Первый иностранный: 50 лет Юрию Калитвинцеву
Сегодня исполняется 50 лет Юрию Калитвинцеву - знаковому человеку в истории украинского футбола, первому "иностранному" капитану сборной. "Террикон" вспоминает, как Юрий Николаевич стал украинцем...
...И тут появился Суркис
Осень 1993. Идет очередная тренировка московского "Динамо". Главный тренер, легендарный 73-летний Константин Бесков дает установку полузащитнику Юрию Калитвинцеву: работать осторожно, чтобы не получить травму перед важной игрой. Тренировка продолжается, Калитвинцев действует, как просили. Раздается свисток - и претензия Бескова: "Почему не отнимаешь мяч?" Калитвинцев слегка озадачен, но не возражает. Он вообще в какой-то момент понял, что Бескому лучше не возражать... Начинает действовать в соответствии с изменившейся установкой. Новый свисток - и новая претензия: "Почему так грубо? Мог нанести травму товарищу!" Калитвинцев - в сердцах и недоумении: "Так мне что, отнимать мяч или не отнимать?" Бесков машет рукой: "Делай что хочешь!" Калитвинцев снимает тренировочную манишку, швыряет ее на газон и покидает поле...
Так завершилась его карьера в "Динамо" - тогда еще одном из сильнейших клубов России. Отыграв половину следующего сезона в нижегородском "Локомотиве", Калитвинцев сломался в матче против "Алании". Травма была серьезная - перелом берцовой кости, который вообще мог завершить его спортивную карьеру. Тогда на Калитвинцева и вышли люди из киевского "Динамо".
Он не был совсем позабыт-позаброшен. "Нет, выбор все-таки оставался - московское "Торпедо". Валентин Козьмич Иванов убеждал пойти к нему в команду, и травма его тоже не смущала: "Будешь лечиться столько, сколько потребуется. Мы тебя поставим на ноги". Уже и контракт был оговорен. Но вмешался Суркис - и все перебил", - вспоминал Калитвинцев.
Григорий Суркис, только за год до того ставший президентом "Динамо", победной молнией мелькнул на московском горизонте и триумфально провел переговорный процесс, сделав такое предложение, от которого просто невозможно было отказаться. Суркису покупка очень нравилась. "Впервые в жизни покупаю футболиста на костылях!" - смеялся он, не сомневаясь, что сделал верную ставку. Не слишком сомневался в этом и Калитвинцев, понимая, что, в отличие от того же "Торпедо", "Динамо" дает гарантированную перспективу ежегодного выступления в Лиге чемпионов.
Вундеркинд из Волгограда
Говоря о своем перемещении в Украину, Калитвинцев выбирает очень сдержанные формулировки. Он не любит, когда из этого пытаются сделать какую-то мыльную оперу. Мол, в России он стал никому не нужен - а Киев практически подобрал игрока на обочине и вернул ему большой футбол. Все было не так, утверждает Калитвинцев. И обиженным судьбой в России он себя не считал.
Его родной город - Волгоград. Там он начал заниматься футболом, там провел первые профессиональные матчи в "Роторе". Тогда, в 1985, ему было 17 лет, и он еще не слишком-то мечтал о чем-то большем, хотя считался огромным - по городским меркам - талантом, настоящим местным вундеркиндом. Тот "Ротор" не был выдающейся командой - только в 1982 поднялся в Первую союзную лигу, где занимал места в верхней части турнирной таблицы, но на повышение в классе не претендовал. Помелькав в команде на вторых ролях, Калитвинцев был призван в армию и отправился в ростовский СКА. Два года он провел на том же уровне - в Первой лиге, но играл уже не от случая к случаю, а постоянно, забил 6 голов и в Волгоград возвращался совсем в другом статусе - как взрослый, проверенный и очень перспективный полузащитник.
И команду он увидел совсем другую. Новый тренер Виктор Прокопенко встряхнул ее по-настоящему, сделал одним из лидеров лиги и вывел на 2-е место, что давало право выступать в высшем дивизионе. Туда Волгоград вернулся после огромного перерыва - и Калитвинцев был счастлив прикоснуться к этому историческому успеху. Потом было два сезона в Высшей лиге, вылет в Первую, приглашение в московское "Динамо", переезд в столицу, что половина Волгограда восприняла как предательство. Потом была работа с Валерием Газзаевым и Константином Бесковым - двумя тренерами с совершенно разным пониманием прекрасного. Калитвинцева считали безумно талантливым - но в сборную России так и не позвали. А тут и Суркис появился на горизонте...
Унижение от Хорватии - и месть Хорватии!
Так Калитивнцев появился в Украине, где очень быстро нашел свое место в "Динамо" и сделал здесь вполне успешную карьеру. Попав в состав этой удивительной команды, в 90-е годы ты мог уже ни о чем не беспокоиться: титулы сыпались на тебя как бы сами собой. За 4 сезона Калитвинцев стал 4-кратным чемпионом Украины, 2-кратным обладателем Кубка страны, 4 раза попадал в список лучших 33 футболистов сезона (2 раза - под первым номером). Это был один из двух-трех самых "думающих" игроков чемпионата - "Динамо" на него просто молилось (по крайней мере, в первые годы его пребывания в Украине).
А в сборную России его так и не звали. Там менялись тренеры, но отношение к Калитвинцеву оставалось стабильно прохладным. Это было поразительно - ведь он, однозначно, оставался одним из лучших тогдашних российских футболистов. Наблюдая такую ситуацию, украинские функционеры стали "подкатывать" к Калитвинцеву, уговаривая сменить гражданство. Согласился он не сразу. Причину колебаний объясняет так: "Сборная Украины в то время была какая-то непонятная - тренеров меняли как перчатки, а сколько игроков через нее прошло-проехало, наверное, никто теперь и не сосчитает. Но постепенно ситуация выправилась, сборная превратилась в самодостаточную боевую единицу, и выступать за нее стало престижно. А уж тем более выходить на поле с капитанской повязкой".
В конце концов, именно так и получилось - Калитвинцев стал гражданином Украины, был призван в сборную и, в конце концов, вывел ее на поле как капитан. Дебют на этом уровне состоялся 25 марта 1995 в Загребе - в том несчастливом матче, когда украинцы попали под "хорватский каток", получив полную кошелку голов - 0:4. В ответном матче 11 июня 1996 на Республиканском тогда еще стадионе наша команда сумела отомстить, победив 1:0 команду, в которой играли сплошь европейские звезды - Ярни, Сольдо, Шукер, Бобан, Бокшич... И единственный этот гол - именно на счету Калитвинцева. Больше в сборной, в своих 22 проведенных за нее матчах, он не забивал. Но в ее истории остался навсегда - как первый "иностранный капитан".
Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon
Федор Ларин, специально для "Террикона"