11 лучших. "Динамо" Киев
В очередной серии нескончаемого повествования Sports.ru – советский Беккенбауэр, аристократ с гимнастической грацией, москаль, ставший кумиром Киева, вождь революции, которого не пустили в самолет до Канады, и вундеркинд, вырванный из лап потенциального собутыльника.
Проще говоря - киевское "Динамо" в россказнях Евгения Зырянкина.
Евгений Рудаков
1964 – 1977
Матчей в чемпионатах страны и еврокубках – 298
Альтернатива: Виктор Чанов
В том, что лучшим вратарем в истории киевского "Динамо" является коренной москаль, а вторым по рангу – коренной донеччанин, кто-то может уловить едкую насмешку судьбы, а кто-то обнаружит изящную символичность, мол, футбол не подвластен административно-территориальному делению и не признает местечковости. Ну да факт от этого не перестанет быть неоспоримым: динамовский "№1" на все времена – Евгений Рудаков. Выдающийся – и в плане карьеры, и относительно габаритов – киевский вратарь слыл патологически непробиваемым, а ворота за его спиной считались неприступной крепостью. Рудакову они, казалось, были малы: защищая их, он едва ли не касался плечами "девяток" и скоблил макушкой перекладину – настолько исполински выглядел он на своем посту. В 1966-м, впервые натянув свитер основного вратаря, чтобы подменить уехавшего на чемпионат мира Виктора Банникова, Евгений из первых 11 матчей 9 провел насухо – и так прочно обжился в рамке, что на манер лисы из сказки про заячью избушку до конца года уже не пускал на порог бывшего хозяина ворот. Всего в том чемпионате Рудаков пропустил 10 мячей в 29 матчах, 22 из них отыграв на "0".
Только он да Владимир Мунтян причастны и к "золотому триплету" 1966-68 годов, и к европейскому триумфу 1975-го. Но Евгений мог не доиграть до той поры: весной 70-го, в самый канун чемпионата мира в Мексике, где он должен был стать лучшим голкипером, в контрольной встрече Рудакову сломали левую руку. В нескольких местах. Перелом был сложнейший, стоял даже вопрос, восстановит ли рука трудоспособность – о продолжении карьеры речи вовсе не шло. А Рудаков не только вылечился, не только восстановил конечность – на следующий год он был признан лучшим футболистом СССР! В чемпионате страны Евгений едва не побил достижение пятилетней давности, засушив 19 игр, причем 9 – в первых 10 турах. А в сборной провел величайший матч своей жизни – выездной отборочный с испанцами. Что он тогда сотворил, вряд ли возможно описать словами. Поможет сравнение. Если вы помните подвиги Рината Дасаева в стартовой игре Евро-88 с Голландией и Руслана Нигматуллина против "Тироля", то сложите их вместе и помножьте на два. Вот примерно такую осаду – из нескольких десятков стопроцентно голевых моментов! – выдержал в тот вечер Евгений.
Жаль, что расставание великого вратаря с командой прошло грустно и буднично. Неудачно проведя ответный полуфинал Кубка чемпионов с гладбахской "Боруссией", пропустив комичный решающий гол за 8 минут до финального свистка, Рудаков больше в воротах "Динамо" не появился. Прощального матча ему не устроили…
Владимир Бессонов
1976 – 1990
Матчей в ЧС и ЕК – 316
Мячей – 32
Альтернатива: Олег Лужный
"Бессонов – из тех футболистов, амплуа которых никто не знает, – писал Валерий Лобановский в своей книге "Бесконечный матч". – Он способен сыграть на любом месте с одинаковой отдачей, с одинаковой надежностью, при одинаковом коэффициенте полезного действия. Для него не составляет труда менять позиции по ходу игры, не требуется времени для "притирки" на новом месте и налаживания новых связей с партнерами". Потрясающее умение, не так ли?
