Лам: Для начала хочу просто отдохнуть
Есть футболисты, которые за время своей карьеры сменят столько клубов, что в конце даже не могут вспомнить все. Филипп Лам не относится к их числу. За исключением двух лет, проведенных в "Штутгарте" (2003-2005), он выступал исключительно в форме "Баварии". В субботу коренной мюнхенец повесит бутсы на гвоздь. После финального свистка к матче с "Фрайбургом", он первым поднимет над головой серебряную Салатницу, а затем в последний раз примет участие в пивном душе. Так завершится уникальная карьера Филиппа Лама.
После одной из последних тренировок корреспонденты клубного журнала встретились с капитаном на Зэбенерштрассе и поговорили с ним о профессиональной карьере, жизни после футбола и о том, по чему он точно не будет скучать: "Спагетти болоньезе! Совершенно точно".
Филипп, что ты будешь делать в этом году 4 июля?
Филипп Лам: "Понятия не имею. Но я уже могу заранее подумать над этим вопросом. Зато я по крайней мере точно знаю, где меня в этот день точно не будет - на первой тренировке на Зэбенерштрассе..."
Видно, что ты пока что не начал обдумывать свои будущие планы. Но день, в который ты повесишь бутсы на гвоздь, приближается. Насколько спонтанным было это решение? Когда ты принял его окончательно?
Лам: "Это процесс, длившийся на протяжении долгого времени. Всё произошло не за одну ночь. Я постоянно проверял себя, думал над тем, смогу ли ещё продержаться. Карьеру в сборной я завершил с чувством, что это было сделано в правильное время, после окончания турнира. Сейчас я чувствую себя так же".
Как это заметно?
Лам: "Всё решают детали. Становится тяжелее переносить английские недели, восстанавливаться и подходить полностью готовым к следующему матчу. Просыпаться утром после матча становится также тяжелее. Ещё то чувство, которое я испытываю каждый день на футбольном поле. Я капитан этой команды и хочу показывать каждому игроку, что я всегда выкладываюсь на сто процентов. Однако я испытываю чувство, что уже не могу работать на таком уровне. Вот пример: я очень амбициозен и всегда злюсь, если проигрываю в двухсторонке. Я чувствовал себя уязвленным. Сейчас такого ощущения уже нет, и это знак для меня, что процесс больше не движется в нужном направлении".
Последние месяцы ты хотел пережить особенно "чётко". Удалось?
Лам: "Да, в последние недели это удалось очень, очень хорошо. Конечно, я бы с удовольствием принял бы участие в финале Лиги чемпионов или Кубке Германии. Это было бы хорошим завершением карьеры. С другой стороны, давление больше не ощущалось. В 31-м туре мы оформили чемпионский титул и затем я на протяжении трех недель наслаждался каждой тренировкой, каждым упражнением, каждым матчем - всем, что это окружало. У меня было больше времени насладиться последними днями карьеры".
Ты уже думаешь над тем, чего тебе будет не хватать в следующие месяцы?
Лам: "Одного мне точно будет не хватать - каждый день работать в группе. В раздевалке царит своя атмосфера, там свой язык. Я привык с пяти лет находится вместе с командой, этого мне определенно будет не хватать. Мне будет не хватать приколов из раздевалки".
Это командное мышление останется с тобой и в твоей следующей карьере?
Лам: "Успешный менеджмент - это большая команда, работающая сплоченно. То же самое касается и любой другой организации. Я хочу всегда видеть команду, которая хорошо и успешно взаимодействует. Конечно трения бывают всегда, это совершенно нормально. Но я человек из командного вида спорта и забочусь о командном мышлении. Вместе можно укрепить сильные стороны и нивелировать слабые. Такому мышлению я научился в футболе и буду применять его и в других областях".
Каковы твои дальнейшие планы? Сложно будет перестраиваться с обычного распорядка?
Лам: "Посмотрим. Но я определенно в предвкушении таких ритуалов вроде совместного завтрака в выходные дни. Приятно будет в воскресенье утром сидеть за столом и начинать день вместе. Будучи футболистом, ты часто лишен этого, поскольку находишься в пути или восстанавливашь силы после матча. Как дальше будет развиваться моя жизнь и чем будут заполнены мои недели, пока не знаю. Для начала я отправлюсь в отпуск со всей семьей, буду отдыхать. Но я назначу для себя день, который станет началом моей новой жизни. Потом я начну постепенно заполнять свои будни. Есть так много вещей, которые я хочу узнать. Это, к примеру, маркетинг, дигитализация, продажи. В будущем я буду заниматься этим намного больше обычного. Я не хочу после завершения карьеры неожиданно оказаться в незнакомой области. Я хочу заниматься тем, что у меня будет получаться. Также я хочу больше времени посвящать своему фонду".
Ты уже подготовил комнату, в которой будут храниться памятные вещи?
Лам: "Да, есть маленькая комната, в которой у меня хранится много памятных вещей: футболки, медали, несколько фото, несколько пар бутс. Так получилось, что я начал собирать все эти вещи только после рождения сына.
Какие футболки ты собрал? Есть особенно "ценные" экземпляры?
Лам: "Футболки с особых для меня матчей, но также и футболки других игроков. Я сшил вместе несколько футболок и попросил сделать из них чехлы для двух стульев, которые стоят в этой комнате. Это футболки Анди Оттля, Басти Швайнштайгера, Томаса Мюллера, Мануэля Нойера и нескольких других игроков. Также у меня есть футболки Андреа Пирло и Джиджи Буффона, которые сопровождали меня везде".
