Иван Пироженко: Китайцы предлагали Блохину приезжать и читать лекции за сумасшедшие деньги
Его имя все чаще стало появляться в украинских спортивных СМИ. Иван Пироженко – человек, который помог найти себя в Турции Евгению Селезневу, а также еще ряду украинских игроков. Не так давно о нем упоминали в контексте переговоров Олега Блохина с некими китайскими представителями. Корреспондент terrikon.com встретился с Пироженко в Киеве и поговорил о буднях Селезнева, Рыбалки и других клиентах менеджера в Турции, карьерных вариантах Олега Блохина и проблемах украинского футбола.
- Иван, близится зимнее трансферное окно. У вас наверняка будет немало работы в этот период. Каких новостей нам стоит ожидать?
- Трансферное окно – это всегда загадка. Чаще всего, как показывает практика, можно трудоустроить человека, которого ты до сегодняшнего дня даже и не знал. А тех, кого планировал устроить за один день , становится очень трудно. Разные бывают ситуации.
- Что за истории о людях, которых вы не знали?
- Это были не мои люди. Это точечные трансферы, когда тебе говорят: «Нужен вот этот». А он не является твоим клиентом. Мы выходили на агентов, говорили с ними и устраивали переходы. Я не хочу называть фамилий, это процентов на 80 всегда так и происходит.
- Очень много слухов было вокруг Евгения Селезнева. В частности, в качестве его потенциально будущего клуба упоминался «Галатасарай». Как ситуация обстоит сейчас: он останется в «Карабюкспоре» или же сменит клуб зимой?
- У него есть желание уйти, это не секрет. Это такой человек, вокруг которого всегда есть слухи. Он так живет, так играет. Такой вот парень. Но мы будем работать, рассматривать все варианты. Сегодня есть ряд предложений и некоторые из них, очень далеко отсюда. Но у него приоритет – остаться в Турции. Он это понимает, в этом чемпионате у него получается, он хорошо играет. Что касается смены клуба – посмотрим, будет понятно уже в ближайшее время.
- Насколько вы были близки к «Галатасараю»?
- Интерес с их стороны был, и был огромный, это правда. Мы до последнего дня вели переговоры с «Галатасараем» и лично сам Тудор, главный тренер, раз 10 ходил к руководству. Очень он хотел Женю. Там ситуация связана с самой структурой клуба, кто-то блокировал нам этот трансфер по причине того, что Тудор должен был покинуть клуб, когда вылетел из розыгрыша Лиги Европы. Затем он выдал ряд хороших матчей, но уже рассматривались определенные кандидатуры тех людей, кто мог возглавить «Галатасарай». Опять же, без фамилий, но один из них поспособствовал тому, чтобы заблокировать трансфер Жени. Хватило у него на это, как личного авторитета, так и полномочий. Это было сделано из расчета на то, чтобы завести, как говорят, своего форварда. Это нормальная ситуация в футболе когда возможна отставка одного и приход другого. Но не получилось, это факт. Такое бывает.
- Жалеете ли вы о том, что в свое время Селезнев несколько подпортил свой имидж переходом в «Кубань»? Я так понимаю, не вы устраивали этот трансфер?
- Нет, его устраивал не я. Но эхо этого чудо трансфера, есть до сих пор. И это далеко уже не спортивные моменты. Все таки понятие "бизнес по-Русски" существует, и в Российском футболе слова, такие как, "должен", "деньги", "откат", "закат" и "понятия" встречаются чаще, чем где бы то ни было. Люди которые управляют футбольно-агентским направлением в России, чаще всего получали своё образование в других отдаленных местах, и живущие чаще по кодексу далеким от гражданского. Вот и вопросы которые мы там, уже наконец-то уладили, далеки от знаменитого Олимпийского лозунга "Быстрее", "Выше", "Сильнее".
- Можно ли утверждать, что вы на 90% не будете сейчас работать с российским рынком?
