Шахтерские работы
Кубок УЕФА ушёл в историю, больше этот турнир никто и никогда не выиграет – его место в футбольном календаре Европы займёт Лига Европы. И есть высшая справедливость, что последним шансом завоевать этот трофей воспользовался именно донецкий "Шахтёр", шедший к этому успеху очень долго, и путь этот не был лишён терний…
Хочется сказать по-другому – "Шахтёр" Рината Ахметова. И это, поверьте, очень важное уточнение – именно благодаря своему президенту горняки находятся там, куда смогли пробиться. Это не громкие слова, это факт – украинский бизнесмен уже пережил в своей "футбольной карьере" столько разочарований, что любой другой человек, вкладывающий свои деньги, давно бы уже прекратил заниматься меценатством, которое обедняет тебя ежедневно.
К этому успеху "Шахтёр" шёл кряхтя и спотыкаясь – всё, как и водится в восточной Европе, начиналось с сумасшедших по стоимости трансферов игроков, от которых в новых условиях не было никакого толку, потом Невио Скала, Бернд Шустер – клуб шёл в Европу, делая абсолютно логичные ошибки, без которых было сложно обойтись.
Но даже когда после сумасшедших финансовых вливаний "Шахтёр" не попадал в групповой турнир Лиги чемпионов, работа не останавливалась, а продолжалась с новой силой, благодаря Ахметову. Этот человек вкладывал деньги не только в игроков, он отстроил одну из лучших футбольных баз Европы, вот-вот закончится постройка нового стадиона в Донецке, который мы имеем шанс увидеть во время чемпионата Европы в Польше и Украине.
"Я говорил о том, что когда у моих футболистов большие премии, им тяжело бегать. А сегодня вы видели, какие скорости были? Это потому, что премий не было. Большие премии создают лишний вес. Поэтому пусть лучше бегают без премий. Это нормально. Я только что зашёл в раздевалку и футболисты мне сказали: "Президент, вы правильно говорили. Мы в долгу перед болельщиками и для нас самая главная премия – это их аплодисменты". Мне было приятно и, честно скажу, я был очень тронут. Для меня очень важно, что футболисты здесь играют не ради больших премий, а для того чтобы доставить радость нашим болельщикам".
В последние два года "Шахтёр" нормализовал и свои рыночные отношения, что нельзя не отметить, как обязательный пункт на пути к победам. Команда начала частично себя окупать. Именно "Шахтёр" – образец, как для России, так и для Украине в вопросе купли-продажи игроков. Тут соль не в том, кого покупают, а за сколько покупают и за сколько продают. Покупая вилльянов и прочих жадсонов по двадцать миллионов за штуку, горняки за счёт отъезда игроков в Европу остаются в минусе всего на несколько миллионов. Тимощук, Брандао, Марика, Элано – все они были проданы за восьмизначные суммы. А совсем недавно суд принял решение, что Матузалем и бывший его клуб "Сарагоса" должны выплатить горнякам 13 миллионов евро за незаконный переход бразильца в испанский клуб. "Чужого не надо, а своего не отдам".
Ахметов мечтал, мечтал, чтобы его команда выиграла европейский трофей, чтобы его работа, работа всей команды была отмечена и спортивным успехом. Но очень долго этого не получалось – вылеты из Лиги чемпионов, затем выход из борьбы за Кубок УЕФА на стартовой стадии плей-офф. В какой-то момент горняков было по-человечески жалко, правда не всех горняков. Только тех, кто каждую минут думал о победе. А далеко не все в "Шахтёре" это делали.
Пресловутая бразильская колония в Донецке делала своё дело – "Шахтёр" играл в быстрый комбинационный, привлекательный для зрителей футбол. За этой страстной игрой в исполнении футболистов в оранжевой было приятно наблюдать, иногда. Иногда, когда у бразильцев было настроение, и они показывали всё, что умеют.
А это чуть ли не главная проблема в "Шахтёре", с которой на протяжении всей своей работы в Донецке боролся Луческу. С точки зрения кадрового подбора, тактического рисунка и применению его на практике "Шахтёр" был практически безупречен, но далеко не всегда теорию футболисты применяли на практике.
Это показал и финал – если бы донецкий клуб играл весь матч так, как он это делал в первой трети матча – счёт финала был бы разгромным. Когда же бременцы быстро и результативно ответили, "Шахтёр" сник и мог даже проиграть. Было настроение, был настрой и заряженность на борьбы – был и зубодробительный футбол, эмоции изменили вектор – и игра пропала – издержки эмоциональности нации.
И под конец (хотя этот вопрос ещё открыт) своей работы в Донецке Луческу почти справился со своей задачей. На протяжении всего пути к финалу, и в самом финале "Шахтёру" удавалось проявлять характер, переламывать ход матчей, отыгрываться и выигрывать. Это победа Ахметова, но это победа и Луческу и футболистов, которые смогли перебороть себя, а Луческу - их. Очень заслуженная и символичная победа – в полку "наших" обладателей европейских трофеев прибыло, браво.