Гус Хиддинк: "Считаю себя русским"
Главный тренер сборной России Гус Хиддинк в интервью корреспонденту радио "Маяк" Регине Севастьяновой рассказал, что уже понял особенности русской души, поделился мнением о влиянии финансового кризиса на развитие футбола в стране, а также заявил, что не считает себя звездой.
- В одном из первых интервью в качестве главного тренера сборной России вы сказали, что хотите разобраться в менталитете россиян. Что вы можете сказать о нашем менталитете теперь?
- Российский менталитет в двух словах не опишешь, потому что русские люди очень разные и индивидуальные. Тогда я говорил, что хотел бы найти какие-то характерные для всех русских черты: как они реагируют на то или иное событие, что они чувствуют в определенных ситуациях и тому подобное. Прожив несколько лет в России, я думаю, что понял российскую душу, хотя бы отчасти. Мне нравятся русские очень сильно. C русскими интересно работать, потому что, если бы это было иначе, я бы уехал отсюда после двух лет. Здорово, что вы такие эмоциональные. Чем ближе я знакомлюсь с русскими, тем большую симпатию они у меня вызывают.
- Частью российского менталитета можно назвать скепсис. Несмотря на успешное выступление на Евро-2008, многие по-прежнему не верят в будущее сборной. А наш чемпионат редко удостаиваются похвалы. Какую часть этого утверждения вы готовы разделить?
- Тут надо разделять: у нас действительно не сильнейший в Европе чемпионат. Мы пока не можем соревноваться в силе национального чемпионата с Англией, Испанией или Германией. И это нормально. И мы должны подумать о том, что предпринять для усиления нашего первенства. Меня беспокоит образование и воспитание молодых футболистов. Мы должны также усовершенствовать инфраструктуру. Мы - русские, а я надеюсь, что имею уже право сказать о русских "мы": много говорим об этом. Мы говорим: мы построим это, мы восстановим это, у нас будут поля, стадионы и бла-бла-бла. Но мы этого не делаем. Не в тех размерах и количествах, как говорим. Кроме того, мы не работаем над повышением квалификации тех, кто учит наших подрастающих игроков. А это необходимо делать, чтобы стать по-настоящему важной страной на футбольной карте мира.
Что касается первой части вопроса: да, большую часть времени мы действительно очень скептичны. На мой взгляд, мы все же можем позволить себе быть более уверенными в своих силах. Конечно, поражения случаются - это спорт. Но мне кажется, что российский футбол и спорт в целом сейчас настолько прибавил, что можно начать гордиться своими результатами. При этом важно продолжать работать в том же направлении и не переоценивать себя. Мы не имеем права почивать на лаврах и ждать, что теперь результат сам к нам придет. Надо стремиться расти в уровне.
- Чем глубже финансовый кризис, тем больше хороших легионеров предпочтут уехать из России и искать счастья в Европе. Может ли это усилить сборную, ведь появится больше россиян в составах клубных команд?
- Я надеюсь на это. Я не против легионеров, но их единственной задачей, на мой взгляд, является привнести в чемпионат экстра-класс, а не просто приезжать сюда, чтобы играть за деньги. Ведь, посмотрите, в том же московском "Спартаке" сейчас играют молодые ребята, 18 - 19 лет. В этом возрасте они уже готовы к выступлению в основных составах клубов. И это, кстати, интересно: смотреть, с каким куражом и желанием молодежь выходит на поле. Да, они будут жаловаться, что из-за этого проиграют какие-то матчи. Но это требование обстоятельств и времени. И мне лично, как тренеру сборной команды, приятно видеть, что молодежь получает шанс.
- Ваш личный вес в России очень велик. Вы при желании даже могли бы оказывать какое-то влияние на политические решения. Вы работаете специально над тем, чтобы не быть вовлеченным в политику?
- Я не вижу себя такой уж звездой здесь. Я получаю огромное удовольствие от работы в команде, с теми людьми, которые меня окружают. Конечно, у меня много прессы в России, и люди очень тепло меня везде принимают. Я хотел бы их за это поблагодарить. Но моя главная задача - поднять уровень российского футбола. Я не вижу себя в политике. Дело в том, что спорт сейчас для России стал делом государственным. Тем более что пришли большие победы. Но это не значит, что его надо выбирать в качестве политической линии. Потому что в спорте не надо выбирать или поддерживать кого-то. Тут просто надо выступать, бороться. И если люди понимают, что они представляют своим выступлением целую страну, то это здорово и действительно может оказывать какое-то позитивное влияние.
Я помню, после чемпионата мира-2002 состоялся матч между сборными Южной и Северной Кореи. Вокруг встречи царила невероятно дружелюбная атмосфера. И команды отнеслись друг к другу со всей теплотой и уважением. И это было так здорово! Конечно, в политическом плане между этими двумя странами, а если быть точнее, то между Северной Кореей и остальным миром, существуют какие-то трения. Но футбол - такой прекрасный вид спорта, который может объединить людей. И политика не в силах противостоять этому. В этом плане, я думаю, спорт действительно может быть использован в государственных целях. Потому что каждый человек любит спорт. В любых его проявлениях.