Самюэль Это`О: работаю как негр, чтобы стать белым человеком
Если герой предыдущего номера Дидье Дрогба добился признания к 25 годам, то другая звезда африканского (и не только) футбола Самюэль Это'О за четверть века не успел разве что написать книгу. Дом построил, сына растит. Насчет дерева - неизвестно, посадил, наверное. А также выиграл Лигу чемпионов, чемпионат Испании (дважды) и Олимпийские игры. Трижды признавался лучшим футболистом Африки, побеждал в споре лучших бомбардиров испанской примеры. А еще дважды поднимал над головой Кубок Африки и участвовал в двух чемпионатах мира. Представляете, сколько всего трофеев может собрать Самюэль к концу своей карьеры! А играть он намерен долго, как его кумир Роже Милла.
ОБРЕЧЕННЫЙ СТАТЬ МИЛЛОЙ
Самюэль родился в простой камерунской семье 10 марта 1981 года. Когда мальчику было три года, родители уехали из родного города Нкона в Бурко, на заработки. Там и началась футбольная карьера будущего снайпера «Барселоны», причем началась она при весьма забавных обстоятельствах.
В Бурко жил один пожилой мужчина, выходец из Сомали. Некоторые считали его чудаком, другие же горожане называли этого странного субъекта едва ли не провидцем. В один из 365 солнечных дней сомалиец подошел к пятилетнему Самюэлю и ни с того ни с сего сказал, что быть тому футболистом. Таким же знаменитым, как Роже Милла. Не исключено, что ясновидящий произнес первую пришедшую в голову фамилию, но с тех пор Самюэль заболел футболом. Был лучшим форвардом и на улицах, и в футбольной школе. В обычной школе Сэмми учился довольно неплохо и за хорошие отметки в четверти получал от отца новую футболку или новенький мяч. Ну и работал, конечно, как в многодетной африканской семье обойтись без этого? В 14 лет Это'О был принят в один из ведущих клубов страны - «Унион» из Дуалы, однако поиграть ему там толком не довелось. Вездесущие скауты мадридского «Реала» вычислили талантливого парнишку и позвали его с собой. И в неполные 16 лет Самюэль отправился покорять Мадрид.
«Было ли мне страшно оставлять родной дом и пускаться в столь неизведанный путь? Нисколько. Я без колебаний дал положительный ответ людям из Мадрида, родителей тоже не пришлось долго уговаривать. И в один из дней я спустился по трапу самолета в мадридском аэропорту».
Но бросить к своим ногам испанскую столицу юному африканцу не удалось. Основной состав потребности в столь молодом игроке не испытывал. Да и руководство «королевского клуба» весьма скептически отнеслось к появлению Самюэля. «Да, техничен, да, обладает превосходной стартовой скоростью. Но сырой», - решили на «Сантьяго Бернабеу» и отправили камерунца набираться уму-разуму в заштатный «Леганес». И Это'О, которому почти все давалось легко и просто, впервые столкнулся с неудачей. Тем не менее даже ссылка не помешала Самюэлю попасть на ЧМ-98 и стать самым молодым участником первенства.
В КОНТРАХ С АРАГОНЕСОМ
Аренду в «Леганесе» Самюэль перенес стоически. Там он проявил себя как игрок способный, но крайне недисциплинированный и несерьезный. Что, впрочем, простительно для 17-летнего паренька. Это'О постоянно опаздывал на тренировки и всякий раз придумывал самые фантастические причины. То на него грабители нападали, то сосед по комнате закрывал снаружи. Но венцом фантазии стало объяснение опоздания беседой с… Томом Сойером. Конечно, молодому футболисту приходилось чаще всего выходить на замену, что не могло прийтись ему по душе. Однажды тренер «Леганеса» пообещал камерунцу, что выпустит сразу после перерыва. Но потом передумал. Сэмми обиделся и собрался в Мадрид. Однако капитан команды устроил курс молодого бойца прямо в раздевалке. Неуставные отношения помогли, и в дальнейшем молодой боец вел себя хорошо. А капитан, применивший методы физического воздействия, теперь работает агентом нашего героя. Как бы то ни было, Это'О заслужил право вернуться в «Реал». Увы, в сезоне 98/99 Гуус Хиддинк, а затем и сменивший его Джон Тошак лишь трижды выпускали африканца на замену. Трудно упрекать столь авторитетных специалистов в недальновидности, просто недостатка в сильных форвардах «Реал» никогда не испытывал.
