Елинскас, которого в Донецке любили все
Он родился в Макеевке, там же делал свои первые шаги в футболе. В высшей лиге первенства СССР Валентин Елинскас дебютировал в 1980 году в составе одесского "Черноморца", куда его пригласил сам Никита Симонян — тогдашний тренер "моряков".
"Никита Павлович был ему почти как отец, — признается вдова Елинскаса Галина. — Именно в честь Симоняна мы и назвали своего сына Никитой". Молодой вратарь быстро прогрессировал и в 1982 году, отстояв на "ноль" в 12 матчах чемпионата, был признан лучшим футболистом года в "Черноморце" по опросу газеты "Вечерняя Одесса". По окончании сезона на него посыпались предложения из других команд. Валентин выбрал "Шахтер", решив вернуться к родным пенатам (его родители по-прежнему жили в Макеевке).
"Главной причиной ухода Валика из "Черноморца" стал произошедший в коллективе конфликт, в результате которого клуб покинул его друг Николай Павлов, — вспоминает Галина Елинскас. — Вот тогда и он в знак солидарности тоже решил сменить команду. В Одессе ему сулили золотые горы, только бы он остался, но муж пошел на принцип".
В Донецке новый вратарь сразу пришелся ко двору, быстро освоившись на последнем рубеже горняцкой обороны. Его первый сезон в "Шахтере" оказался и самым ярким. Любимцем публики он стал в одночасье — во время полуфинала Кубка СССР с "Зенитом". Основное и дополнительное время матча завершилось тогда вничью 1:1, пришлось пробивать серию 11-метровых. Голкипер "оранжево-черных", отразив удары Клементьева и Козаченка, обеспечил своему клубу путевку в финал.
Тогда-то болельщики впервые и затянули нараспев знаменитое впоследствии: "Ва-а-а-ля Елинскас!". Поводов для народного обожания Валентин Вацлавович давал своей игрой предостаточно. Легкий, прыгучий, с прекрасной реакцией он не раз спасал свои ворота от, казалось бы, верных голов. На вопрос о том, как ему это удается, Елинскас неизменно отвечал: "Главное — правильно выбрать позицию".
Все успехи горняков середины 1980-х во многом состоялись благодаря надежной игре их голкипера. С именем Елинскаса связаны победы в Кубке СССР-83 и Кубке сезона-84, выход в четвертьфинал Кубка Кубков-84 и финал Кубка СССР-85. Кстати, в последнем случае "Шахтер" вновь обыграл в полуфинале "Зенит" в серии пенальти. Закончив карьеру, Елинскас не расстался с любимой игрой, регулярно выступая за ветеранов "Шахтера". "Помню, выходные, все друзья едут на природу, зовут нас, — вспоминает вдова Валентина. — А он: "Езжайте без меня. В воскресенье ветераны играют. Я не могу пропускать". Для него футбол всегда был на первом месте".
В последнее время он работал тренером вратарей донецкого "Олимпика", возглавляемого его приятелем и бывшим партнером Игорем Петровым. "О тренерском чутье и таланте Валика можно судить хотя бы по тому, что именно он в свое время рассмотрел и воспитал Игоря Левченко — нынешнего вратаря юношеской сборной Украины, ставшего недавно чемпионом Европы", — говорит Игорь Григорьевич.
Елинскас ушел из жизни спустя всего лишь четыре дня после своего 50-летия. Юбилей он встречал уже тяжело больным. Приехавшие поздравить его ветераны команды и представители клуба понимали: это было фактически прощание с замечательным человеком и футболистом.
Я БЫ В ФОРВАРДЫ ПОШЕЛ, ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ
"На тренировках Валика постоянно тянуло в поле, — вспоминает защитник "Шахтера" 1980-х и друг Елинскаса Александр Сопко. — Не знаю, может это была нереализованная мечта его детства — забивать голы, но он всегда при возможности любил погонять мяч. Причем, и по воротам бил, и в обороне отрабатывал, и в подкатах стелился. И при этом подтрунивал над нами: "Вот так надо действовать! Я вас научу играть в футбол!".
А в 1986 году "Шахтер" поехал в турне по Марокко. Было это в конце сезона, у нас — полный лазарет после чемпионата, и еще несколько человек на месте травмировались. И вот так получилось, что к последней игре турнира у нас оставалось в строю два вратаря и всего 10 полевых игроков. И Валик упросил Олега Базилевича, который нас тогда тренировал, выставить его в поле. Вышел, конечно, в нападение. В одном из моментов пошел навес с фланга, и Валик решил показать класс — ударить в падении через себя. Выпрыгнул красиво, но по мячу не попал. И так грохнулся о землю, что мы подумали — все, отвоевался. Но ничего, встал, продолжил играть. После матча был доволен, но признался: "Да, это не в воротах стоять!".
ПОДАРОК ИЗ КИТАЯ
"В советские времена футболисты имели возможность относительно часто выезжать за границу, — вспоминает Галина Елинскас. — Валик никогда не приезжал без подарков. Причем, помнил обо всех. Хоть мелочь, но должен был привезти всем — и мне, и детям, и своим родителям. А больше всего запомнился фарфоровый сервиз на 12 персон, привезенный им из турне по Китаю в 1983 году. И не поленился же таскать огромный тяжелый короб".
Газета "Сегодня"