футбольном городе Луганске. Это сейчас о руководстве "Зари" едва ли не анекдоты рассказывают, а тогда тамошняя команда была в большом порядке. Союзное чемпионство повлекло за собой естественное массовое увлечение футболом, и школа "Зари" стала конвейером звезд. Так что нет ничего удивительного в том, что 6-летнего мальчишку родители привели в футбольную ДЮСШ. Случилось это ровно через 10 лет после легендарного золота СССР.
Вряд ли, конечно, родные видели в Олеге будущего профессионального футболиста. И оказалось, что недаром отец все время твердил о важности образования – вполне так могло статься, что выпускник ДЮСШ, успевший в последние два года учебы поучаствовать в первенствах Украины своего возраста, оказался бы за бортом большого футбола. Предложений никаких не было…
А кем бы стал Олег Шелаев, если бы судьба все-таки не отрядила его на зеленое поле? Может быть, хирургом – как мечтал в раннем детстве. А может быть, его профессия была бы связана с биологией или астрономией – любимыми школьными предметами. Или следил бы за техническим состоянием самолетов – этой специальности Шелаев обучился… будучи в "Шахтере". Забежав немного вперед, поясню эту загадочную страницу биографии футболиста. В авиаучилище молодую плеяду "горняков": Шелаева, Коваля, Воскобойника, Дранова, Яксманицкого, Спивака и Шищенко – отправили, чтобы тех, как говорится, не замели. В армию, разумеется. Так наш герой и стал мало того, что специалистом по "Ремонту и эксплуатации воздушных судов", так еще и лейтенантом. Младшим.
Но Шелаев стал футболистом. Один из его первых тренеров посоветовал поступить в харьковский инфиз. Заодно Олег был зачислен в команду, выступавшую в чемпионате области – появилась перспектива добраться до "Металлиста". Но спустя два месяца, в течение которых Шелаев дальше скамейки запасных так и не был допущен, в Луганске вспомнили о местных воспитанниках. "Зарю" начал опекать известный по первым рекламным роликам на нашем телевидении московский концерн "МАЛС". Из института футболиста, вернувшегося домой, сразу же, ясное дело, вытурили. Это привело к, думаю, последнему конфликту с родителями по поводу образования – сейчас они могут гордиться своим сыном.
Ужин у Ахметова
Тренерам той харьковской команды, что в чемпионате области барахталась, оставалось только кусать локти: футболист, сидевший у них на лавке, заиграл в высшей лиге. Дебют пришелся на холодный ноябрьский вечер. "Заря" играла с винницкой "Нивы" Олега Надуды и Виталия Косовского, проигрывала после первого тайма 0:1. "Я вышел во втором тайме, – вспоминает Шелаев. – Счет мы изменить, увы, не сумели. А запомнилось еще и то, что перед матчем массажисты меня растерли, как только можно. После игры пришел домой – все тело горит! Думал, неужели так будет после каждого матча". И уже смеясь, Олег добавил: "Даже решил тогда, что больше никогда не буду растираться".
В "Заре" Шелаев отыграл не один год. Сначала выходил на 20 минут, на тайм, а затем стал игроком основного состава. Расстаться же с родной командой пришлось после банального отказа от клуба спонсоров – московские финансы спели в известном жанре. Впрочем, и когда звучали более радостные мелодии, луганской команде жилось не очень-то и сладко. Утверждать все решения нужно было в российской столице, потом еще довольно долго ждать финансового подкрепления – не все игроки выдерживали. Лидеры, в том числе и Тимерлан Гусейнов, уходили, так что вылет в первую лигу при такой постановке дела был неминуем.
В сезон прощания с высшей лигой "Заря" установила целую серию антирекордов, некоторые из которых живы до сих пор. Задолго до финиша чемпионата песенка луганчан была спета, и футболистам, которые еще мечтали о карьере, пришлось задуматься о будущем. Олегу Шелаеву удалось себя показать, следствием чего стали приглашения в полтавскую "Ворсклу", запорожское "Торпедо" и даже в… московский "Спартак". Но Олег так и не стал "мясным". Предоставим снова слово самому виновнику: "В "Спартаке" своеобразный подход к новичкам. Приезжает футболист на просмотр, тренируется, а к нему вообще никто из руководства не подходит. Можешь тренироваться месяц, полтора, только потом подойдут и скажут: подходишь или нет. Так и я неделю тренировался, а тут звонят из Донецка: через два дня заканчивается заявочный период. Я молча собрал вещи и уехал".
