Гарри Кейн: от нуля до 100
Недавно Гарри Кейн забил 100-й гол в Английской Премьер-лиге. Сейчас он - лучший бомбардир Европы и мира. Мы предлагаем перевод его воспоминаний и размышлений, опубликованных на ресурсе The Player's Tribune - в месте, где выдающиеся спортсмены пишут о себе и о спорте.
Неудача - забавная штука, когда ты ребенок. Я отлично помню тот день. Как раз перед нашим домом в Чингфорде был парк, и я всегда ходил туда играть футбол с отцом и братом. Никаких ворот. Никакой нормальной площадки. Нам надо было просто немного травы и два дерева, чтобы почувствовать себя счастливыми. Я тогда играл за младшую команду "Арсенала". Был, так сказать, в тылу врага.
И вот однажды отец говорит:
- Гарри, я должен тебе сказать кое-что.
- Да, папа...
Он положил руку мне на плечо и сказал:
- Знаешь, Гарри... "Арсенал" тебя уволил.
Не могу точно вспомнить, что почувствовал в тот момент. Честно говоря, вряд ли я даже понимал тогда, что это значит. Я был слишком мал. Но прекрасно помню, как отреагировал отец. Он не критиковал меня. Он не критиковал "Арсенал". Он даже не выглядел чересчур озабоченным. Просто сказал:
- Не переживай, Гарри. Мы будем работать еще больше - и найдем другой клуб, ладно?
Наверное, вам покажется, что большинство отцов в такой ситуации отреагировало бы как-то по-другому - более заинтересованно и эмоционально. Но мой отец, что бы ни случилось, никогда не оказывал на меня давления. Он всегда оставался таким позитивным! Его типичной реакций в любой ситуацией было - ну ладно, будем жить дальше. Именно так он и поступал.
После "Арсенала" я немного поиграл за местную команду, а потом был замечен скаутом "Уотфорда", который предложил мне приехать и попробоваться. Жизнь интересно распоряжается нами - именно после матча за юношей "Уотфорда" против "Тоттенхэма" я получил приглашение в академию "Тоттенхэма". Думаю, белая футболка мне больше к лицу. Отлично помню, как впервые играл против "Арсенала". Удивительно, ведь мне было всего 8 лет, когда они меня выставили - но каждый раз, когда я выхожу против "Арсенала", думаю: "Ладно, посмотрим, кто был прав и кто лучше!"
И теперь, когда я думаю об этом, мне кажется, что лучшего со мной не могло и случиться. Это дало мне такой импульс, которого я раньше никогда не чувствовал.
Я по-настоящему счастлив забить 100 голов в Премьер-лиге. Когда-то, в самом начале, когда "Тоттенхэм" отдал меня в аренду, я спрашивал себя - а смогу ли я забить ХОТЯ БЫ ОДИН гол здесь? Но эти годы многому меня научили. Вспоминаю один момент, когда я играл в 2012 за "Миллуолл". Мы боролись за выживание. Фаны были заведены до предела. И вот в одном из матчей судья принял плохое решение для нас. Всего одно плохое решение! Но ребята на трибунах рассвирепели и стали швырять на поле все, что подворачивалось под руку. Кучу всякого мусора. Пришлось остановить матч, чтобы успокоить болельщиков. И я посмотрел вокруг и сказал себе: "Вау! Да это же просто дурдом!"
Сезон подходил к концу, настроение было мрачным, в раздевалке то и дело слышались разговоры о том, что если мы понизимся в классе, то кому-то вдвое урежут зарплату, а кого-то просто выгонят. Кое у кого были маленькие дети... Вот тогда я начал воспринимать игру на каком-то другом уровне. Я понял, что для кого-то футбол - способ прокормить семью. Я понял, что это все очень серьезно. Пожалуй, именно мой опыт в "Миллуолле" сделал меня взрослым. И я не считаю простым совпадением, что я именно там начал играть хорошо. Что более важно - мы не вылетели. Все это дало мне глубокую связь с фанами "Миллуолла". Я люблю их - пусть они иногда и бывают немножко сумасшедшими!
Я старался делать все, что могу, вернувшись в "Тоттенхэм". Но они опять отдали меня в аренду - "Лестеру", который тогда играл в Чемпионшипе. Тогда я пережил худшие дни в моей карьере. Я не попадал в команду. Помню, сидел в своей квартире и мучил себя вопросом: "Если ты не можешь играть за "Лестер" в Чемпионшипе - как же ты собираешься выступать в Премьер-лиге за "шпор"?"
Впервые я мог сказать о себе, что меня охватили сомнения. Это жестокая штука - сомнения! Ко мне приехали родные, и я признался им, что хочу бросить все. Я уже не мог бороться с отчаянием. И тогда отец сказал мне: "Послушай, просто продолжай работать. Просто делай свое дело, и все наладится!"
Тогда, в эти пустые дни в моей квартире, мне подвернулся на YouTube фильм о Томе Брэди - знаменитом квотербеке "Нью-Инглэнд Пэтриотс". Это была история о том, как в него не верили. На драфте его выбрали только под 199-м номером - можете себе такое представить? Все всегда вокруг сомневались, что такой долговязый и нескладный парень может стать классным квотербеком. И я сразу подумал о себе. В меня ведь тоже все не верили, и я часто слышал, что как-то не слишком похож на нормального бомбардира.
