Детище Арсена Венгера
Вадим КУЛЫБА (Украина), кандидат педагогических наук, руководитель научно-спортивной аналитической группы ФК «Шахтер»
Автор делится живыми впечатлениями об учебно-тренировочном центре лондонского «Арсенала», который он имел возможность посетить во время служебной командировки в 2005 году.
ВНЕШНИЙ ВИД ОБМАНЧИВ
Учебно-тренировочный центр ФК «Арсенал» (в дальнейшем для простоты будем называть его просто «центр» или «база») расположен примерно в 30 километрах от Лондона, в Хартфордшире, неподалеку от деревушки Шенли. Центр занимает территорию в 58 гектаров, из которых 18 гектаров выделены под зеленые насаждения (более 25 тысяч деревьев!). Он был открыт 11 октября 1999 года, и его часто называют «детище Арсена Венгера». Называют совершенно справедливо, поскольку французский специалист, уже тогда пользовавшийся в клубе большим авторитетом, принимал самое активное участие в проектировании центра, вникая буквально в каждую мелочь. Забегая вперед, отметим, что в результате получился современный футбольный тренировочный центр, в котором за кажущейся внешней простотой скрывается тщательно продуманная и высокоэффективная система обеспечения тренировочного процесса футболистов.
Да уж, в чем – в чем, а в тяге к помпезности и роскоши Арсена Венгера никак не обвинишь. Внешне двухэтажное здание базы выглядит весьма скромно, и издалека его можно принять за какую-нибудь сельскую ферму. Вблизи сразу бросается в глаза обилие стекла – здание буквально светится и кажется прозрачным. Как оказалось, не случайно, поскольку такая «прозрачность» является одним из основополагающих принципов «системы Венгера».
НИКАКИХ «МОБИЛЬНИКОВ»!
В здание базы футболисты попадают через два входа: один – для первой команды, другой – для второй и третьей. Все совершенно одинаково, единственное различие – стену у входа для «основы» украшает гранитная плита, на которой выбиты даты и названия всех завоеванных клубом трофеев. Внушительный список из 43 строчек красноречиво свидетельствует о том, что ФК «Арсенал» – клуб не из заштатных.
Войдя в здание, футболисты попадают в специальную комнату для, так сказать, «выполнения общественных обязанностей». Здесь на специальном столе разложена различная клубная атрибутика – журналы, плакаты, календари, постеры и т.д. Каждый из игроков должен поработать фломастером на благо клуба – атрибутика с автографами затем либо реализуется в клубном магазине, либо раздается в ходе различных благотворительных акций. Здесь же расположена микст-зона, где журналисты могут пообщаться с игроками.
А вот дальше уже, как говорится, «посторонним вход воспрещен». Дальше находится комната, в которой футболисты расстаются с «атрибутами внешнего мира» – складывают в специальные шкафчики все личные вещи, включая мобильные телефоны. Тренировочный процесс – святая святых, от него ничто отвлекать не должно.
УЛИЦА С ОДНОСТОРОННИМ ДВИЖЕНИЕМ
Именно так можно охарактеризовать систему передвижения футболистов по базе – тщательно, до мелочей продуманная, она обеспечивает футболистам возможность тратить минимум времени на различные переходы и в то же время не позволяет никому ни с кем «сталкиваться лбами». И это еще один из принципов, которыми руководствовался Арсен Венгер при проектировании базы.
Двигаясь дальше по этому «конвейеру Венгера», мы попадаем в раздевалку. Здесь заслуживает внимания лишь одна примечательная деталь – в шкафчиках нет дверец, то есть все «добро» каждого футболиста находится на виду. Кстати, в раздевалке для второй и третьей команд шкафчики почему-то с дверцами. Внятного объяснения о причинах такой «открытости» для игроков «основы», к сожалению, получить не удалось.
Последним звеном в этой цепочке перед выходом на тренировку является комната для бутс. В соответствии с теми же принципами «улицы с односторонним движением» это помещение разделено как бы на две части, каждая из которых имеет дверь. В одну из них футболисты выходят, в другую – входят после тренировки. У входной двери расположена специальная мойка для бутс – лишняя грязь в помещениях базы никому не нужна. Кстати, гостям базы, при входе в «закрытую» ее часть, предлагают специальные тапочки – в «уличной» обуви на базе разрешено дойти только до раздевалки.
Далее игроки проходят комнату, где оставляют грязную форму, затем – душевые, раздевалка, и, если нет каких-то особых распоряжений тренера, все отправляются по домам. На базе никто никогда не ночует (ну, разве что, кроме охраны), поэтому никаких жилых помещений здесь нет. Более того, насколько я понял из объяснений гостеприимных хозяев, ни в одном помещении нет ни одной кровати. Да это и понятно – «заезды» на базу, как у нас, там не практикуются, так что «разлеживаться» нет никакого смысла.