Как вы поняли, уехал Шелаев в "Шахтер". Именно в этом клубе он завоевал свой первый и пока что единственный трофей большого футбола – Кубок Украины. А в финале дончане обыграли не кого иного, как днепропетровский "Днепр". Обидное для моей любимой команды поражение в, общем-то равной игре, запомнилось нелепейшей ошибкой Константина Сосенко, буквально подарившего мяч Сергею Ателькину (так и был забит единственный гол), и выходом на поле легендарного форварда "Днепра", олимпийского чемпиона Владимира Лютого. Ни опыт, ни габариты ветерана не помогли подопечным Вячеслава Грозного. А если посмотреть на тот матч с "шахтерской" точки зрения, то победа, позволю себе предположить, стала одним из толчком для увлечения клубом Рината Ахметова.
И снова вспоминает Олег Шелаев: "Надо признать, что мы немного побаивались днепропетровцев. Перед этим мы с ними играли на выезде и проиграли 0:2. Помогло то, что всегда отличает "Шахтер": характер и настрой. Моментов у нас практически не было, кроме той ошибки. А у "Днепра" было перед этим два неплохих момента. Зубов с линии ворот мяч выбил, и Шутков выручил. Равная игра была, и я в первом тайме очень переживал, сидя на скамейке. Потом, выйдя на поле, успокоился. Меня выпустили вместо Матвеева, и я должен был сдерживать их в центре поля, не давать развернуться, быть связующим между защитой и нападением… Нас настраивали на хороший бой, призывали не уступить, показать, что это – "Шахтер". В перерыве, когда мы уже вели в счете, говорили, чтобы "не опускались", навязывали свою игру, отодвигались от своих ворот. Сразу после матча, конечно, пили шампанское из Кубка. Зашел поздравить Ахметов. Это был первый его успех на посту президента. А через два дня в ночном клубе было чествование команды".
Не могу устоять перед соблазном привести еще одну цитату. Пребывание Олега в "Шахтере" интересно еще и с той точки зрения, что он мог на себе почувствовать разницу "до" и "при" Ахметове. "Поначалу, может быть, у Рината Леонидовича было много своих дел и забот. Он помогал, но не особо интересовался внутренними делами: на какой базе мы живем, на каких полях тренируемся, какая у нас экипировка. Однако затем он полностью погрузился в дела команды. Сказал, что будем строить профессиональный клуб, выходить на европейскую арену. Зарплата у нас тогда выросла раза в три. Перед играми еврокубков он приглашал нас к себе домой на ужин. Все разговаривали с ним на любые темы, и ему это нравилось. Казалось бы, у него и так дел много, но он с каждым находил время поговорить".
Донецк – Днепропетровск. Два раза
Тогда же Шелаев вышел и на международную арену. "Шахтер" в еврокубках играл, откровенно скажем, плохо. До чемпионских лиг было еще далеко, и поражению от той же итальянской "Виченцы" никто, по большому счету, не удивлялся. В следующий раз с представителем этой же сапогообразной страны наш герой встретился, уже будучи в "Днепре".
В "Шахтере" Шелаев так и не стал безоговорочным игроком основы. Достаточно регулярно он выходил на замену, иногда попадал в стартовый состав. Но со временем все реже тренер обращался к нему во время игры с призывом выйти помочь команде. "Трудно сохранить форму, когда выходишь на замену время от времени, - резонно замечает Олег. – Бывает, получается войти в игру, а бывает – наоборот. И начинались намеки, смысл которых можно было понять, как сомнение в целесообразности держать таких игроков запаса в команде. Футболистов стали отдавать в аренду. Когда сказали, что есть возможность поехать в "Днепр", - сразу согласился. Хотел играть, но в Тернополь или в "Прикарпатье" поехать бы не решился. А "Днепр" мне гораздо ближе и по расположению, и по душе. Значительную роль сыграло и то, что здесь работал Владимир Кобзарев, которого знал еще по Луганску, был знаком с некоторыми ребятами. В общем, как только мне сказали про "Днепр" - в этот же день собрал сумку и поехал в Днепропетровск".
В Днепропетровске Олег впервые оказался весной 1999-го года. Вместе с Сергеем Драновым и Михаилом Поцхверией он был арендован для спасения "Днепра" от вылета. Задача была выполнена, а из донецкого трио именно Шелаев наиболее приглянулся и болельщикам, и журналистам. Не прочь Олег был остаться в Днепропетровске, но нужно было возвращаться к работодателю.
Но "Шахтер", посмотрев еще раз на свое "имущество", снова раздал игроков по арендам. Шелаеву далеко ехать не пришлось – он попал под крылышко Семена Альтмана, возглавлявшего донецкий "Металлург". Конечно же, поработать с таким специалистом было очень полезно, и Олег это всегда признавал. Именно Альтман, когда срок аренды игрока подходил к завершению, честно сказал о том, что у Шелаева три пути: вернуться в "Шахтер", остаться в "Металлурге" или идти в "Днепр". Футболист приоритетным счел для себя последний вариант. Переговоры между клубами затянулись, уже и "Ростсельмаш" был готов подсуетиться, но Шелаев ждал. И дождался. Николай Федоренко, возглавлявший тогда днепропетровскую команду, позвонил Олегу: "Приезжай!"