- Мне кажется, что нельзя мыслить шаблонами, как это стало очень популярно в наше время. Мы научились сегодня вешать ярлыки, потому что появились четкие критерии, как это делать, своеобразная инструкция. Люди это поняли и поехали рубить направо и налево. Что-что, но это исторически, у нас очень хорошо получалось и получается. Но, "не суди, и не судим будешь", как раз сегодня к месту. У нас, кроме того, что люди держат руку на сердце и поют гимн, в большинстве своём на этом и ограничиваются. Сплошное ток-шоу, и это касается не только футбола. У нас многие политики не могут объяснить, что происходит сегодня в стране, куда мы идём, где мы сейчас? Я не говорю о других вещах, которые не стыкуются с понятиями патриотизма и лозунгом «Слава Україні». Футболисты все понимают, что, грубо говоря, уезжая в Россию, это может быть билет в один конец. Но, как показывает практика, люди успешно уходят и успешно возвращаются от туда когда это кому-то надо. Это касается не только футбола, но и шоу-бизнеса. Некий избирательный подход: один герой, другой предатель. Это работа. Если есть интерес со стороны какого-то клуба, агент обязан его рассмотреть. У всех футболистов есть семьи и некоторым ребятам уже по 30 лет. Они понимают, что каждый контракт может быть последним. Как и любой менеджер, я представляю интересы футболиста, а не клуба или страны.
- В последние два трансферных окна у вас хорошо пошли переходы в Турцию. И Коркишко, и Рыбалка, и то же трио в «Карабюкспоре». Насколько сейчас среди украинских футболистов высокий спрос на переход в турецкий чемпионат?
- У меня хорошие партнеры в Турции, я этим горжусь и ценю. Мне нравится этот чемпионат, он развивается. Еще три-четыре года назад Турция во многом отпугивала и это было аргументированно. Сегодня туда едут Пепе, Сольдадо, Негредо, Вальбуэна, Насри, Гомис, Самюэль Это'О. Это говорит о том, что динамика правильная. В нашей, агентской среде, конкуренция тоже очень большая. Если уже на этом рынке появляются те же Мендеш или Мино Райола, то вектор нужно не упускать. Наши футболисты там ещё сегодня ценятся. Особенно футболисты топ-клубов: «Динамо» и «Шахтера». Потому что на протяжении всей футбольной истории, наши команды выносят турков в одну калитку. Как на уровне сборных, так и на уровне клубов. Сегодня мне кажется, что это последняя волна, когда они хотят видеть в своих командах наших ребят, прошедших наш знаменитый топ-чемпионат, который был, без ложной скромности, наверное в пятерке лучших чемпионатов в Европе. Я так думаю, что сейчас наступит маленькая пропасть. Как это часто бывает у нас в футболе: успешно сыграли на чемпионате мира в 2006, потом вышли аж на Евро-2016. Куда уходит 10 лет? Сегодня еще есть спрос, а дальше будем или работать, меняться или же ждать, когда вырастут новые Шевченко, Ярмоленко, Коноплянка, Ротань, Лужный, Сейчас все должно измениться: и агенты, и футболисты, и менеджмент клубов, да и президенты наверное. Нужно выбрать вектор, каким путем мы идем. Хорватским, исландским, африканским – не важно, но нужно определиться и работать.
- Недавно мне на глаза попалась цитата Александра Панкова о том, что средний турецкий клуб предлагает зарплату в размере 35-40 тысяч долларов в месяц. Насколько эти цифры близки к реальности?
- Это средние цифры Александра Панкова, я не знаю, не могу утверждать.
- Это коммерческая тайна?
- Да не то, что коммерческая тайна. Опять же. Нужно понимать, что есть трансферы коммерческие. Это касается не только Турции. На парне зарабатывают комиссии, а потом его бросают, забывают, и он «умирает» как футболист, или возвращается назад в Украину. Таких примеров, увы очень много. После этого заводят следующего. А есть трансферы разумные, когда человек стоит этих денег. И я называю это рабочие трансферы. Когда игрок приходит, о нем заботятся, ему помогают, его развивают. Мне больше по душе второй вариант, поэтому мои ребята играют и на них есть спрос. Сегодня в нашей профессии, такие слова как: "продал", "комиссия", а по окончании контрактного соглашения с футболистом и знаменитая фраза "продлевать будем?", напоминает мне больше работу сутенера, чем агента. Я думаю что должны появляться в обращении побольше таких слов и терминов как, трудоустроил, сопровождал, адаптировал, несу ответственность, помог. Наверное сегодня и агенты проходят определенную эволюцию. Ведь мы подписываем не просто контракт с футболистом, это намного глубже, серьезней и несет за собой больше ответственности.