Летом 1999 года Мадрид покинул Давор Шукер, и у Самюэля появился хороший шанс наконец-то пробиться в состав «галактикос». И тут ему дорогу переходит Николя Анелька, который был старше всего на два года. Опять слезы на глазах, в горле ком и обида. В «Реале» Это'О явно не котировался. И посему африканца решили пристроить в «Мальорке», в ту пору весьма приличном клубе. Все-таки в Мадриде не поставили крест на камерунце, и посему был составлен весьма хитроумный договор. «Мальорка» платила за Это'О лишь полцены и могла пользоваться им сколь угодно. Но продавать Самюэля островитяне уже не могли. Все сделки находились в компетенции «королевского клуба», который при желании мог забрать форварда назад.
На Балеарские острова Самюэль уехал в качестве олимпийского чемпиона. На играх в Сиднее он стал одним из главных героев футбольного турнира. В финальной встрече с испанцами он сравнял счет, а в серии пенальти нанес решающий удар, принесший африканцам олимпийское золото.
Если в «Реале» до Это'О у тренеров просто не доходили руки, то в «Мальорке» он попал к такому сильному специалисту, как Луис Арагонес. Немало усилий пришлось приложить одному из самых авторитетных тренеров Испании для того, чтобы выбить лень и разгильдяйство из африканца. «Другой бы махнул на меня рукой, а Арагонес впился в меня словно клещ. Как он меня ругал за опоздания! Один раз даже поколотил на тренировке. Я обиделся, а потом понял, что было за что. Один раз мы сцепились во время перерыва в раздевалке. «Мальорка» проигрывала 0:2, и Арагонес предъявил претензии мне за пассивную игру в атаке. Я ответил. Драться мы не дрались, но потолкались. И покричали. Я вышел на поле злой и забил два мяча. «Мальорка» выиграла, а мне было так стыдно перед Арагонесом, пожилым уже человеком. И первым делом я побежал просить прощения у тренера».
В балеарской команде из-под палки Луиса Арагонеса африканец заработал на совесть и очень быстро выдвинулся в ряды звезд примеры. Особенно впечатляли его рывки. Порою, принимая мяч стоя, Самюэль совершал резкий рывок с места, оставляя далеко за спиной весьма проворных защитников. Кроме того, в «Мальорке» Это'О стал пользоваться своим сильным ударом и забил немало мячей издалека, каждый раз заставая вратарей соперника врасплох.
НЕНАВИСТЬ К «РЕАЛУ»
Конечно, камерунец трудился на благо своей команды, но всегда помнил о «Реале». И каждым своим голом напоминал столичному клубу: «вот он - я, смотрите». Но на «Сантьяго Бернабеу» смотрели на африканца свысока. «Подумаешь, звезда «Мальорки». У нас своих звезд хватает». Это'О добивался аудиенции у нового президента «сливочных» Флорентино Переса, но был удостоен лишь короткого разговора. Ради галочки. Переса куда больше заботило приобретение мегазвезд - Фигу, Зидана, Роналдо, а сосланный на Балеарские острова Это'О к этой категории не принадлежал. По мнению Переса, конечно.
