Мария Музычук: Говорят, шахматисты очень скучные. Я ломаю этот стереотип
15-я шахматная королева рассказала нам о титуле, фильме о Бобби Фишере, детской музыкальной мечте и сладкой слабости.
— Многие вообще не верят, когда я говорю, что занимаюсь шахматами с трех лет, — начала разговор Мария, которая год назад стала чемпионкой мира, а месяц назад потеряла титул с борьбе с китаянкой Ифань. — Спрашивают, как это возможно. Все просто: родители — тренеры и, естественно, научили нас с сестрой играть. Частота и длительность тренировок разная. Перед турниром занимаюсь больше. Уже известен список участниц, и я готовлюсь к конкретному сопернику. Если же турниров нет, то можно два-три часа в день.
— После титула чемпионки мира куда стремиться дальше?
— В последнее время меня многие спрашивают: "Ты уже стала чемпионкой. Что дальше — будешь бросать шахматы?". Это немножко смешно. Например, в командных соревнованиях я не выигрывала Олимпиаду. Я чемпионка в классике, но есть еще быстрые шахматы и блиц. И мне бы еще хотелось достичь побед и там.
— Уже отошли от чемпионского поединка с Хоу Ифань. Успели его проанализировать?
— Прошло три недели, я отдохнула. А что касается матча, то ничего страшного не произошло. Следующий чемпионат мира будет, скорее всего, уже в конце этого года, и мы с сестрой попытаемся сделать все возможное, чтобы вернуть корону.
— Не водили Хоу на кофе во Львове, все-таки, как львовянка, вы должны знать много интересных мест...
— Нет (смеется). Думаю, для этого были организаторы, которые каждый день занимались ее досугом.
— В большинстве видов спорта есть форма. В шахматах вы этим занимаетесь сами. Как подбираете себе одежду на матчи?
— На каждом официальном соревновании есть дресс-код, и мы его соблюдаем. Это займет слишком много времени, если рассказывать все по пунктам. Скажу, что совсем не обязательно приходить в платьях или каких-то нарядах, просто нужно быть одетым строго. Но, кстати, на командных соревнованиях нам выдают форму, и приятно, когда мы выходим и можем надеть нашу курточку.
— А для чемпионата мира как подбирали?
— С сестрой и мамой ходили по магазинам. Надеюсь, зрителям понравилось.
— Фишкой Ифань были ее белые кроссовки-сникерсы. Какая ваша фишка?
— Сейчас нет. Это когда-то в детстве на тур можно было приносить какие-то камни — обычные, какие дети собирают на удачу, или любимую игрушку. А сейчас (в 23 года — Авт.) я уже выросла и понимаю, что нужно просто сильно играть, и тогда ты будешь побеждать.
— Когда вы не за доской, вы очень открытый человек, много улыбаетесь...
— Кстати, почему-то некоторые люди говорят, что шахматисты очень скучные и с ними не о чем поговорить. Мне в этот момент так смешно. Я говорю, как это вообще возможно? (Смеется.) И я стараюсь сломать этот стереотип. И если я не в шахматной компании, то готова говорить на любую тему, кроме шахмат.
— Во время чемпионата мира Львов устраивал различные фестивали, показывали фильмы о шахматах. Что успели увидеть вы?
— Во время матча у меня вообще не было времени что-либо смотреть. Приходилось концентрироваться на каждой партии. Но я знаю, что этих мероприятий было действительно много. Например, был праздник шоколада. Я очень люблю шоколад. Это одна из моих слабостей. Я хочу похвалить "Львовский шоколад", он мне очень нравится, я туда часто захожу.
— Тогда как вам удается сохранять такую фигуру? Все-таки ваш вид спорта в основном сидячий.
— У нас всегда есть возможность сходить в фитнес-клуб. Я не могу сказать, что хожу туда регулярно, но раньше, когда не было такого количества соревнований подряд, посещала бассейн, бегала на дорожке. Стараюсь поддерживать физическую форму.
— Я читала, что вы много лет хотели научиться играть на пианино и таки это сделали. Как часто садитесь за инструмент сегодня?
— В пять лет я рассказала об этом маме. Просила: "Пожалуйста, запиши меня в музыкальную школу. Я хочу играть, как другие дети". Но мама сказала, что если я хочу добиться чего-то в этой жизни, мне нужно определиться и заниматься чем-то одним. И поскольку тогда я каждый день занималась шахматами, то учиться играть на пианино не было возможности. А когда мне исполнилось 20, я сказала: "Мама, я уже много чего достигла. И вчера я записалась на курсы". То есть сказала уже тогда, когда записалась. К сожалению, сейчас у меня нет возможности посещать уроки. Когда я жила с родителями в городе Стрый, мне было это легче делать. Переехала во Львов, ситуация поменялась. Сейчас за фортепиано сажусь редко. Надеюсь, что в ближайшем будущем смогу заниматься этим в свое удовольствие.
Любимое произведение? Мне сложно выбрать одно, и это не совсем правильно. Сначала мне нужно изучить много разных, чтобы потом сказать, что это мне нравится больше. Вот меня часто спрашивают о кумире в шахматах. И я не могу сказать, ведь у каждого свой стиль, и каждый привносит что-то новое, свое. Если кого-то одного называешь, значит, все остальные недостойны. Поэтому у меня нет кумира ни в шахматах, ни в музыке.
— Книги о шахматах часто читаете? Смотрите шахматные фильмы?
— Сейчас все в основном обсуждают фильм "Жертвуя пешкой" о Бобби Фишере. От себя могу сказать, что фильм достаточно интересный, но не совсем согласна, как актеры эмоционально передавали шахматистов. Мне кажется, они более сдержанны, чем показаны на экране. Актер в роли Бобби Фишера реально переигрывал.
— Какие ближайшие планы?
— Уже 18 числа мы с сестрой едем на третий этап женского Гран-при в Батуми. Для нас это второй, потому что в одном не смогли принять участие. Это очень сильный круговой женский турнир. Надеемся там сильно сыграть и опять выйти на матч чемпионки мира.
— Уже решили, как распорядитесь своим выигрышем?
— Скажу так: свой призовой фонд (80 000 евро. — Авт.) я еще не получила, поэтому не думаю об этом.