Ты зачем такой добрый?
Больше Шелаев из Днепропетровска не уезжал. Нет, конечно, он отлучался в отпуск, к родителям, но на берегах Днепра обосновался уже крепко. По-настоящему раскрылся он и в профессиональном плане, со временем стал капитаном команды и любимцем болельщиков. Вы представьте только, что Олег практически всегда в раздевалку после матча заходит последним. Сам был не раз свидетелем того, как Шелаев общается с болельщиками: те через любые щелочки в туннеле, по которому идут футболисты, стараются что-то спросить у кумиров – и Олег никогда не уйдет, пока не удовлетворит любопытство.
А все потому, что Шелаев – очень открытый человек. Хотя сам признает, что эта открытость порой мешает в жизни: "Жизнь меня не раз наказывала за это. Даже папа иногда говорит, мол, почему мы тебя таким добрым воспитали. Но я не могу и не умею сразу сортировать людей. Открыт ко всем, и меня уже не переделаешь. Хотя, возможно, еще и стану более острожным".
Неудивительно, что для Олега огромное значение имела атмосфера в команде. Когда он только вернулся в "Днепр", не уставал восхищаться коллективом, в котором не было дедовщины: "Например, сидят в комнате на базе Задорожный, Козарь, Медин, Поклонский, Геращенко, Спевак – и любой может спокойно зайти, поговорить с каждым из них. А в том же Донецке не каждый мог себе позволить открыть любую дверь и спросить, что идет по телевизору, или попросить крем для бутсов. В "Днепре" же все друг с другом спокойно общаются, шутят, и никто ни на кого не обижается. В "Шахтере" я не мог зайти к Шуткову, Кривенцову, Орбу. Они были выше всех остальных. Это и в игре проявлялось. Да и на тренировке, если кого-то из молодых зацепят так, что врачам приходится его выносить, – тренер промолчит, а если тронут "старика", начинает выговаривать".
Теперь уже сам Олег без преувеличения является творцом дружбы в коллективе. Он легко и много общается со всеми, пытается помогать появившимся в "Днепре" легионерам. И пусть ему и впрямь не хватает качеств, благодаря которым можно "наехать" на партнеров, что хотел бы видеть со стороны капитана в игре Олег Протасов, именно Шелаев, на мой взгляд, сегодня более всех достоин носить повязку.
От трансфера до Мундиаля
Во многом на большой прогресс Шелаева повлиял приход в "Днепр" вместе с Евгением Кучеревским Вадима Тищенко. Помню, как он, игравший в центре полузащиты и ставший одним из образцов опорного хавбека, во время тренировок и контрольных матчей руководил действиями Олега. Подсказки следовали одна за одной, причем преимущественно они были призваны улучшить игру Шелаева без мяча. Наверняка повышенное внимание уделял Тищенко своему коллеге и на теоретических занятиях, не говоря уже непосредственно о матчах. "Да, Вадим Николаевич оказал огромнейшее влияние на мою игру, - подтвердил мое предположение Олег. – Он передает понимание игры, настрой, агрессию, которые должны быть у игрока моего амплуа. До этого я ни разу не встречался с тренером, который сам играл на позиции опорного полузащитника. Я очень благодарен Тищенко. Даже сейчас, несмотря на мой возраст, он не перестает со мной бороться. Думает, что из меня еще толк выйдет (смеется – В.Т.)".
Каждый из последних пяти лет для Олега Шелаева памятен по-своему. Были и бронзовые медали, и незабываемые матчи в еврокубках, и чемпионат мира. Став ключевым звеном в команде Кучеревского, которая стала любима во всей нашей стране и известна во многих странах Европы, Шелаев неожиданно для многих застолбил за собой место и в основе сборной Украины. "Видно, Шила, в сборной совсем уж некому играть, раз Блохин тебя вызывает", - так капитану своей команды сообщил о первом вызове в сборную скорый на шутку незабвенный Евгений Кучеревский.
Поначалу, когда Мефодьич только-только вернулся в "Днепр", футболисты с трудом воспринимали его манеру поведения – некоторые даже боялись внешне сурового коуча, могли обидеться на подколки, коих всегда было в избытке. Но достаточно быстро пришло взаимопонимание. И на фразу о "некому играть" Шелаев нисколько не обиделся. Хотя для верности, конечно же, проверил наличие соответствующего факса в клубном офисе.
