Арбитр - не профессия: от "Доктора" до МВД
В Украине попросту нет такой профессии, как футбольный арбитр, а потому все наши рефери, как правило, совмещают это занятие с другим видом деятельности. Еще и потому, что арбитр - это не навсегда: возрастной ценз - до 45 лет. В большинстве своем судьи работают в сферах, связанных с футболом. Помнится, в свое время в ФФУ в какой кабинет ни зайди - там сидел как минимум один бывший или действующий рефери. Например, Олег Орехов, когда-то ведущий наш арбитр, работал в комитете детско-юношеского футбола ФФУ.
Однако после дисквалификации от УЕФА он ушел из федерации, объяснив: "До этого мои судейские гонорары позволяли особо не обращать внимания на скромную зарплату в федерации. Но когда я был отстранен от арбитража, то подсчитал, что на 3 тысячи гривен в месяц прожить будет нелегко. И написал заявление об уходе". Орехов подался в бизнес, занимался продажей технического масла. Сейчас он снова чиновник - работает в Минобразования.
Многие заняты преподавательской деятельностью. Так, экс-арбитр ФИФА Сергей Березка работает на кафедре физвоспитания Киевского экономического университета имени Гетьмана. Преподает в одном из столичных вузов и глава комитета арбитров столицы Александр Шамич. Его брат Виталий (тоже рефери в прошлом) много лет работает в Центре лицензирования ФФУ, где проходят обучение тренеры. Год назад среди выпускников был Андрей Шевченко, рекордсмен сборной Украины по голам, а сейчас там на тренера учится Анатолий Тимощук, рекордсмен сборной по играм.
Встречались и более необычные совмещения. Экс-арбитр ФИФА Игорь Ярменчук известен среди коллег под прозвищем "Доктор" - у него медицинское образование, и он много лет трудится в одной из киевских клиник. У немца Маркуса Мерка своя стоматологическая клиника и прозвище "Доктор Безжалостный". А финал ЛЧ-2007 судил... немецкий пианист Герберт Фандель! В 1988-м он выиграл престижный конкурс Мендельсона в Кельне, ездил с концертами по Германии и за рубеж, а в 1989-м подался в арбитры и преуспел.
Далеко не все арбитры берутся за свисток, чтобы поправить свое финансовое положение. Некоторые идут из любви к искусству. 41-летний швед Йонас Эрикссон, который недавно судил во Львове матч Украина - Словения, является миллионером: заработал деньги на продаже прав на показы спортивных событий. Россиянин Игорь Егоров - тоже удачливый бизнесмен: у него свои игорные заведения, магазины и автосервисы в Нижнем Новгороде. Говорит: "Не предлагайте мне взятки, я и сам вас могу купить с потрохами".
Не бедным человеком пришел в судейство и украинец Сергей Татулян. Арбитром ФИФА он стал, будучи одним из директоров украинского представительства компании Kodak. Еще один киевлянин, Сергей Дзюба, приезжал судить матчи Премьер-лиги в звании полковника милиции, он возглавлял отдел физподготовки и спорта в МВД Украины. А когда инспектором у него был Стефан Решко (тоже полковник милиции), то администраторы встречающих команд шутили: "Серьезная игра, раз милицейский наряд из двух полковников прислали".
РЕКЛАМА - СТОП ДЛЯ КОЛЛИНЫ
В испанской Ла Лиге комитет арбитров спонсирует фирма, производящая всевозможные шурупы и инструменты. В Германии - компания, занимающая техосмотром транспорта. А вот с индивидуальной рекламой у судей - сложнее. Пьерлуиджи Коллина снялся в рекламе авто, а поскольку тот же бренд был на футболках "Милана", из-за "конфликта интересов" Коллину отстранили от судейства итальянской Серии А. В ответ тот завершил карьеру... Сейчас итальянец - главный офицер судейского комитета УЕФА и куратор украинской системы арбитража.
Кстати, из наших судей в рекламе вспоминается разве что ассистент арбитра Евгений Павленко, который несколько лет назад снялся в серии промороликов пивного бренда. И то, бывший судья говорит, что заплатили ему довольно скромную сумму.