Брынзак: У нас назрела смена поколений
Президент Федерации биатлона Украины Владимир Брынзак готов нести ответственность за результаты "сине-жёлтой" команды.
- Владимир Михайлович, начать придется с самой горячей темы - комментария Дмитрия Пидручного после масс-старта, где он резко раскритиковал работу сервис-бригады.
- В первую очередь, я бы советовал Диме такие вопросы решать за столом на собраниях команды, а не через прессу. Я был на двух этапах Кубка мира - в Поклюке и Хохфильцене, и никто из ребят по поводу лыж ко мне не обращался. Говорили о различных финансовых вопросах - повышении зарплат, необходимости покупки нового приклада, лыж и тому подобное. Я и сам видел, что не всегда лыжи работали наилучшим способом. Но о том, что так остро обстоит ситуация со смазкой лыж, я узнал не от команды. Хотя я, наверное, - первый, кто заинтересован, чтобы все было в порядке по всем составляющим работы внутри команды. Я для того и приезжаю на этапы Кубка мира, чтобы собираться вместе, за одним столом, задавать вопросы, находить решения. А не откладывать все на весну или выплескивать в прессу постфактум. Сейчас же получился вариант "Валя Семеренко номер 2" - Дима высказался на эмоциях в прямом эфире, а дальше пошла волна обсуждений, которая мало чем поможет команде, только будет вредить.
- Но в Нове-Место жалобы на лыжи были не только от Димы, значит, проблема действительно существует. Какие меры можно предпринять уже сейчас, для исправления ситуации?
- Завтра я выезжаю в Сянки, на чемпионат Украины, вместе с генеральным секретарем федерации Романом Романовичем Бондаруком. Там встретимся с государственным тренером Евгением Федоровичем Колупаевым, который был на месте в Чехии, видел все своими глазами, также будут Владимир Махлаев, Валерий Лесников. Будем советоваться, думать, как поступить. В телефонном режиме проконсультируемся со старшими тренерами команды, услышим их позицию... Уже сейчас, после ряда звонков с обсуждением возникшей ситуации, понимаю, что не все в сервис команде - единомышленники.
Конечно, надо что-то предпринимать. Но для этого в первую очередь - разобраться без эмоций. Если это системная проблема, тогда действительно надо укреплять сервисную бригаду. Здесь нет родственного протекционизма или другого лоббирования, все в наших силах. Но мне, конечно, самому интересно, что так происходит: и спортсменам психологически тяжело, и тренеры, и болельщики обеспокоены ситуацией. Ну и я же не враг украинскому биатлону - на протяжении многих лет, думаю, это доказал
- Реально ли в разгар сезона найти специалистов в сервис-группу или медицинский штат?
- Мы этому не противимся, и все реально. Были бы только достойные кандидатуры. Сейчас хороший специалист стоит 8-10 тысяч евро в месяц. И проблема найти не только деньги для его привлечения, но и специалиста, который бы согласился работать в наших условиях. Хорошие сервисеры смотрят в первую очередь в сторону Норвегии, Германии, Франции... Или в Россию, где могут обеспечивать приличное финансирование.
Много лет нашу сервисную бригаду возглавлял Виталий Руденчик, и вся группа смазчиков строилась вокруг него. Но мы же Виталия не выгоняли - он сам принял решение, что ему более интересно поработать в команде "Fischer" - это более высокооплачиваемая и более спокойная работа. Какие у меня есть рычаги, чтобы его удержать? А заменить его моментально, учитывая отлаженную им структуру, невозможно. Да и нет у нас такой школы, которая бы готовила высококлассных смазчиков. Каждого такого специалиста приходится выращивать годами.
Сейчас еще может возникнуть проблема с Душаном Отченашем. До меня дошла информация, что он не может продолжить работу с командой по состоянию здоровья. Хотя сам я с Душаном пока не общался. Поэтому в любом случае состав сервис-бригады придется укреплять. Будем искать и оценивать варианты. До Оберхофа время еще есть.
- А как теперь взаимодействовать с сервис-бригадой сможет сам Пидручный?
- Это вопрос работы старшего тренера - наладить взаимодействие внутри команды. Я не могу отвечать вообще за все вопросы: финансирование, сервис, лечение спортсменов, приобретение инвентаря, определение состава команды и т.д. На данный момент у нас такой состав сервис-бригады, другой нет, что я могу предпринять именно сейчас? Будем надеяться, что ошибки с подготовкой лыж удастся исправить. Это ведь не простая механика - подкрутил винтик, и оно заработало. Каждый день работа сервис-бригады - творческий процесс. Сейчас узнал, что вчера и сегодня не было единого мнения и не нанесли на лыжи специальную ручную структуру, которая важна для улучшения скольжения лыж на такую погоду. Один из смазчиков, получив информацию от откатчиков, решил не наносить структуру. Так поступать нельзя. Должен быть единый центр принятия решений. Поэтому есть вопросы - будем разбираться.
- Давайте теперь подведем итоги первого триместра. Как бы Вы оценили отдельно выступление ребят и девушек?
- У ребят все более-менее понятно и прогнозируемо. Только Пидручный выпал на старте из-за болезни, и сейчас начинает добирать форму. Прима, Тищенко, Семенов - приблизительно на ожидаемом уровне. А девочек мне сложно комментировать: то всплеск, то спад... Сейчас будет вкаточный сбор с 29-го декабря, может быть, это положительно повлияет на их состояние.
Я даже не могу однозначно оценить. Потому что были и хорошие результаты, как седьмые места Вали и Виты, лучший последний круг у Лены в спринте, ряд хороших результатов Насти, победа Юли в Поклюке... И тут же такие перепады. То ли проблема в лыжах, то ли в готовности - надо разобраться без эмоций, суеты, а с холодной аналитикой с профессионалами, тренерами.