После одного разговора с Флорентино Пересом Самюэль пулей вылетел из кабинета. По некоторым сведениям, президент бросил весьма обидную для африканца фразу. Дескать, в «Реале» ему будет трудно заиграть, так как мадридские болельщики не жалуют темнокожих. «Не жалуют - ну и не надо. Обойдусь без «Реала», - решил Сэмми. И когда в «королевском клубе» все-таки вспомнили о камерунце, Самюэль отбивался руками и ногами, лишь бы не оказаться среди «галактикос». Если уж и уходить из «Мальорки», то к врагам «Реала» - «Барселоне». Тем более там подбиралась неплохая компания - тренер Франк Рейкаард, Роналдинью… «Барселона» вступила в сложные переговоры с «Реалом» («Мальорке» было все равно, от кого получать отступные), и в конце концов каталонцы уломали мадридцев. Это'О получил вольную и присоединился к «Барсе». Цена вопроса составила 28 миллионов евро.
Но обиду на «Реал», отвергший африканское дарование, Самюэль сохранил. Он очень любит забивать своему бывшему клубу. А когда сине-гранатовые после долгого перерыва вернули себе чемпионский титул, Это'О на церемонии награждения громко прокричал «Эй, мадридские козлы, поздравляйте чемпионов!»
За козлов пришлось ответить. Через несколько дней Это'О уже сожалел о сказанном, извинялся, забирал слова обратно, говорил о том, как уважает и жителей столицы, и болельщиков «Реала». Но слово не воробей, и нетрудно догадаться, как любят камерунца на «Сантьяго Бернабеу». Хотя авторство очень похожей фразы - «Эй, мадридские плаксы, где ваши поздравления?» - принадлежит Луишу Фигу, совершившему переход из «Барселоны» в «Реал». В Мадриде простили. Может, потому, что плаксы всё же не козлы.
ПОСЛУШНЫЙ МУЖ
Самюэль женился довольно рано, в 20 лет. Его супруга, красавица-мулатка Жоржетт, - девушка довольно властная. Говорят, что она имеет над Это'О неограниченную власть. Жоржетт тоже была категорически против возвращения Сэмми в «Реал». Мадам Это'О очень любит море, а какое море в Мадриде? Если уж менять Балеарские острова, то на Барселону.
В том, что Самюэль так и не появился в английской премьер-лиге, также во многом «виновата» Жоржетт. Роман Абрамович был готов озолотить камерунца, но тот отказался от выгоднейшего контракта. «В Лондоне прохладно и сыро, а я человек южный, люблю солнце. И моя жена терпеть не может дожди. Поэтому мы решили, что в «Челси» переходить не стоит», - объяснялся потом Самюэль.
Судя по тому, что в Милане нету моря, вряд ли Это'О грозит переход в «Милан» или «Интер», как бы те его ни зазывали. «Милан» год назад был очень настойчив, но встретил отказ футболиста. Видимо, Жоржетт наложила вето и на этот переход. Шутка, конечно, но в каждой шутке… А Самюэль продлил свой контракт с «Барселоной» до 2010 года.
Жоржетт нечасто появлялась в общественных местах, и папарацци приходилось изрядно постараться для того, чтобы добыть фотографию жены Это'О. Лишь в Майами, где проводили отпуск Самюэль, Жоржетт и их трехлетний сын Этьен, звездная семья была опознана. Но прошлой зимой жена футболиста неожиданно явила себя людям. Именно она, а не сам Самюэль, поднялась на сцену получать приз лучшему футболисту Африки, кстати, третий кряду, завоеванной ее звездным супругом. Лауреат не смог прибыть на церемонию лично по уважительной причине - находился в Юго-Восточной Азии с благотворительной миссией. Жоржетт от имени мужа поблагодарила организаторов за высокую награду и пообещала, что следующий трофей супруги будут получать вместе. Вот только когда?
Кем будет сын Самюэля - Этьен - трудно сказать. Его отец определился со своей профессией в пять лет, а Этьену недавно исполнилось четыре. Есть еще год на раздумье. Младший брат форварда «Барселоны» Пьер-Давид так же стал футболистом. Но его талант пока не востребован в Европе. Ни французский «Ле Ман», ни «Мальорка» не стали предлагать Это'О-младшему заключить контракт после просмотра.
