Самый лучший из львовян: 60 лет Степану Юрчишину
Сегодня исполняется 60 лет форварду, которого многие львовские болельщики считают непревзойденным за всю историю местного футбола. В лучшие свои годы игра Степана Юрчишина вызывала восхищение всего Советского Союза. Вспомним, как это было...
Первой командой 18-летнего Степана стал львовский СКА. Для него эти два года - 1976-77 - пошли в зачет армейской службы. И проходила она рядом с домом - селом Керница Городокского района Львовской области, где он родился 28 августа 1957 года. Был шанс продолжить карьеру в армейской системе - его вызвали в Москву, несколько месяцев он провел в ЦСКА. И все шло к тому, что он останется - предлагали квартиру в столице, лейтенантские погоны и прочие блага. Тренер Всеволод Бобров был без ума от львовского технаря. Но селекционеры "Карпат", давно мечтавшие о Юрчишине, сделали усилие. Они приехали в Москву и поговорили с молодым игроком по душам. А тут еще и мама со своей стороны настойчиво попросила вернуться... И Юрчишин стал игроком "Карпат" - команды Первой советской лиги. Команды, в которой он только и видел себя в юношеских мечтах.
"Даже не представлял себе, что могу играть где-то еще", - уверяет он.
"Карпаты" пытались выкарабкаться из ямы, в которую угодили весьма неожиданно. В 1976 году они считались одной из самых отлаженных, благополучных команд Союза и дважды занимали 4-е место в чемпионатах СССР. Да, именно дважды в течение года - тогда футбольные функционеры устроили вместо одного турнира сразу два, весенний и осенний. В обоих случаях львовская команда финишировала сразу за тройкой призеров. Причем осенью взять медали - серебряные! - им помешало только дичайшее стечение обстоятельств...
И в следующем сезоне "Карпаты" рухнули. Легендарный тренер Эрнст Юст пытался резко омолодить команду. В ней появились будущие звезды Андрей Баль, Ярослав Думанский, Олег Родин. Но победы не приходили. И сезон 1977 команда закончила на предпоследнем, 15-м месте. Это означало прощание с "вышкой"...
Тут-то в "Карпатах" и появился Юрчишин, уже успевший, кстати, отличиться в Высшей лиге (где он провел 8 матчей и забил 1 гол за ЦСКА).
Несколько лет спустя в знаменитом советском еженедельнике "Футбол-Хоккей" кто-то из обозревателей предположил, что Юрчишин мог бы и не стать тем, кем стал, не имей он возможности проявить свой бомбардирский талант в Первой лиге. Сейчас об этом остается только гадать. Но факт есть факт: Юрчишин стал одной из ярчайших звезд Первой лиги, где установил "вечный" рекорд результативности.
Но сначала был первый сезон, в котором он только внедрялся в команду. "Карпаты" еще не покинули представители того героического поколения, которое в 1969 подарило городу Кубок СССР. Оставался в строю лучший бомбардир Владимир Данилюк, на счету которого за все годы карьеры образовалось 88 голов. Юрчишин вспоминал, насколько тепло его приняли ветераны "Карпат", и с особенно добрым чувством говорит о Данилюке - человеке, который, завершив карьеру в 1978-м, передал молодому нападающему свою футболку с 9-м номером ("И свой футбольный талант", - шутит Данилюк).
Дебютный сезон 1978 Юрчишин отыграл неплохо, но без особого бомбардирского блеска - 13 голов в 32 матчах. Впрочем, он тогда еще действовал не в нападении, а в полузащите. "Карпаты" не смогли вернуться в группу сильнейших - не хватило всего одного очка. Ушел в отставку тренер Юст, на котором, казалось, в команде держалось все. Ушли ветераны. Надо было решать все заново. В такой атмосфере стартовал сезон 1979.