Но то, что у нас назрела смена поколений, сомнений нет. Мы это знаем и будем делать. Ждем и Блашко, и роста Журавок, и того, что подтянутся более молодые девочки... Все же понимают, что опытным спортсменкам три года до Олимпиады отбегать будет очень тяжело, да еще в такой атмосфере, когда вокруг команды бушует ажиотаж и порой нездоровые страсти. Но этот сезон - экспериментальный, на который мы поставили задачу - восстановление квоты и пытаемся определить, какие наши резервы, где их черпать и из кого формировать команду на Пекин. Да и за короткое время работы нового старшего тренера сложно оценить, как работает его методика подготовки. Ему тоже непросто: когда команда состоит из спортсменов, готовящихся по разным методикам у своих тренеров. А ему отвечать за результат... Те же Вита и Валя не хотели экспериментировать - может быть, это последний год их выступлений на этом уровне. Я так понимаю, готовились по хорошо знакомой им методике личного тренера.
Это же касается и тренерского состава: смотрим, кто и как работает, все ли получается, учитывая мнение и результаты спортсменов. В команде работали пять тренеров: помимо Андрея Прокунина, это и Григорий Шамрай, Владимир Махлаев, Валерий Лесников, Александр Беланенко. Пройдем эту зиму, соберемся весной и будем оценивать сезон. Но и по ходу зимы, конечно, будем собираться, корректировать подготовку, принимать решения. Для этого я поеду на этап Кубка мира в Рупольдинг.
Уже сейчас можно говорить о том, что в следующем году команда будет уменьшена - мы проведем отбор 7-8 человек, как костяк будущей олимпийской команды. Возить 12 спортсменов нет смысла, нужно больше индивидуальной работы со спортсменами. Но там не будет юниорок. Мне нравится, как работают Илья Лопухов с Валентиной Шевченко, и будем стараться у них собрать хорошую юниорскую команду. При этом я не исключаю продолжения практики индивидуальной подготовки, если в этом сезоне она покажет свою результативность. Ведь крайне важно, чтобы спортсмен верил тренеру. И если Настя доверяет папе, Юля доверяет Урошу - надо дать им возможность работать вместе. Может быть, кто-то еще захочет перейти на индивидуальную работу, если этот сезон не получится. Или, наоборот - кто-то захочет вернуться в общую группу. В любом случае, нормальный творческий процесс - лучше, чем работа из-под палки с последующими обвинениями, что методика не подошла, и заставили работать в команде, где какие-то нюансы работы им не подходят.
- Юрай Санитра практически в каждом комментарии для прессы выражает удовлетворенность гонками ребят. Вы разделяете такую оценку?
- Как я сказал, у ребят все более прогнозируемо. Но главный критерий оценки - результат. Посмотрим на итоги сезона, на чемпионат мира - и тогда будем разделять или не разделять оценку. Команда выстраивает работу с одним пиком на чемпионатах мира и Европы. Как сейчас можно оценивать промежуточный результат? Но с точки зрения психологии Юрай говорит правильно: лишний раз приободрить спортсменов, разрядить обстановку, никогда не помешает. Потому что если мы начнем шарахаться после каждой гонки, кого-то ругать, кого-то увольнять - наступит хаос.
Допустим, я поддамся на волну негативных высказываний и уйду из биатлона. Я готов хоть сегодня. И что дальше? Сразу уходят все спонсоры, которые поддерживают команду на основе личных контактов. И кто будет вникать, заниматься всем этим? У меня еще хватает сил и знаний, чтобы развивать биатлон в Украине на достойном уровне. Это только кажется, что все хорошо, механизм работает сам по себе, и надо просто молодого менеджера. А на самом деле каждый день приходится вникать в огромное количество проблем, понимать, что происходит на самых разных направлениях. В этом году исполнилось 20 лет, как я руковожу федерацией. За этот период только на зимних международных стартах разного уровня завоевано 355 медалей. В то время как до 1998 года - всего 25. Конечно, без ошибок не обходилось - не ошибается только тот, кто не работает. Но сказать, что наша команда работала неэффективно - большая несправедливость. Я уверен, что после предыдущей Олимпиады мы обязаны создать команду на Пекин-2022. Это вопрос принципа.
С одной стороны, у нас кричат: давайте спорт, надо молодежь подтягивать. А посмотрите, что творится на местах? В Тернополе единственную специализированную биатлонную школу закрыли, с базой и трассой так ничего и не решили. В Буковеле собрались строить комплекс - по сомнительным мотивам сорвали тендер. В Сумах трасса аварийная, не ремонтируется. В Тысовце трасса аварийная, на ней уже нельзя тренироваться. Школы на местах не финансируются - нет денег на инвентарь, на участие в сборах, только на зарплату, выезды на соревнования - очень часто за счет родителей. Ничего подобного нет ни в одной стране! Там люди приходят на тренировку - вот вам лыжи, винтовка, патроны, лыжероллерная трасса, мишени, транспорт - все налажено. А у нас ни одной трассы, ни одного стрельбища нормального. Пока еще занимается ребенок - куда ни шло, а как только постарше, и в национальную команду не попал - нет ни зарплат, ни обеспечения, нет резона продолжать заниматься.
Потому и имеем - в юношеских соревнованиях участвует больше сотни человек, а у взрослых с трудом наскребаем состав из 7-8 спортсменов. Потому что на местах для вот этого переходного этапа нет условий, чтобы растить и готовить спортсменов. И никому не интересно этим заниматься: выстроить систему, чтобы развивался спорт, поднимать материальную базу.