Начинал карьеру Бессонов нападающим. Именно в этом качестве зарекомендовал себя на юниорском первенстве мира в 1977-м, по окончании которого Жоао Авеланж предрек ему славу Пеле, а Луис Менотти философски произнес что-то типа "Этот парень мог бы стать лучшим футболистом мира, но в болоте советского чемпионата он зачахнет". Из форвардов Лобановский очень скоро переквалифицировал его в центральные полузащитники. Если вы хотите представить себе, как он играл в ту пору, синтезируйте Джеррарда с Лэмпардом – и получите стопроцентно верный результат. Статный, чуть угловатый, но чрезвычайно координированный, подвижный, с могучим ударом (жаль, нет у меня на компе видяшной программулины, не то показал бы вам его сумасшедший удар в дальнюю крестовину чуть ли не от боковой линии в отборочном матче с Польшей в 83-м), самоотверженный до оголтелого бесстрашия, он широким шагом без устали носился вдоль и поперек поля, и ни одна динамовская акция не обходилась без его участия.
Потом у "Динамо" случился перебор с хорошими хавбеками на фоне дефицита защитников. И Бессонов, как ни в чем не бывало, переквалифицировался. Триумфальный розыгрыш Кубка кубков-85/86 он отыграл на позиции правого защитника (куда мы его в нашем списке и отрядим – будем единственными, кто знает его амплуа), но в финале с "Атлетико", после того как в конце первого тайма сломался Балтача, переместился на позицию либеро и отыграл там не только остаток матча, но и… чемпионат мира в Мексике.
Жаль только, что и сам Владимир постоянно и жестоко ломался. Его так и называли "человек-травма". Динамовские доктора подсчитали: с 1976 по 1988 год у него было более 80 травм, от ушибов до переломов. Но при этом всякий раз, восстановившись, даже после многомесячного отсутствия, Бессонов сразу же, без дополнительных тренировок и профилактических выходов на замену на несколько минут, мог выйти в стартовом составе на важнейший матч и отыграть безукоризненно.
Сергей Балтача
1978 – 1988
Матчей в ЧС и ЕК – 284
Мячей – 7
Альтернатива: Вадим Соснихин, Михаил Фоменко
На ответственную должность центрального защитника киевского "Динамо" Балтача был назначен необычайно рано. Уже в 20 лет этому молодому человеку доверили руководить обороной одной из сильнейших команд Европы, и на протяжении следующего десятилетия он не дал ни единого повода тренерам подыскать ему сменщика. На поле Балтачу отличало восхитительное позиционное чутье (кстати, отмечал эту черту у многих воспитанников харьковского спортинтерната), благодаря чему он разгадывал практически все комбинационные замыслы соперников и неизменно оказывался в той точке поля, где ему и следовало быть. Представить себе Сергея во время чужой атаки где-нибудь в противоположном углу вратарской площадки или отставшим от событий в центре поля, как это сплошь и рядом случается с лучшим защитником чемпионата России Сергеем Игнашевичем, не получилось бы даже в пьяном угаре: безграмотность и Балтача были отродясь несовместимы.
Два последних сезона в "Динамо" у Балтачи получились скомканными из-за разрыва ахилла в финале Кубка кубков, длительного лечения и восстановления, да и годы начали брать свое, и многолетние нагрузки начали сказываться. Из-за этого Сергей пропустил чемпионат мира-86, а на серебряном Евро-88 все матчи просидел на лавке. Но класс игры все же не растерял – и в конце 1988 года стал первым советским легионером в чемпионате Англии.
Василий Турянчик
1959 – 1969
Матчей в ЧС и ЕК – 318
Мячей – 13
Альтернатива: Олег Кузнецов
В первой половине 60-х, когда футбольный мир спорил о количестве защитников на поле, выбирая между тройкой из отмирающего "дубль-вэ", четверкой из "бразильской системы" и пятеркой из "каттеначчо", мудрый советский тренер Виктор Маслов задумался о качестве. И вывел свою формулу оборонительных действий, ключевой фигурой в которых становился игрок новой формации – передний центральный защитник (в современном футболе это амплуа идентично позиции опорного хавбека), или – образно – "волнорез". В распоряжении Маслова, возглавившего в 1964 году киевское "Динамо", оказался игрок, способный идеально исполнить новую роль. Естественно, тренер не упустил шанса реализовать собственную теорию на практике.
В течение следующих пяти сезонов "Динамо" практически перестало пропускать голы и завоевало три золотые и две серебряные медали чемпионата СССР. С тем, что огромная заслуга в этих успехах принадлежит новоиспеченному "волнорезу", а потом и капитану команды, никому не приходило в голову спорить. Им был Василий Турянчик.