Его львовские болельщики вспоминают до сих пор. "Карпаты" были великолепны. Они обеспечили себе первое место за несколько туров до конца турнира. Больше всех забили, меньше всех пропустили. Но главное - Юрчишин. О, это было нечто! Новый тренер Иштван Секеч выдвинул его на острие атаки - и пошло! Юрчишин сыграл в 42 из 46 матчах команды и забил 42 гола - строго по одному за матч в среднем. Это был рекорд результативности для Первой лиги - и до самого конца существования СССР его так и не побьют. Предыдущий результат одессита Анатолия Шепеля Юрчишину удалось превзойти сразу на 4 гола. Живая история!
В тот год болельщики ходили специально "на Юрчишина". Причем не только во Львове. Всем было интересно - сколько же еще забьет этот настырный крепыш? А он все забивал и забивал.
Львовский бомбардир демонстрировал что-то настолько из ряда вон выходящее, что на него обратили внимание даже тренеры сборной СССР во главе с самим Константином Бесковым. Заметили игрока из Первой лиги, куда обычно не спускались взгляды ведущих специалистов. Но тут был особый случай. За сборную СССР осенью 1979 Юрчишин провел 4 матча, забил 1 гол (в победном товарищеском матче с румынами). К сожалению, то было не самое светлое время в истории команды. Точнее сказать - одно из самых темных. Имея в отборочном турнире чемпионата Европы далеко не самых грозных соперников (Греция, Венгрия, Финляндия), советская команда умудрилась занять в группе последнее место. Это был неслыханный позор - и Юрчишину не посчастливилось иметь к нему отношение. Больше в сборную его не вызывали...
На клубном уровне у Юрчишина тоже больше не случилось ничего подобного удивительному 1979 году. В Высшей лиге "Карпаты" не удержались и с ходу вернулись в Первую. Сам форвард из-за травм сыграл всего 22 игры и забил 4 гола - хотя были и в этом сезоне звездные моменты, например, когда после забитого "Спартаку" победного пенальти болельщики его вынесли со стадиона на руках вместе с машиной. Но все это мало радовало - команда вылетела... Потом Юрчишин попробовал удачи в киевском "Динамо" - но, в отличие от одноклубника Андрея Баля, зацепиться за столицу не смог. Вернулся во Львов, отыграл там еще три года. Потом провел сезон в "Пахтакоре". Потом - луцкое "Торпедо", хмельницкое "Подолье". В 1989, когда возрождали "Карпаты", вернулся на родину, где начал поднимать команду из Второй лиги. Там и закончил карьеру в 1990-м.
Травмы не дали ему сыграть так хорошо и так долго, как он мог бы. Отношение к этому в то время Юрчишин характеризует так: "Знаете, во времена моей молодости на такие вещи внимания старались не обращать. Болят ноги? Ну и хорошо, ну и нормально. Если ты проснулся и у тебя ничего не болит - значит, ты уже умер. А если сильно болит - поколем и беги себе дальше. На операции времени не было: нужно было играть и зачастую на морально-волевых качествах. А препараты медицинские, которыми нас кололи, давали облегчение лишь на некоторое время, а мышцам и суставам на пользу не шли".
Одним из самых больших своих недостатков Юрчишин считает излишнюю доверчивость. В том числе - и по отношению к врачам, из-за чего и "загнал" свою карьеру. Жалеет, что несколько раз не принял решения, которые могли бы ему обеспечить более яркую футбольную жизнь. Его приглашали самые ведущие тренеры - Лобановский в "Динамо", Бесков в "Спартак". Звали в денежные "Шахтер" и "Зенит". В итоге, нигде не получилось, кроме "Карпат", как будто на роду было так написано. В истории команды он - второй бомбардир, вслед за Данилюком. На его счету - 83 гола. Сыграв лишь один сезон в Высшей лиге, он все равно - легенда львовского футбола. Часто ли такое бывает?
Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon
Федор Ларин, специально для "Террикона"