Этот фильм по-настоящему вдохновил меня. Брэди бесконечно верил в себя - и продолжал работать, почти исступленно, стремясь стать лучше. Это было как будто про меня! Может показаться странным, но после этого фильма внутри меня как будто включили свет. В тот день, в своей лестерской квартире я сказал себе: "Знаешь, что? Сделай это! Трудись, как можешь, и твой шанс обязательно придет! А когда это случится - хватай его и не упускай!"
Через пару матчей мы играли с "Миллуоллом", моей бывшей командой. Защитник, приставленный ко мне, сразу сказал: "Знаешь что, Гарри? А ведь у меня еще не было ни одной желтой карточки! И я собираюсь заработать первую на тебе!" Он попытался запугать меня - прямо и грубо. И вот мы идем с ним на верховой мяч. Выпрыгиваем, боремся - и мой локоть попадает ему по ребрам. Он падает и морщится от боли. А я переступаю через него - просто переступаю через лежащего игрока, понимаете? - и играю дальше. Так я дал понять - ему, себе и всем - что меня не запугать.
Перед следующим сезоном я вернулся в "Тоттенхэм". Там был новый тренер - Андре Виллаш-Боаш. Он опять хотел отдать меня в аренду, и было несколько приличных клубов, готовых меня принять. Но это было не то, чего хотел я. Я мечтал лишь об одном - играть за "Тоттенхэм". И прямо сказал ему об этом. Он посмотрел на меня слегка растерянно. А я добавил:
- Я хочу доказать, что могу играть в стартовом составе. Можете говорить мне каждую пятницу, что я не заслуживаю играть в первой команде. Но я не хочу уходить!
Это решило все. Он оставил меня, я стал тренироваться с командой. Я почувствовал доверие, почувствовал себя обязанным его оправдать. И передо мной была моя детская мечта - вот, прямо здесь, только руку протяни! Я мог сколько угодно ждать, что эта мечта как-то сама собой свалится на меня. Но так не бывает. Ты должен сам ухватить ее!
Я тренировался, но все еще не играл. А зимой Виллаш-Боаш ушел, и новым тренером стал Тим Шервуд. Он и стал меня выпускать в "старте". И я забил три гола в первых же трех матчах. Остальное, как говорится - уже часть истории. Это невероятное чувство - забивать на "Уайт Харт Лейн". И я никогда ранее такого не чувствовал. Но стал ли я после этого новым человеком? Нет! Честно говоря, тем, кем я являюсь сейчас, сделали меня предыдущие годы.
Конечно, все изменилось, когда в следующем сезоне пришел Маурисио Почеттино. Никто не оказал большего влияния и на меня, и на клуб. Маурисио принес с собой новую философию. И он сплотил команду. У него самого была прекрасная карьера игрока, он никогда не говорит об этом. В его тренерском мире вообще не существует он сам - только игроки и мысли о том, как сделать их лучше, как им помочь преодолеть трудности. Правда, если вы ленитесь, то он становится безжалостным, и его двери для вас закрыты. Но что, если вы самоотверженно работаете и относитесь к нему с уважением? Не сомневайтесь - тогда он отдаст вам все время, которое у него есть.
Помню один случай. После матча, в котором я сделал хет-трик, он пригласил меня зайти к нему в кабинет. Мы тогда еще не были так близки, как сейчас - и я гадал, какова причина приглашения. Открываю дверь - и вижу, что он встречает меня с бокалом хорошего красного вина. Обнимает и говорит: "А теперь давай сфотографируемся на память!" Тогда я подумал: "Черт возьми, это ведь действительно особенный человек!" С тех пор мы многое пережили, и могу сказать, что за пределами футбола он стал моим другом.
Его эмоциональность и человеческие качества сделали "Тоттенхэм" не просто хорошей командой, а компанией настоящих друзей. Мне кажется, в современном футболе это большая редкость.
Футбол позволил мне пережить незабываемые моменты. Помню первое дерби Северного Лондона в моей карьере - матч с "Арсеналом" в 2015. С командой, которая меня отвергла... Когда в туннеле мы стояли рядром с ребятами в красных футболках, так хорошо мне знакомых красных футболках - просто мурашки по коже побежали... Перед матчем я представлял себе, как забиваю голы в их ворота. И я забил два. Второй принес нам победу - и, наверное, это был лучший гол, который я когда-либо забивал головой.
Я был счастлив. И дело было не столько в "Арсенале" - нет, тут другое. Я просто был страшно рад доказать всем, что у меня получилось. И прежде всего, хотел, чтобы порадовалась моя семья, которая оставалась со мной, что бы ни происходило. В каком бы "Норвиче" или "Лестере" я ни оказался.
Мы с "Тоттенхэмом" вплотную приблизились к титулу. Последние два сезона мы были очень близки к нашей мечте. И мы обязательно добьемся своего. Как? Боюсь, мои слова покажутся ужасно нудными - но я правда уверен, что это единственное, что поможет. Надо просто продолжать работать!
Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon