Обидеть комментатора может каждый
Футбольный комментатор Вячеслав Шарафудинов неуловим. Все его слышали, многие видели, но никто не знает, как его найти. Мы застали его на одной из радиостанций: навестив за компанию с "Шахтером" полтавскую "Ворсклу" и откомментировав свой 469-й матч, Вячеслав вернулся в Донецк, чтобы выйти в эфир с очередным выпуском программы "Время Ч - разговоры о мяче" и поговорить о тогда еще актуальном матче "Шахтера" с итальянской "Ромой".
"Насчет футбола - любого в порошок сотру"
К сожалению, а может и к счастью, игру с "Ромой" Шарафудинов наблюдал только в качестве зрителя: права на трансляцию матчей Лиги достались в этом году не ТРК "Украина", с которой он сотрудничает, а Первому национальному. Вообще же, международные игры - самые любимые: комментируя их, можно что есть мочи кричать "Го-о-ол!" (конечно, если "Шахтер" дает повод), расхваливать на все лады своих любимцев. Не утаивать искренних чувств, словом.
Когда же идет трансляция матчей чемпионата Украины, приходится крепиться и передавать в эфир сугубо объективную информацию, помня о том, что у экранов могут оказаться и болельщики соперников "Шахтера". А вместе с ними - многочисленные любители покритиковать комментатора, уличить его в неосведомленности, найти повод для личной обиды. Обижался Андрей Воробей, хоть Шарафудинов уж и не припомнит, за что пожурил его в эфире. Гневаются тренеры, если комментатор в спорных моментах не принимает сторону их команды. А вот с судьями - взаимопонимание: они, как и комментатор, частенько ошибаются, потому что вынуждены давать молниеносную оценку игровым ситуациям, и никогда не надеются на снисходительность болельщиков.
"Ляпы, конечно, случаются, - признается Вячеслав. - Я их знаю, но перечислять не буду: не хочу оставить без дела посетителей гостевых популярных сайтов. Лишь одна просьба к критикам: будьте конструктивны и доброжелательны. И любите футбол". Собирателям комментаторских оплошностей Шарафудинов предлагает попробовать просто полтора часа поговорить о чем угодно перед микрофоном.
"Упрекают в том, что я чего-то не знаю, а я им говорю: что касается познаний о футболе, любого в порошок сотру, даже не дергайтесь", - негодует он. У него есть ответы на все упреки. Уличают в проблемах с дикцией - он демонстрирует, что все 32 зуба на месте, и объясняет: шипение в эфире получается из-за плохо отстроенной, а зачастую попросту убитой временем аппаратуры. Тем, кто вслед за Марком Левицким говорит, что во время матча надо просто гонять мяч, а не умничать, отвечает: футбол смотрят не только продвинутые, живущие в он-лайне болельщики. Комментарий слушают и провинциальные зрители, которые только от Шарафудинова и могут узнать, что умер президент футбольного клуба "Интер", великий Джачинто Факкетти, а Хюбшман стал отцом. Выкладывают на форумах ляпы, допущенные Шарфиком (так ласково называют Шарафудинова на "Терриконе")? Подумаешь, он и сам, просматривая записи "своих" матчей, ищет поводы для продуктивной самокритики.
В конце концов, если бы его работа не нравилась руководству "Шахтера", рассуждает Шарафудинов, он давно бы уже занимался чем-то другим. Логика не безупречная, но понятная. Возможно, в "Шахтере" его просто считают фартовым. Сам он знает наверняка только то, что за нефартового его держат в донецком "Металлурге", потому он и смотрел последнее донецкое дерби в качестве рядового болельщика. Находятся умники, которые обвиняют Шарафудинова даже в поражениях "Шахтера": мол, сглазил, перехвалил какого-то игрока и раньше времени воскликнул: "Уда-ар! Мяч влетает в ворота!"
"Был перепуган, как овца"
Вячеслав Шарафудинов - дипломированный инженер-строитель. Правда, он очень быстро сообразил, что непригоден для этой работы: не получалось у него устанавливать при строительстве дома трубы того диаметра, который есть, а не того, который нужен. А какой без этого строитель? У Вячеслава зато неплохо получалось другое - руководить стадионом на 15 тысяч мест в Макеевке, учить мальчишек играть в футбол (в его группе тренировался нынешний игрок "Ильичевца" Эдуард Цихмейструк), с чувством, с толком, с расстановкой объявлять перед матчем составы команд. Потом в результате нескольких поворотов судьбы Шарафудинов оказался пресс-атташе "Шахтера". А однажды, когда кубковый матч "Шахтера" и "Черноморца" нужно было вести на украинском, Марк Левицкий предложил ему занять свое место в комментаторской кабинке. "Был перепуган, как овца", - признается Вячеслав.