Стремительный, смелый, отважный, волевой, при этом исключительно хладнокровный, рассудительный, всегда остававшийся джентльменом, одним словом, настоящий мужик – таким был Турянчик на поле. Он успевал везде – и прерывать чужие атаки, и организовывать свои, и даже забивать. Именно Турянчик в 1961-м забил, по сути, "золотой гол" динамовцев в ворота "Торпедо". Да какой гол! После подачи углового Лобановским и скидки Серебряникова Василий в падении через себя вколотил мяч в "девятку"! В следующем туре "Динамо" сыграло нулевую ничью с "Авангардом" и впервые в истории стало чемпионом страны.
О самоотверженности Турянчика складывали легенды. В 1960-м в матче с "Кайратом" ему расколотили голову, но он, весь перебинтованный, вернулся на поле и доиграл до конца. А в 1965-м в игре с "Шахтером" Василий принял на себя сокрушительный удар со штрафного. Мяч попал ему в голову, игрок заработал сильное сотрясение мозга, но все равно остался в строю, а после игры живо интересовался у Виталия Хмельницкого… подробностями встречи и итоговым результатом.
Анатолий Демьяненко
1979 – 1992
Матчей в ЧС и ЕК – 390
Мячей – 34
Альтернатива: Виктор Матвиенко
Человек феноменальных физических способностей, Анатолий стал в нашем футболе целым явлением. До него у нас не было крайних защитников столь широкого диапазона действий. Он не просто систематически подключался к атакам (как армеец Чистохвалов в 40-е, спартаковцы Крутиков в 60-е и Ловчев в 70-е, чудесный предшественник Демьяненко на левой киевской бровке Виктор Матвиенко), он стал полноправным их участником, и наступательные акции "Динамо" строились с обязательным учетом и применением возможностей левого защитника команды. Пожалуй, именно с Демьяненко и – чуть ранее – с немца Манфреда Кальтца в европейском футболе начался бум на атакующих крайних защитников и стали модернизироваться существовавшие тактические схемы.
Про Анатолия говорили, что у него два сердца, и это вряд ли было сильным преувеличением. Он с видимой легкостью мог пробежать стометровку от одной линии ворот до другой и тут же совершить рывок в обратном направлении, чтобы на финише этого впечатляющего забега выбить мяч в подкате (еще один фирменый трюк Демьяненко) из-под ноги форварда. За матч капитан киевлян набегал до пятнадцати километров таких вот ускорений, при этом вовсе не выглядел изнуренным, напротив, казалось, был готов отпахать еще два по сорок пять.
В 1985-м Демьяненко принялся еще и регулярно забивать. Он неплохо делал это и прежде, но в тот год превзошел самого себя, в одном только чемпионате страны наколотив добрый десяток мячей и еще около того присовокупил в иных турнирах под флагом клуба и сборной. Надо ли говорить, что по итогам того сезона у Анатолия не было ни единого конкурента в референдуме на звание лучшего футболиста Союза?
Анатолий Коньков
1975 – 1981
Матчей в ЧС и ЕК – 232
Мячей – 11
Альтернатива: Юрий Войнов
Эта позиция была одной из самых сложных для выбора, я тянул с ней до последнего, причем то и дело склонялся к кандидатуре Войнова – а выбрал, уже на флажке, все-таки Конькова. Юрий Войнов – это подлинная легенда "Динамо", безоговорочная его звезда на рубеже 50-60-х. Удивительное дело, но при всем обилии в киевском клубе многократных чемпионов, призеров, лауреатов и рекордсменов уроженец Питера Войнов – единственный динамовец – чемпион Европы! А еще в 1958 году (уже будучи киевлянином) он вошел в символическую сборную шведского чемпионата мира, где его напарником по дуэту хавбеков стал ни кто иной как бразилец Диди. Вот как такого футболиста – и в альтернативу?!