Ведь по сути, человек вам доверил свою карьеру, два года своей жизни, материальное состояние своей семьи, благополучие детей. Когда ты понимаешь это, и готовь взять за это ответственность, тогда ты становишься более требовательный, и в первую очередь перед самим собой. Поэтому наша компания не работает с миллионом футболистов и не трудоустраивает по 20 человек за одно трансферное окно. Есть у нас такие глобалисты. Да и рассуждать у нас любят, мол, что там или там платят миллионы. Из-за этого и футболисты находятся немного оторванные от реалий. Футболист, который приходит ко мне и говорит, что минимальная сумма, на которую он согласен уехать – 50 тысяч долларов, сразу получает ответ: «Нет». Я им искренне говорю, что не занимаюсь трудоустройством на Марс и Юпитер, для этого есть другие агенты, которые для получения авторизации или подписания контракта, могут позволить себе такое баловство, обещая такие условия. Я не говорю сейчас о топ футболистах, чей уровень позволяет получать и намного больше.
- Сразу вспоминается история с Гладким и его переходом в «Сивасспор»...
- Он очень хотел и очень хочет. Повторюсь, но агент может пообещать все, что угодно, лишь бы ты подписал контракт или авторизовал его. Вот это Сашин случай. Ему наобещали определенные условия, цифры, которые не соответствовали реалиям. Естественно, когда ему предлагали адекватные и разумные предложения, актуальные для рынка, для человека, которому 30 лет, Саша ждал предложений, которые были озвучены раннее. Только по этой причине он не перешел. Когда поняли в чем причина, и Саша в первую очередь, было уже технически поздно закончить этот трансфер.
- Мы с вами упомянули о несостоявшемся трансфере Селезнева. Это ваш самый обидный «облом»?
- Агент чаще всего понимает, почему не получилось. Не понимает футболист. Агенты – это люди, которые стараются работать более аккуратно. Мы понимаем, что все не так, как написано в книгах, особенно в мире, где существуют огромные деньги. В большинстве своих трансферов, все мои клиенты участвуют со мной в финальной стадии переговоров. Задают вопросы, торгуются, спорят, принимают решения. Они всегда знают сколько зарабатываю я, какая моя комиссия и сколько получают они. И многие другие технические моменты. Никогда, агентская комиссия, не должна служить причиной не трудоустройства твоего клиента, это золотое и ключевое правило в агентской профессии. Но на сегодня это золотое правило, все чаще превращается в дешевую "бижутерию". Как для Жени, конечно же это было трагедией. Два месяца он не мог прийти в себя, но потом все стабилизировалось. Он играет здорово, его снова хотят. Он снова забивает и я доволен. В общем, зимой мы поработаем.
- Не так давно я вас видел на матче «Олимпик» - «Мариуполь». Вы были в компании людей турецкой внешности. За кем-то следили?
- Мы, как партнеры, (я постоянно там, а они здесь) решили воспользоваться возможностью и сходить на этот матч. Ни больше, ни меньше.
- То есть, конкретно ни за кем не наблюдали.
- Нет.
- В целом, кроме игроков «Динамо» и «Шахтера» за кем-то еще из украинских клубов следят в той же Турции?