И это был не единственный случай, когда пришлось понервничать. Немного волновался, когда впервые нужно было озвучивать "Космин Бэркэуан" и фамилии игроков "Рапида" и ПАОКа - Малдарашану и Христодолопулоса. Когда пообещал взять для прямого эфира послематчевое интервью у тогдашнего тренера "Шахтра" Виктора Прокопенко, а "Шахтер" возьми да и проиграй "Лацио" со счетом 5:1. Страшно было и подходить к Виктору Евгеньевичу, но Шарафудинов нашелся: успокоил тренера тем, что "горняки" проиграли сборной мира. Сработало...
А еще Шарафудинов злится всякий раз, когда приходится во время трансляции объявлять имена спонсоров, теряя мысль и раздражая болельщика, который и без всякой рекламы знает, с каким пивом ему комфортнее сидеть у экрана.
Вячеслав признается, что футбол снится ему даже по ночам. Сны не запоминаются, но можно предположить, что в них присутствуют любимчики из "Шахтера" - Агахова, Шутков и Тимощук. И выдающиеся игры с участием европейских команд, за которые, по обыкновению, болеет Шарафудинов: "Ливерпуль" - в Англии, "Барселона" - в Испании, "Вердер" - в Германии, "Фиорентина" - в Италии. Впрочем, иногда после напряженного матча вообще не удается заснуть. На этот случай у него есть штатный психотерапевт - красавица-блондинка Даша. Чтобы вы правильно понимали: это - семейная кошечка. Ей проще, чем жене и сыну (кстати, начинающему журналисту), исполнить единственное желание, которое бывает у главы семьи после работы: оставить в покое и не заводить никаких разговоров. Есть, правда, еще одно стабильное желание - откушать горячего супчика.
Обычные люди отдыхают, следя у телевизора за футбольными баталиями. Для Вячеслава Шарафудинова - это часть работы, и смотреть одновременно три футбольных трансляции на трех телевизорах - обычное дело. Посмотрев пяток матчей на ночь и проштудировав 8 любимых спортивных изданий с утра, Вячеслав отнюдь не чувствует себя под завязку наполненным информацией. Впрочем, развлечься лучше все-таки чем-нибудь не связанным с футболом: посмотреть фильм-победитель последнего Московского кинофестиваля - "Сколько ты стоишь" с Моникой Беллуччи или послушать что-то из своей музыкальной коллекции, например, "Битлз" или Высоцкого.
"Сто грамм? Только после матча!"
Он коллекционирует не только музыку. Конечно, он коллекционирует и вещи, связанные с футболом, - программки и специальную литературу. И мечтает написать книгу, где были бы собраны услышанные им футбольные курьезы и байки. Туда могла бы войти, например, история, в которую вляпался однажды Владимир Перетурин. Он комментировал матч сборных Голландии и СССР. Наши проиграли. У голландцев тогда блистали метисы вроде Гуллита, матери их были голландки, а отцы - суринамцы. Перетурин схохмил: надо бы советских женщин отправить в Суринам, чтобы они привезли нам под сердцем будущих великих футболистов. Телевизионное начальство надолго отлучило комментатора от эфира: такие шутки тогда не понимали.
"Всяких историй, связанных с работой ТВ на футбольных матчах, очень много, - говорит Шарафудинов. - Истории бывают не столько смешные, сколько грустные. Однажды футбольный матч совпал с юбилеем известного "телефутбольного" человека. И перед матчем телебригада "чуть-чуть" пригубила за именинника. Кончилось тем, что за одной из камер не было никого, а за другой стоял… водитель".
Казалось бы, Вячеслав Шарафудинов - привилегированная футбольная личность: в чаше стадиона среди рядовых болельщиков оказывается лишь изредка, в качестве развлечения. Но с болельщицкими буднями, как оказалось, знаком не понаслышке. На стадионе как законопослушный гражданин теперь не курит, но общения со стражами порядка не избежал. Недавно у него хотели конфисковать пачку сигарет - хотя она всего лишь преспокойно лежала в кармане рубашки. Многие болельщики безропотно отдавали свое курево.
И Шарафудинов был не против отдать: мало ли, вдруг милиционер покурить хочет и знает, где есть предназначенное для этого место? Только попросил, чтобы взамен сигарет ему дали четыре гривни, которые они стоят. Интерес к Шарафудинову у правоохранителей сразу пропал.
Сам Вячеслав, к слову сказать, во время матча не курит: это не столько успокаивает, сколько отвлекает. Да и задохнуться курильщику так недолго: это на "Олимпийском" комментаторская обустроена по последнему слову техники, а вот на выездах частенько приходится вещать из таких комнатушек, что не до курева, а если еще и зима - думаешь только о том, как бы не околеть. Но даже и в таких экстремальных ситуация, говорит Вячеслав, нет и речи ни о каких ста граммах для смелости и сугреву. После матча - другое дело...
Наталья ПРОНЬКИНА, "Пятница" - "Салон Дона и Баса", 6.10.2006