Ан нет, поднялась рука у мерзавца. Перевесило мнение мэтра. Читаем в "Бесконечном матче": "Не уверен, что можно найти тренера, не пожелавшего бы иметь в своей команде Анатолия Конькова. Потрясающие его способности не вызывали сомнений… Базилевич, работавший в 1973 году в "Шахтере", в котором играл Коньков, приложил много сил и стараний, чтобы заполучить этого великолепного футболиста в нашу команду, с которой мы планировали покорить футбольную Европу… У меня до сих пор нет сомнений, что Коньков – игрок уровня Франца Беккенбауэра. В отборе мяча он был безупречен, его передачи были точны, своевременны и направлены в нужное место, он, как никто, умел за короткий отрезок времени определить слабые места у соперника и вместе с партнерами обрушивал именно в эти точки всю мощь наших атак. На позиции опорного хавбека равных Конькову не было".
Добавить мне нечего. Разве только то, что я пересмотрел немало матчей с участием Конькова – и подписываюсь под каждым словом, сказанным про него Лобановским.
Владимир Мунтян
1965 – 1977
Матчей в ЧС и ЕК – 337
Мячей – 63
Альтернатива: Александр Заваров
Главный редактор Ваня Калашников сказал мне, в какой-то момент отчаявшемуся выбирать из нескольких звезд одну: "Ничего не поделаешь, надо резать по-живому". Чем ближе к атаке – тем чаще приходится это делать. Вот и при выборе оператора диспетчерского пункта без этого никуда. Пришлось оставить за скобками умницу Белькевича и усадить в запас гения дриблинга Заварова, чтобы не погрешить против истины и признать – на этом месте лучшим в "Динамо" был все-таки Мунтян. Футболист искрометного таланта, с божественной техникой, идеальным видением поля, с компьютером в голове, за миллисекунды обсчитывавшим возможные варианты действий и выдававшим верное решение, с точнейшим пасом и ударом – Владимир ворвался в советский футбол в 66-м, когда опытные динамовцы отчалили на чемпионат мира и их места дерзко заняли молодые, и с тех пор без Мунтяна уже невозможно было представить себе "Динамо". В 69-м он был признан лучшим футболистом СССР и на долгие годы застолбил за собой место центрального полузащитника в сборной. Именно Мунтян считался главной звездой "Динамо" вплоть до 1975 года, когда Европа узнала о Блохине.
Увы, как и многие другие звезды, Владимир покинул родной клуб со скандалом. В 1976-м Лобановский и Базилевич в последний момент (ровно за сутки до отъезда) отцепили его от сборной, отправлявшейся на Олимпиаду в Монреаль. По возвращении команды с проигранного турнира часть динамовцев устроила бунт, требуя уволить тренеров из "Динамо". Одним из вождей революционного комитета был Мунтян. Естественно, что оставшись на своем посту, но потеряв соратника Базилевича, Валерий Васильевич тут же отчислил Мунтяна из команды. В 31 год недавний лидер сборной СССР был вынужден завершить карьеру.
Леонид Буряк
1973 – 1984
Матчей в ЧС и ЕК – 355
Мячей – 71
Альтернатива: Владимир Веремеев
В любой команде, где присутствует Олег Блохин (а в нашей он непременно будет, наберитесь терпения), не обойтись без Буряка. Когда-то эти фамилии были синонимами и писались через дефис – "Буряк-Блохин". Это сейчас ББББ – формула единоличия, а тогда ББ считалось образцом взаимодействия и взаимопонимания: Буряк точно знал, в какую секунду нужно отдать мяч в прорыв Блохину, а тот точно знал, в какую секунду нужно в этот прорыв устремиться. Шутили даже, что Буряк настолько привык пасовать Блохе в прорыв, что делает это даже когда другие партнеры находятся в лучших позициях, а Блохин пропускает матч.
Буряк был удивительно элегантным игроком. По манерам – вылитый аристократ. Ухоженный, выбритый, красиво причесанный, он бегал по полю с прямой спиной, грациозно, импозантно, словно художественная гимнастка. Никогда не грубил, не лез в жесткие стыки, предпочитая читать игру и угадывать замыслы соперников. Буряк вполне мог бы выходить на матч не в трусах и майке, а в костюме-тройке с бабочкой – и это смотрелось бы настолько органично, что половина зрителей не заметила бы никакого подвоха, а корреспонденты Шевченко и Лютиков даже не стали бы по этому поводу ехидничать и вообще похвалили бы.