- Следят за личностями. Взять ту же «Зарю» - есть у них Караваев, есть у них Громов и Андриевский, Харатин, Сваток, это те футболисты, которые были бы желанны на этом рынке, есть и Лунин, которого, насколько я знаю, хотел «Реал». Турция – очень специфическая страна. Это я уже понимаю и становлюсь с каждым своим трансфером немного умнее, проходя со своим парнем какие-то новые ситуации и проблемы. Думаю, следующим ребятам я помогу еще больше. На этом рынке особая специфика. И культурологическая, и религиозная, и ментальная. Во многом они живут крайностями, по типу "люблю-ненавижу". У них практически нет среднего. Это нация «вековых торговцев». Так, у них сложилось веками. Это отражается на всем: как они принимают решения, как работают, как живут, как болеют, как ведут бизнес, как играют и даже как радуются. Это все тоже нужно учитывать. Пришли Сольдадо и Негредо. До последнего тура, на двоих за 10 игр они забили один гол. Вот вам и звезды. Казалось бы! Но бывает и вот так.
- Кроме турецкого направления, какое вам еще интересно?
- Мы изучаем и другие рынки. Хорошо сотрудничаем и с Германией, с Англией. Есть возможности работать, и мы ведем переговоры с некоторыми ребятами из МЛС. Не много историй, но контакты есть. Всегда очень сложно найти правильного партнера, а иногда и соответствовать ему. Озвучивают и обещают все агенты очень прекрасно и складно, проблемы начинаются в другом и немного позже. Партнёр - это не спринт, партнёр - это марафон. Кто проходит по этим критериям, кто сильнее определенных соблазнов, с тем дальше и работаем.
- Расскажите, пожалуйста, историю про интерес китайцев к Олегу Блохину? Что это были за люди и о чем вы говорили?
- Конечно, я не скрываю, что на сегодняшний день, я представляю интересы Олега Владимировича. Для меня это большая честь и вызов, быть причастным и представлять профессиональные интересы кумира моего детства. Что касается Китая, то на тот момент, это была не сборная и не клуб. Предлагали возглавить футбольную академию с населением около 50 миллионов жителей, в провинции с очень трудно выговариваемым названием. Скажу честно, я был удивлён, насколько они боготворят Олега Владимировича. Для китайцев он как Хатико для японцев. В последствии, они предлагали ему просто приезжать и читать лекции на очень хороших условиях. Мы не приняли пока это предложение, потому, что Олег Владимирович хочет вызов. Он хочет работать для задачи и пребывает в хорошей как психологической, так и физической форме. Сейчас некоторые африканские сборные хотят поработать с Блохиным. Есть в нем харизма и какой-то магнетизм. Не могу это передать словами, но кто его знает, понимает о чем я хочу сказать. Это историческая личность. Он может завести и привести команду к результату, на данный момент мы находимся в стадии переговоров.
- Вас часто замечали на популярном шоу «Лига смеха». Украинский футбол сейчас – это комедия или трагедия?
- Это реалии. Мне кажется, что украинский футбол сегодня оказался вообще без жанра. Это мне напоминает до не давнего ситуацию с недвижимостью. Раздули пузырь до предела, он лопнул. Но ведь от этого не перестали дома строиться. Вот и в футболе тоже нужно, чтобы был правильный проект, правильный подряд с правильным финансированием. Трагедии я никакой не вижу, но и смеяться чего-то не хочется.
- Можно ли сказать, что падение уровня уже прекратилось, и украинский футбол уже оттолкнулся от своего дна?
- Для меня сложно ответить на этот вопрос, ведь я не являюсь на сегодняшний день ни работником Федерации футбола Украины, ни работником Премьер-лиги. Проектов было очень много, но в какой они стадии сейчас, я не знаю. Я сторонник того, что для прогресса, всегда должна быть эволюция, а не революция. У нас все привыкли видеть молнию из задницы, мол, значит, тогда видна и работа. Нет, это все таки длительный процесс. Я знаю, что у Андрея Павелко есть интересные проекты и он готов к кардинальным шагам в вопросах инфраструктуры, искусственным полям, но это все реформы. Они не будут заметны между первым и вторым интервью.
Огромную работу на сегодняшний день проводит и команда Владимира Генинсона, президента Премьер Лиги. Но экономические и политические реалии и отсутствие четкой стратегии в нашей стране вообщем, увы, не позволяют увидеть прогресс. Насколько у людей хватит терпения это все ждать, понимать и даже где-то помогать, а не критиковать, тогда мы шагнём вперёд и это будет заметно.
Даниил Вереитин, terrikon.com