Своей игрой в сборной, абсолютно неброской, но чрезвычайно полезной, Олег не дал ни малейшего повода заподозрить, что ему дали сине-желтую футболку по блату – он родился в один день с Олегом Блохиным. Шелаев прошел отборочный цикл и сыграл в Германии – о чем еще может мечтать футболист?
А ведь всего этого могло и не быть. И не потому, что когда-то Шелаев не вернулся бы вовремя из Харькова домой или перешел бы в "Ворсклу", а не в "Шахтер", или остался бы в "Металлурге", а не уехал бы в Днепропетровск. Уже в "днепровский" период карьеры был у Олега очень неприятный эпизод.
Евгений Кучеревский выставил Шелаева вместе с Николаем Мединым на трансфер. "Мы с Колей довольно долго тренировались отдельно от команды, - вспоминает Олег. - Главное было не подбрасывать дров в костер непонимания. Хорошо, что и тренер, и мы обошлись без резких высказываний. Спустя какое-то время все посмотрели на ситуацию другими глазами, и мне посчастливилось вернуться в эту команду".
Долгожданный тридцатник
Вот так незаметно мы и подобрались к дню сегодняшнему. "Днепр", в котором Олег Шелаев продолжает капитанить, проходит сейчас период реконструкции. Год, прошедший под руководством Олега Протасова, привнес в жизнь каждого игрока команды много нового. Это и зонная оборона "в линию", и короткие зимние сборы, и сократившиеся до одного дня предматчевые заезды. Не все могут спокойно воспринять возможности, которые открывает подобная "оттепель", но в нынешнем "Днепре" все в порядке. Профессионален и Олег Шелаев. Даже нынешний отпуск распланировал с учетом требований времени: "Раньше отпуск мой начинался с поездки в Луганск к родителям, - рассказывает Шелаев. – Затем с семьей ездил в теплые края, а, вернувшись, брал форму и играл с друзьями на разных турнирах. Сейчас же все не так. Почти до самого Нового года – процедуры и самостоятельные занятия на базе. Потом – поездка с семьей за границу. Старый новый год встретим в Луганске с родителями – и отпуск закончится".
Что и говорить, остепенился капитан "Днепра". Чего уж там, возраст обязывает. Как-никак 30 недавно исполнилось. И хоть уже давно в этом возрасте футболистов не списывают со счетом, как случалось ранее, нет-нет да и проскочит в адрес перешедших этот рубеж словечко "ветеран". Интересно и то, как свой возраст воспринимает сам Олег: "Эта дата для меня очень много значит. Я воспринимал ее, как некий рубеж, и бывало задумывался, как люди в этом возрасте себя чувствуют. Было интересно его достичь, я ждал этой даты. Конечно, хочется как можно дольше не ощущать свой возраст – для этого нужно еще более ответственно заниматься собой и футболом".
Сейчас, когда вы читаете эти строки Олег Шелаев, уделив внимание своему здоровью после очень длинного и напряженного года, плещется в теплых курортных водах. Он отдыхает вместе с женой Светланой, с которой учился в одном классе, и с 5-летним сыном Данилом, который всю свою жизнь прожил в Днепропетровске. Согласитесь, Олег заслужил хороший отдых. Ведь очень скоро ему, как и остальным футболистам "Днепра", предстоит вернуться на базу в Приднепровск и продолжить один из самых важных сезонов, как в своей карьере, так и для клуба.
Знаете ли вы, что…
- В детстве Олег Шелаев болел сразу за три команды: "Спартак", "Днепр" и "Черноморец". Рассказывает сам герой: "Спартак" я полюбил из-за формы. Когда был маленький, смотрел игру спартаковцев с "Торпедо", за которое болел отец, и мне понравилась их форма. Я и загорелся. С отцом до ругани доходило – он за "Торпедо" со времен Стрельцова до сих пор болеет. Нравилось мне поколение "Днепра" 80-х: Таран, Шахов, Шох. Симпатична мне была игра днепропетровцев. А за Одессу я болел из-за Плоскины, который забивал все пенальти".
- Любимая зарубежная команда Олега – "Аякс". Но не из-за цвета формы, а потому что там выступал кумир – Рууд Гуллит. Болел Шелаев и за сборную Голландии. Причем до такой степени, что на Евро-1988 болел за "оранжевых". Даже в финале.
- Секрет пробития 11-метрового у штатного пенальтиста "Днепра" со временем изменился: раньше Шелаев выбирал угол и старался бить туда сильно и точно, чтобы вратарь не мог достать. А теперь он следит за движениями вратаря.
- Всеми своими приметами Шелаев так и не поделился, но кое-что подсмотреть удалось. Перед выходом на поле он отдает доктору цепочку. "Согласен, что все это предрассудки, - говорит Олег. – Но каждый человек старается запоминать порядок действий, который принес ему удачу. Если это придает уверенность, почему нет?"
Вадим Тахтерин