Жозе Моуриньо: Суперменов в футболе нет, а есть те, кто выигрывает чаще остальных
Сыграв вничью на «Камп Ноу», лондонский «Челси» по сумме двух спаренных поединков группового турнира взял своеобразный реванш у «Барселоны» за поражение в четвертьфинале предыдущего розыгрыша Лиги чемпионов. Более того, судьба действующего обладателя Кубка чемпионов теперь отчасти находится в руках «синих». Если «Челси», которому для формального выхода в плей-офф не хватает всего очка, проиграет в следующем туре «Вердеру», у «Барсы» возникнут серьезные проблемы. Наверное, поэтому и без того словоохотливый наставник «Челси» был склонен к пространным ответам на любой задаваемый ему вопрос.
– Как вы относитесь к разговорам о том, что Жозе Моуринью буквально обласкан Фортуной, поскольку, имея возможность заполучить в свое распоряжение любого футболиста, добиваться побед не так уж сложно?
– Мастерство тренерской работы в футболе значит не меньше, чем класс собранных в команде игроков. Дело ведь не только в тактике и расстановке футболистов на поле. Важнейшая функция тренера – воспитание у своих подопечных стабильно высокого эмоционального настроя и чувства уверенности в собственных силах. Если это удается, то команда становится устойчива к давлению, оказываемому на нее со стороны. Обладание подобным иммунитетом не повредит любому человеку, благополучно продвигающемуся по ступеням карьерной лестницы. Тем более спортсмену, который постоянно ощущает на своих плечах груз ответственности за результат.
– Похоже, вы придаете очень важное значение психологическим аспектам.
– Футбольная команда – особая система. Она должна быть изолирована от внешнего мира барьером, который позволяет ей сохранять устойчивый внутренний микроклимат. Ведь у игроков клуба, борющегося за высокие места, легкой и спокойной жизни не бывает в принципе. Они находятся под постоянным прессингом, который не ослабевает ни на минуту. Ни в случае победы, ни тем более в случае поражения. Задача тренера – возвести этот барьер. Недавно я говорил об этом одному из новичков «Челси». Людей, которые находятся вне футбольной команды, сказал я ему, можно разделить на две группы. Одни болеют за нее и требуют, чтобы она побеждала в каждом матче. Другие – завидуют ей и жаждут ее поражения. И те и другие своей энергетикой способны разрушить то, что кропотливо создает тренер совместно с игроками.
– Перед началом сезона, анализируя подписание контрактов с Андреем Шевченко и Михаэлем Баллаком, английская пресса утверждала, что Роман Абрамович хочет любой ценой выиграть Лигу чемпионов. И права на ошибку у Жозе Моуринью теперь нет. Эти высказывания затрудняют вам работу?
– Я выше того, что пишут обо мне газеты. Мне уже не нужно ничего доказывать, поэтому я спокоен. Что бы там ни говорили журналисты, они не смогут помешать моей работе. В какие-то моменты я бываю счастлив, в какие-то – наоборот, но это совершенно не зависит от того, как оценивают мой труд другие. К тому же я точно знаю, что Роман Абрамович никогда не давал интервью, в которых мое будущее в «Челси» ставил бы под сомнение.
– Регулярные победы могут вызвать у человека ощущение превосходства над окружающими, что чревато потерей концентрации и другими неприятностями.
– Успех сопровождал меня с самого начала самостоятельной профессиональной карьеры, но чувства эйфории он не вызывал. Ведь победы не упали на меня с неба – они стали результатом многолетнего процесса изучения футбола и последующей практической работы с различными командами. Так что разговоры о внезапной и громкой славе ошибочны. Идти к ней пришлось довольно долго, но это осталось за кадром. Я прекрасно понимаю, что мир состоит не из сплошного успеха. Обязательно будут горькие поражения. Поэтому, если после четырех кряду чемпионских титулов, выигранных в Португалии и Англии, я проиграю один, из колеи это меня не выбьет. В футболе нет непобедимых суперменов, а есть люди, которые выигрывают чаще, чем другие.
– Какие советы в этом плане вы даете своим подопечным?
– Чем профессиональные футболисты отличаются от других людей? Ничем особенным. Они так же, как все, стоят в очереди, чтобы снять деньги со счета в банке. Так же, как все, платят штрафы за нарушение правил дорожного движения. Так же, как все, ждут, когда их обслужат в ресторане. Поэтому я постоянно призываю их помнить о двух вещах. Во-первых, не замыкаться на футболе и повышать свой культурный уровень. А во-вторых, по возможности окружать себе теми, кто не видит в вас кумира.
– Ваши оригинальные выступления на пресс-конференциях планируются заранее, или они чистой воды импровизация?