Он великолепно исполнял штрафные. В 1980-м своего рода "золотой матч" со "Спартаком" киевляне выиграли за счет двух точных выстрелов Леонида со стандартов. Он вообще много забивал – даже вошел в Клуб Григория Федотова, где полузащитников, честно говоря, не ждали. Именно за счет этого показателя Буряк имеет небольшое преимущество перед партнером по славной команде 70-х, мастером точного паса Владимиром Веремеевым.
Виктор Колотов
1971 – 1981
Матчей в ЧС и ЕК – 257
Мячей – 80
Альтернатива: Алексей Михайличенко
Глазами очевидца: "Диапазон игры его неповторим, все он делал настолько правильно и вовремя, что болельщики на трибунах, сразу зачислившие Колотова в разряд любимцев, не переставали диву даваться. Сделав передачу, короткую ли, среднюю, длинную, он стремглав летел к воротам, его останавливали, пихали, цепляли, но он был неудержим и всегда стремился к максимальной цели – оказаться первым у мяча после прострела партнера и забить. Сейчас это вспоминается не так явственно, как сразу после матчей, но Колотов забивал много красивых, ярких мячей, претендовавших бы сейчас на "лучший гол месяца". Валерий Лобановский, "Бесконечный матч".
Мне же, почему-то, вспомнилась давняя история из 1972 года. Ноябрь, заключительный тур чемпионата СССР. "Динамо" и "Заря", уже занявшие второе и первое места соответственно, катают "договорняк". Настойчиво мажет из выгодных позиций лучший бомбардир чемпионата Блохин, ему под стать лидеры атак неподражаемой в тот год "Зорьки" Онищенко, Семенов, Елисеев…
И тут вдруг Виктор Колотов, которого, естественно, зная его характер, никто не предупредил, в своей манере ("стремглав летел к воротам, его останавливали, пихали, цепляли, но он был неудержим и всегда стремился к максимальной цели – оказаться первым у мяча после прострела партнера и забить") вылетел на какой-то шальной уходящий пас, дотянулся до него и забил. Пока соперники разбираются, как дальше быть, Колотов сам хватает мяч, обыгрывает всех и забивает еще один гол…
Хорошо, что в чемпионате страны уже были разрешены замены. После перерыва Колотова и вратаря Рудакова от греха подальше убрали с поля, "Заря" по-быстрому отквитала эти два мяча, и больше соперники к воротам не подходили. Жаль только, что история умалчивает, откуда смотрел второй тайм и какими словами о нем отзывался Колотов. Ведь, как свидетельствует Валерий Лобановский, "если он говорил, то только по делу – ни одного лишнего слова. В глаза мог сказать любому все, что о нем думает. Бил редкими словами по самолюбию, не щадя при этом и себя. Слышать неприятно, а что поделаешь – все верно и сказано человеком, к которому претензий почти никогда ни у кого не возникало и возникнуть не могло – ни в быту, ни на тренировках, ни в игре".
Естественно, что капитаном "Динамо" в 75-м мог быть только Колотов.
Андрей Шевченко
1994 – 1999
Матчей в ЧС и ЕК – 146
Мячей – 79
Альтернатива: Владимир Онищенко
Йожеф Сабо сегодня с удовольствием рассказывает, что это именно он спас Андрея для большой игры, оградив его от тлетворнго влияния Виктора Леоненко, который, едва молодой форвард дебютировал в "Динамо", взял того под свою опеку и принялся уводить в сторону от футбола. Что ж, если это действительно так, давайте скажем деду спасибо. Смотрите сами, кого он для нас уберег. Никакие слова более не нужны.
Олег Блохин
1969 – 1987
Матчей в ЧС и ЕК – 511
Мячей – 236
Альтернатива: Игорь Беланов, Сергей Ребров
Лучший футболист СССР семидесятых и первой половины восьмидесятых, рекордсмен всего и вся Советской Империи – по числу сыгранных матчей, забитых мячей, чемпионских титулов, кубковых кругов почета, персональных призов, почетных грамот и т.д., и т.п., и др., и пр. Шестнадцать лет в прочной основе киевского "Динамо" и сборной. Девять раз в тройке лучших футболистов страны (трижды первый, четырежды второй, дважды третий, в последний раз – в 34 года!!!).
Блохин не играл в футбол – он в него выигрывал. Да что там говорить…