В Плисках был праздник, село веселилось
Плиски – это село в 200 км от Киева. Там нет клуба, зато есть три стадиона и база футбольной команды «Єдність». На площади между новой церковью и старым магазином. В нейлоновых палатках розвернулась праздничная торговля: бутерброды, алкоголь и символика местной команды. Рядом – группка болельщиков в белых футболках с символикой «Єдності». Среди них глава Дарницкого района Киева Виталий Сташук.
– А что мне за «Шахтер» болеть, что ли?
Так он ответил на вопрос «Газеты по-киевски» о том, что здесь делает. Кроме Сташука, на футболе «засветились» молодые и упитанные нардепы Владислав Каськив и Евгений Суслов. Приехал и Андрей Шевченко с женой-телеведущей Ганной Гомонай. Множество машин с киевскими номерами припарковали под елями возле памятника солдатам-освободителям.
Газа нет, зато стадионов – целых три
Главный стадион Плисок расположен у огромного пруда. Вдоль него на деревьях прибиты таблички «Ловити заборонено». Люди на матч подъезжают на велосипедах, машинах, идут пешком. В основном, это крестьяне из ближайших сел. Из объявления на столбе узнаю, что билеты на матч могут получить «тільки вболівальники «Єдності» за попереднім записом» в офисе ТОВ «Плиски-Агро». Обладатели билетов рассаживаются на трибунах. Остальные занимают места позади ворот.
– «Шахтер» – команда Ахметова, а «Єдність» чья? – начинаю разговор с двумя местными мужчинами.
Они утверждают, что команда принадлежит Михаилу Голице (начальник ГУ жилищного обеспечения и заместитель Черновецкого. – Авт.).
– Это его село, он здесь родился, – говорят жители Плисок. И жалуются, что почетный президент футбольного клуба никак не проведет газ в село, не пускает детей на стадионы и запрещает ловить рыбу в прудах, мол, запустил туда карпа, толстолобика и белого амура.
Другие добавляют, что двухэтажное здание базы ФК «Єдність» – это бывший сельский клуб, и сокрушаются, что молодежи теперь потанцевать негде:
– То вони вечорами на ганку в магазині під фонарьом сидять, п’ють. Церкву, правда, построїв. Але шо та церква?! Роботи ніякої нема...
За «Єдність» выступает только один футболист родом из Плисок. Все село говорит о том, что 21-летний Саша Гаврильченко – двоюродный племянник Михаила Голицы. Вице-президента «Єдності» Анатолия Гаврильченко тоже считают родственником Голицы. Остальных футболистов «навыискивали» по всей Украине.
Пока мы беседуем с местными жителями, на матч прибывают фанаты «Шахтера» – полсотни выпивших подростков. Они маршируют на месте, выкрикивая речевки в поддержку своих. Мои собеседники вздыхают: «Оце й наші такі. П’ють і все!».
Тем временем, вокруг черно-оранжевого «шахтерского» автобуса «Мерседес» – ажиотаж, хотя «горняки» приехали далеко не основным составом. Пока футболисты переодевались в бывшем клубе, Мирча Луческу перефотографировался со всеми, кто хотел. На крики «Мирча! Мирча!» он лишь устало улыбался. Неподалеку стоял синий автобус, в цвет спортивных костюмов команды «Єдність». Желающих фотографироваться рядом не было.
В селе – праздник, село веселилось
Наконец, команды прошли сквозь живой коридор милиции – на поле. Матч начался. Спины и головы сидящих на ВИП-трибунах от солнца прикрывал навес. Они сидели на мягких сидениях. Простым смертным, сидящим напротив, солнце палило прямо в глаза. Многие разделись до пояса – жарко, да и выпито немало... За сеткой позади ворот «Єдності» расположились болельщики «Шахтера».
Корреспондент «Газеты по-киевски» стала рядом с ВИП-трибунами. Сельские фанаты подбадривали своих:
– Ребята, соберитесь!
№17, Саша Гаврильченко, который слывет племянником Голицы, – высокий парень по полю бегал как-то не спеша.
– Він головою нормально гуляє, і удар у нього сильний. А в техніці він слабий вообще! – критикует работу земляка 13-летний Вовка, житель Плисок. И авторитетно добавляет, что лучше всех в команде играет №11 Богданов, который забил уже семь голов.
Матч длился уже полчаса, но счет так и не открыли. Сидящие на трибунах начали рассуждать о том, что «наші ще й гулять уміють, але бояться, бо «Шахтар» – це ж звьозди».
Только на 44-й минуте «Шахтер» забил первый гол. Фанаты сразу перебросили через сетку шашки, и ворота «Єдності» заволокло черно-оранжевым дымом.
Местные стали шутить, что дымовая завеса защитит ворота от соперника.
В перерыве между таймами болельщики заправлялись алкоголем. Мужики наливали друг другу прямо под сеткой стадиона. Нардепы во главе с Каськивым накрыли «поляну» на капоте одного из «мерсов». Чуть поодаль, под вековыми осокорами, на траве расположились целые компании. Их уже не интересовал матч. Важен был сам процесс – в селе праздник, село веселилось. А рыбаки тем временем облепили пруд по периметру, пользуясь тем, что никому нет дела до охраны карпов и белых амуров.
Игрокам «Єдності» платят по 1900 грн за матч?
Пока мы протиснулись к стадиону после перерыва, на табло горело уже 1:2 в пользу «Шахтера». А в конце матча дончане забили и третий.
– Дави колорадов! – в отчаянии кричали крестьяне – полосатая форма соперников местной команды напоминала им о пожирателях картофельных полей.
На пресс-конференции журналисты спросили Луческу, как ему местные раздевалки.
– Таких раздевалок нет даже во многих клубах высшей лиги, – отвечал через переводчика тренер.
Перед отъездом гостей в облогу снова был взят оранжевый автобус «Шахтера». С их отбытием разбежались и фанаты.
А игроки «Єдності» подходили к своему синему автобусу в гордом одиночестве. На переднем сидении слева от шофера сидел плотный человек в синей форме и выдавал, громко считая, каждому футболисту новенькими сотенными купюрами зарплату за матч. «Газета по-киевски» услышала сумму – 1900 грн.