– Разумеется, мои ответы рождаются интуитивно! Даже если я попробую предугадать, о чем меня спросят на пресс-конференции, все равно попаду впросак. Какую-то часть вопросов, действительно, можно назвать логичными. Но обязательно попадутся хотя бы один-два совершенно непредсказуемых!
– Кто-то помогает вам создавать ваш имидж?
– Мой единственный консультант – моя совесть. Я стараюсь при любых обстоятельствах сохранять объективность и не уходить от прямого ответа. Для меня на пресс-конференциях существует только одно правило – интересы команды должны быть превыше моих личных амбиций.
– Вы – самый высокооплачиваемый тренер мира. Что делаете с деньгами, которые зарабатываете: тратите, храните в банке или занимаетесь инвестициями?
– И то, и другое, и третье. Не скуплюсь, когда речь идет о поддержании уровня жизни моей семьи. Что-то помещаю в банк, что-то вкладываю в недвижимость. А вот акции – это не для меня. Игра на бирже будет отвлекать от футбола, что нежелательно, поскольку мое фундаментальное правило – поменьше думать о вопросах, не связанных с работой.
– Когда у вас возникают серьезные проблемы в «Челси», вы идете с ними к исполнительному директору Питеру Кеньону или сразу к Роману Абрамовичу?
– С Питером Кеньоном мы беседуем каждый день. Так что он в курсе всего, что происходит в команде. А с Романом Абрамовичем я обсуждаю только самое важное: например, покупку дорогих игроков.
– Член совета директоров «Челси» Брюс Бак сказал в одном из интервью, что готов часами слушать, как Жозе Моуринью говорит о футболе. А перед матчами вы напоминаете ему генерала, который готовит свои отряды к сражению. Какого стиля управления командой вы придерживаетесь: авторитарного генеральского или гибкого менеджерского?
– Тренерского. Настоящий тренер одновременно должен быть и генералом, и менеджером. И мотиватором, и коммуникатором. Он обязан знать и уметь так много, что мне даже трудно сходу назвать вам, что именно. В общем, футбольный тренер – очень тяжелая, многогранная профессия.
– Вы как-то заявили, что предпочитаете счет 2:0 счету 6:3. Но 6:3 – разве не более серьезное преимущество над соперником?
– Я предпочитаю победу 2:0, потому что этот счет отражает высокую организацию и эффективность игры команды на всех уровнях – от защиты до атаки. А счет 6:3 характеризует не только безусловный талант нападающих, но и дисгармонию в линиях. Особенно в таком жизненном важном компоненте игры, как оборона. По моему же мнению, игра должна быть сбалансированной.
– До нынешнего сезона вам приходилось работать с футболистами, испытывающими жажду успеха. Теперь в вашем распоряжении появились мегазвезды – Баллак и Шевченко, выигравшие на клубном уровне все возможные титулы. Чем вы их мотивируете?
– Для меня это новый опыт. Но Андрей и Михаэль – серьезные, честолюбивые профессионалы, заботящиеся о поддержании своего престижа в мире футбола. Они легко вписались в коллектив, поэтому у меня не бывает с ними проблем при общении. А ведь они могли бы возникнуть, учитывая, что период предсезонной подготовки по объективным причинам оказался скомканным. Из-за чемпионата мира команда тренировалась в полном составе только полторы недели и успела провести всего два контрольных матча.
– Год назад «Челси» рванул с места в карьер, оставив своим оппонентам право играть роль догоняющих. Сейчас результаты команды в английском чемпионате не столь впечатляющи, а отрыва от конкурентов нет вовсе.
– Несмотря на это, я доволен. Мы отлично играем в Лиге чемпионов, регулярно побеждаем в премьер-лиге – в том числе в матчах с традиционно неудобными для нас «Мидлсбро», «Блэкберном» и «Ливерпулем». Желать большего после самого ужасного в моей практике подготовительного периода глупо.
– Почему с недавних пор перестали выходить ваши колонки в прессе, пользующиеся огромной популярностью у читателей?
– Решение отказаться от подобного сотрудничества со средствами массовой информации принято всей командой. Так что я всего лишь выполняю его.
– Чем оно вызвано?
– Практика написания колонок футболистами и тренерами существует во всем мире. Но иногда она оборачивалась неприятными последствиями для игроков «Челси». Чтобы покончить с проблемой, решили не писать вообще. Поэтому не пишу и я.
– Что позволит вам назвать сезон-2006/07 удачным?
– То же, что и раньше: победа в Лиге чемпионов или чемпионате Англии.
– Вы сказали «или»?
– А что здесь удивительного? Разумеется, «Челси» будет стремиться к победе в обоих турнирах, но первенствовать сразу в двух самых напряженных клубных соревнованиях Европы объективно трудно.