Сестра Самюэля Полин лишь однажды попала на страницы газет, причем в рубрике «Скандалы». Бывший агент ее звездного брата по имени Даниэль не только клал себе в карман деньги клиента, но и решил приударять за старшей сестрой. Подобного поведения Сэмми не стерпел - уволил нечистого на руку агента, а заодно и поколотил его. Более того, стащил с Даниэля ботинки. В Камеруне подобным образом обозначают высшую степень угрозы обидчику. Побитый агент не стал подавать в полицию и убрался с глаз долой. Сестру футболиста навязчивый кавалер также оставил в покое. А агентом Самюэля стал хорошо знакомый ему капитан «Леганеса». Тот самый, что учил жизни 17-летнего Это'О.
РАСОВЫЙ ИЗГОЙ
Пожалуй, ни одному футболисту не приходится сталкивать со столь частыми проявлениями расизма, как Это'О. Болельщики команд, обиженных камерунцем, нередко опускаются до грубых оскорблений. И однажды у Самюэля лопнуло терпение. Зимой в матче с «Сарагосой» каждое касание мяча Это'О болельщики хозяев поля сопровождали звуками, похожими на обезьяний крик. Намек более чем прозрачный. Любопытно, что те, кто обезьянничал на трибунах «Ла Ромареды», тепло приветствовали собственного темнокожего футболиста Эвертона. Вот такой избирательный расизм. В середине матча терпение Это'О лопнуло, и он решил покинуть поле. Вслед за ним потянулся Роналдинью, другие игроки «Барселоны». Судья остановил матч и не дал разгореться скандалу. Санкции последовали незамедлительно. «Сарагоса» была оштрафована на 9 тысяч евро, а также предупреждена, что еще одна такая выходка, и клуб будет проводить домашние матчи на нейтральном поле. Сам Самюэль впал в депрессию и даже хотел расторгнуть контракт с «Барсой» и навсегда покинуть Испанию. Появились слухи о его скором отъезде в Катар. Руководство «Барселоны» не без труда сумело убедить Сэмми не совершать опрометчивых поступков, и он остался для того, чтобы снова выиграть чемпионат Испании и наконец-то стать победителем Лиги чемпионов. Один из голов в финале забил именно наш герой. Но расовая проблема никуда не исчезла, и Это'О время от времени приходится испытывать на себе выходки расистов.
«Я работаю как негр для того, чтобы жить как белый человек», - это смелое высказывание с употреблением ненормативного для африканцев слова «негр» также принадлежит Это'О и было произнесено вскоре после перехода из «Мальорки» в «Барселону». Фраза стала афоризмом, но ознакомьтесь с ее продолжением. «В мире существует несправедливость. Расовые проблемы остаются. Чтобы жить, как живут белые, темнокожим приходится работать вдвое, а то и втрое больше. Образование, медицинское обслуживание, нормальные бытовые условия порой недоступны людям с темным цветом кожи. Я буду стараться сделать всё, чтобы все люди, вне зависимости от их происхождения, жили достойно и пользовались всеми достижениями цивилизации». Как и большинство африканских футболистов, Это'О активно занимается благотворительностью - помогает бедным и обездоленным во всех уголках земного шара. И про родной город Нкон не забывает. Прошлым летом он привез на родину целый контейнер спортивной обуви и раздал ее бесплатно камерунским мальчишкам.
На минувшей недели из Барселоны пришла нерадостная новость. В матче Лиги чемпионов против бременского «Вердера» Самюэль повредил мениск. Теперь Это'О прооперирован, и его ждёт вынужденная пауза в карьере месяцев в пять, а то и больше. Так что болельщикам «Барселоны» (и не только) предстоит скучать по игре этого замечательного мастера. Нам же остается пожелать Самюэлю скорейшего выздоровления и возвращения на поле.
Олег ТИМОФЕЕВ