Мексика, Трамп и чемпионат мира 2026 года
Недавние политические осложнения между Мексикой и США не помешали этим странам подать совместную заявку на проведение чемпионата мира по футболу в 2026 году. Ситуацию анализирует обозреватель еженедельника World Soccer Кир Рэднедж.
Мексика надеется установить мировой рекорд. Еще ни одна страна не принимала чемпионат мира трижды. Мексики уже имеет две успешные попытки - в 1970 и 1986 годах. Правда, тогда она была единственной хозяйкой. Теперь предполагается, что бремя гостеприимства будет разделено с США и Канадой. Но и стран-участниц стало больше. В 1970 их было всего 16, в 1986 - уже 26. В 2026, как недавно решила ФИФА, финальный турнир эволюционирует до 48 команд.
Президент Мексиканской федерации футбола Десио Де Мария во время недавней торжественной "церемонии расширения" в Зале славы в Пачуке заверил, что вся страна мечтает о такой возможности, и добавил: "Конечно, здесь есть политический аспект. Но у нас еще куча времени. В конце концов, речь идет о спорте и о великой возможности для всех наших стран".
Сейчас Мексика делит первенство по количеству "приемов" мировых чемпионатов с пятью странами - Италией, Францией, Германией и Бразилией. Все они дважды были хозяйками таких турниров. Мексиканцы, конечно, мечтают утереть нос им всем. Два чемпионата, которые они проводили, запомнились надолго. В 1970-м бразильцы с великолепными Пеле, Жаирзиньо, Ривелино завоевали "Золотую богиню" навечно. В 1986-м чемпионом стала Аргентина с выдающейся игрой Марадоны.
На руку мексиканцам играет и политика ротации, которую применяет ФИФА в последнее время. В прошлом году боссы федерации приняли решение, что в 2026 году чемпионат мира не будет проводиться ни в Европе, ни в Азии. Кроме того, в верхах ФИФА ослабла оппозиция идее совместного проведения чемпионата несколькими странами. Это открыло двери перед уже существовавшим проектом ЧМ-2026 в США с Мексикой и/или Канадой.
В принципе, Соединенные Штаты могли бы справиться и сами. Они являются одной из немногих футбольных держав, которые в состоянии обеспечить достаточное количество арен для приема 48 сборных. Но решение о выдвижении заявки принималось на уровне регионального союза федераций КОНКАКАФ, а там у Канады и Мексики - очень сильные позиции. Канадец Виктор Мональяни является президентом этой организации. А Мексика чрезвычайно сильна на рынке телевизионных прав, распространяющихся на многие страны Латинской Америки.
По сути, совместной заявке мог помешать только один барьер - это президент США со своим резонансным обещанием построить стену на границе с Мексикой, после чего межгосударственные отношения упали чуть ли не до исторического минимума. Но Ди Мария, который стал президентом национальной федерации два года назад вместо Хустино Компеана, верит, что интересы спорта окажутся сильнее политических преград.
"На протяжении последних пяти лет мы говорим о том, что хотели бы попытаться принять чемпионат мира еще раз. Наши намерения и интересы в этом остаются неизменны. Наши болельщики предвкушают тот момент, когда "Ацтека" станет единственным стадионом в мире, видевшим матчи трех чемпионатов мира. Несмотря на все дискуссии вокруг этого вопроса, я настроен очень позитивно. У нас достаточно прекрасных арен. В конце концов, мексиканцы - нация, помешанная на футболе", - загибает пальцы Ди Мария.
В 1970 году чемпионат мира принимали 5 городов: Мехико, Гвадалахара, Леон, Пуэбла и Толука. 26 годами позже, когда требовалось срочно найти замену Колумбии, не сумевшей подготовиться к проведению турнира, Мексика побила совместную заявку США и Канады (ирония судьбы!), став первой в истории двукратной хозяйкой "мундиаля". Тогда игры прошли в 10 городах: Мехико, Гвадалахаре, Ирапуато, Леон, Несуалькойотле, Пуэбле, Керетаро, Сан-Николасе, Толуке и Монтерее. Большинство из этих городов и сейчас в подходящем футбольном состоянии.
P.S. На данный момент, совместная заявка США, Мексики и Канады является единственной, которую имеет ФИФА. Предполагается, что 60 матчей пройдет в США, еще по 10 – в Канаде и Мексике. Решение о месте проведения чемпионата мира 2026 года будет принято в 2020-м.
Накануне подач заявки президент КОНКАКАФ канадец Виктор Монтальяни говорил: "Такая идея существует уже в течение некоторого времени. Это будет очень интересным предложением, если его удастся воплотить. У нас были только положительные эмоции по поводу такой идеи. Многим главам футбольных организаций нужно быть выше политики". В конце концов, так и получилось. Идеи Трампа не помешали совместной инициативе трех стран. Впрочем, и со строительством стены на мексиканской границе как-то пока все "зависло"...