Россия. Экономика, как способ борьбы с "Договорняками"
Вместе с тем и те, кто категорически против «договорняков», и те, кто не видит в этом явлении вселенской катастрофы, согласны в одном: борьбу со злом вести необходимо. А вот какими методами, какими средствами… – и тут опять начинаются споры.
Недавно президент ЦСКА и РФПЛ Евгений Гинер предложил свой вариант. В нем содержатся как раз два аспекта, обозначенных нами выше, – политический и экономический. Необходимо добиться такого положения вещей, чтобы договариваться стало невыгодно.
Начнем с того, что команды должны почувствовать экономическую разницу между седьмым и, допустим, девятым итоговым местом. Чем выше в турнирной таблице оказался, тем больше получил. Такая схема используется и сейчас, но при нынешних распределяемых суммах «довесок» получается символическим. Если же РФПЛ удастся заключить еще более выгодные контракты по продаже телевизионных прав, да к тому же достичь договоренности о поставке «картинки» в другие страны, то вместо нынешних 18 миллионов долларов Лига со временем сможет зарабатывать в три-пять, а то и семь раз больше (в этой связи очень кстати пришелся бы переход на систему «осень – весна», который позволит соотнести сроки проведения чемпионата России с ведущими зарубежными первенствами, и европейский зритель, не привыкший наблюдать за чемпионской гонкой в ноябре, с куда большим интересом будет следить за развитием событий в нашем турнире параллельно, а не «перпендикулярно» той же «большой пятерке» и иже с ними). Соответственно, больше денег будет доставаться клубам – в зависимости от занимаемых мест и частоты трансляций матчей с их участием.
Вторая сторона вопроса. В чем первопричина «договорняка»? В том, что одной из сторон очки, в принципе, не нужны. Каждый год в нашем чемпионате к определенному моменту создается некая прослойка из середняков, которые в борьбу за высокие места включиться не могут, но и опасности не чувствуют. У них уже нет никаких стимулов, кроме искусственных. Клуб N предлагает премию, чтобы «равнодушная» команда дала бой главному конкуренту клуба N, либо главный конкурент клуба N предлагает «продать три очка».
Выход видится в том, чтобы максимально сократить количество «сторонних наблюдателей», тех, кого турнир уже не интересует. С одной стороны, увеличить ротацию между премьер-лигой и первым дивизионом. Пусть вылетают не две, а четыре команды. Две – напрямую, еще две – через стыковые игры или переходный турнир с командами, финишировавшими в первом дивизионе на третьем и четвертом местах. С другой стороны, необходимо добиться более широкого представительства России в еврокубках. Сейчас у нас играет в Европе четыре клуба, но вполне достижимо, чтобы их было шесть. Для этого необходимо догнать Голландию, занимающую восьмую строку в таблице коэффициентов УЕФА и опережающую Россию примерно на один балл. Учитывая еврокубковые амбиции ЦСКА и «Спартака» грядущей весной, сделать это вполне реально.
Итак, из 16 команд премьер-лиги 8–10 борются за право выступать в Лиге чемпионов и Кубке УЕФА, остальные – за то, чтобы не попасть в квартет аутсайдеров. Балласта как такового нет. Кто с кем станет договариваться?..
Константин КАН, «ДОГОВОРНЯКИ»: УДАР РУБЛЕМ