А чья футболка непосредственно на сиденьях?
Лам: "Этого я не скажу!" (громко смеется)
Помимо больших финалов, есть матчи, которые тебе особенно запомнились?
Лам: "Я часто вспоминаю свой первый титул в составе молодежной команды в 2001 году. В матче против Леверкузена у нас не было шансов, но мы победили со счётом 3:2 и стали чемпионами Германии. Это было нечто особенное. То же самое касается моего первого матча в Лиге чемпионов в составе "Баварии" в ноябре 2002 года против "Ланса", который в то же самое время стал моим первым матчем на профессиональном уровне. Незадолго до конца встречи я заменил Маркуса Фойлнера. Даже один раз коснулся мяча. Это было великолепно. Продолжая список, могу вспомнить матч в составе "Штутгарта" против "Манчестер Юнайтед" в Лиге чемпионов. Тогда мы сенсационно победили дома со счётом 2:1, а я вышел в стартовом составе. В феврале 2004 года, я был уже полгода как профи, меня вызвали в сборную Германии. В своем первом матче я вышел в стартовом составе. Могу вспомнить еще много таких игр...
За свою карьеру ты поз
накомился с большим количеством игроков и тренеров - кто тебя впечатлил больше всего?
Лам: "Каждый игрок и каждый тренер оставил свой отпечаток, который не обязательно положительный. Иногда я думал, что впоследствии не поступлю так же. Мне 33 года, я пережил очень многое, что пригодится мне в жизни и после футбола. Я смог пообщаться с большим количеством интересных людей - другие о подобном могут только мечтать".
Есть какое-то решение, о котором ты по прошествии времени жалеешь?
Лам: "Так или иначе, но сейчас я уже не могу ничего изменить. Но думаю, что я всегда действовал по совести и из лучших побуждений. Все решения, что я принял, в данный момент я считаю правильными".
Самая сложная ситуация, с которой тебе приходилось справиться, будучи капитаном?
Лам: "Было два важных периода. Один в 2012 году после поражения в финале Лиги чемпионов. Тогда было невероятно сложно перенастроить команду. Потребовалось время. В 2013-м, после требла, всё было как раз наоборот. Это касается и смены тренера. Нужно было поддержать Пепа и объяснить каждому, что перемены необходимы, если мы хотим и дальше добиваться успеха. В тот период это было непросто".
Великая карьера всегда связана с большими лишениями. От чего тебе было сложнее всего отказываться?
Лам: "Праздники вроде дней рождения, свадеб, на которые я не мог прийти и мне прниходилось отправлять мою жену одну. Особенно, когда праздничные даты моих друзей были заранее спланированы после утверждения игрового календаря, а в итоге в него вносились изменения. В таких случаях мне лично было очень обидно".
Есть что-то, что ты после 20 лет в профессиональном спорте больше не можешь видеть?
Лам: "Спагетти болоньезе! Совершенно точно. Несмотря на то, что еда сильно изменилась, но еще два года назад каждый день было почти одно и то же: макароны с томатным соусом или болоньезе, иногда кусок мяса в придачу и плюс зеленый салат - вот и всё. Большого выбора тогда не было. Моя жена знает точно: когда я дома, никаких спагетти болоньезе (смеется). Но, возможно, когда пройдет много лет, я снова попробую это съесть.
Уже скоро болельщики "Баварии" будут скучать по классической "баварской" комбинации: Арьен Роббен подхватывает мяч на фланге, смещается в центр...
Лам: "...а тут из-за спины выбегает медленный старик и просит мяч!" (смеется)
Сколько километров ты таким образом пробежал впустую?
Лам: "Я бы и сам с удовольствием посмотрел на эту статистику! А если без шуток, то я часто так делал и с течением лет мы довели этот маневр до совершенства. Чем дольше вы играете вместе, тем лучше понимаете движения друг друга. В первые годы так было с Франком Рибери на левом фланге, а в последние годы с Арьеном на пправом. Оба знали очень хорошо, когда и на какой скорости я начну забегание".
Что, напротив, не было доведено до автоматизма, так это твое выступление с грамофоном после чемпионского матча с "Вольфсбургом".
Лам: "Это выглядело немного неловко, я знаю. Я не люблю находиться в центре внимания, но когда вся трибуна начала скандировать мое имя, я понял, что настало время выступить. У меня всегда мурашки по коже, когда болельщики скандируют мое имя. Это нечто особенное, что подтверждает мою хорошую работу".
Однако самые грормкие признания в любви в свой адрес в последние годы слышали другие игроки. Как ты к этому относишься?
Лам: "Я никогда не думал об этом. Люди приходят на стадион, чтобы увидеть представление, а не матч со счётом 0:0, без ошибок. В будущем я и сам буду приходить на стадион в качестве болельщика и буду хотеть увидеть экшн. Поэтому для меня совершенно нормально, что атакующие футболисты получают больше внимания болельщиков, чем защитники. Но всегда, когда я разговаривал с болельщиками, я чувствовал большое уважение. Для меня это было важно. В первом матче, после которого я объявил о завершении карьеры, это было в феврале в Ингольштадте. Когда я услышал, что болельщики громко скандиоруют моё имя, я был невероятно счастлив и благодарен.
Ты можешь исключить тренерскую работу?
Лам: "Я не знаю, что будет через десять лет, но в данный момент я не могу представить, что буду тренером. Каждый день быть на поле и вникать во все футбольные мелочи - думаю, это не для меня".