ЗДОРОВЫЙ РАЦИОНАЛИЗМ
Как уже говорилось выше, скромный внешний вид базы отнюдь не соответствует ее, так сказать, внутреннему содержанию. Здесь есть все для тренировок и восстановления, причем вся «начинка» – самого высокого уровня и максимально функциональна. Излишества не приветствуются, но и очередей нигде нет – всего везде ровно столько, сколько нужно, ну, может, чуть-чуть больше. Яркий тому пример – парная. На базе она одна и рассчитана всего лишь на пять-шесть человек. Вроде бы маловато, если учесть, что здесь занимаются три команды. Но тамошние игроки, в отличие, скажем, от наших, не очень-то практикуют парилку в качестве восстановительного средства, так что места всем хватает.
Вообще, кажется, именно такой здоровый рационализм позволил проектировщикам базы разместить в здании, отнюдь не поражающем своими размерами, все службы, необходимые для тренировочного процесса трех футбольных команд. К вышеописанной «цепочке» можно добавить тренажерный зал, бассейн, джакузи, терапевтические ванны, комнаты с медоборудованием, процедурные, столовую, комнаты для менеджеров и персонала, многочисленные служебные помещения – да всего и не упомнишь.
При этом нигде не чувствуется стесненности, ограниченности пространства. В тренажерном зале, где находятся более сотни самых разных тренажеров, на оставшейся площади хоть в мини-футбол играй. Это помещение, которое на многих футбольных базах планируется по «остаточному» принципу, здесь занимает одно из центральных мест и буквально поражает своей «воздушностью». Великолепная вентиляция дополнена «естественной» составляющей – в хорошую погоду стеклянные стены раздвигаются, тренажеры выкатываются на специальный дощатый помост, и футболисты имеют возможность заниматься на свежем воздухе.
Очень просторна столовая, где за столиками на шесть человек могут одновременно поместиться игроки всех трех команд. Кстати, столовая служит одновременно и комнатой отдыха – здесь установлены телевизоры, в свободное время можно выпить кофе, почитать газеты. Правда, условия для этого довольно спартанские – перед каждым телевизором всего по два кресла и одному дивану, так что особенно рассиживаться не приходится. Между прочим, эти кресла и диваны – единственные на базе, в остальном везде используются только стулья.
Отдельно хочется сказать о бассейне, который примечателен не только своими довольно внушительными размерами (примерно 15 на 6 м). Во-первых, в одной из стенок бассейна расположены смотровые окна, чтобы во время занятия тренер или врач могли детально наблюдать за тем, как футболист выполняет то или иное упражнение. А во-вторых, бассейн этот – с двойным дном. «Верхнее» дно поднимается и опускается – таким образом можно, не спуская воду, быстро создавать глубину, необходимую в данном конкретном случае.
ПРОЗРАЧНОСТЬ ВО ВСЕМ
Отмечая особенности футбольного центра «Арсенала», стоит, наверное, подробнее остановиться на упомянутом выше принципе «прозрачности», которым руководствовался Арсен Венгер при подготовке проекта. Фактически вся стена здания, выходящая на тренировочные поля, остеклена. А поскольку именно в этой части находятся все помещения для занятий внутри базы, то где бы кто ни находился во время тренировочных занятий, – каждый может видеть, чем занимаются другие. «Во время тренировок все должны быть как на ладони» – это одна из составляющих тренерской философии французского специалиста. Таким образом, из тренажерного зала или бассейна всегда можно наблюдать за занимающимися на «поляне», и наоборот. Более того, поскольку в тренажерном зале и бассейне даже потолки частично остеклены, с балкона столовой (она же, напомню, зал отдыха) можно следить за занятиями в этих помещениях. Нравится кому-то такая прозрачность или нет, никого не волнует: авторитет Арсена Венгера в «Арсенале» – вещь непререкаемая.
ДЕСЯТЬ КОПИЙ «ХАЙБЕРИ»
Говоря о футбольном тренировочном центре, конечно же, нельзя обойти вниманием такую его важнейшую часть, как футбольные поля. Их на базе «Арсенала» – десять, причем два из них – с подогревом. Все поля – натуральные, поскольку в Англии, стране традиционного консерватизма, к искусственным полям, будь они хоть какого -…надцатого поколения, отношение пока негативное. На базе «канониров» «синтетике» пренебрежительно отведена вспомогательная роль – искусственный газон покрывает все пространство между полями, а также дорожки.
Любопытно, что все десять тренировочных полей являются точной копией поля на «Хайбери» – домашнем стадионе лондонской команды. Причем это касается как размеров, так и качества газона. Это – тоже одно из требований Арсена Венгера. Учитывая, что в этом году «Арсенал» провел на «старине» «Хайбери» последний матч и переехал на новый стадион, можно предположить, что соответствующие изменения придется производить и на полях учебно-тренировочного центра: Арсен Венгер строго и ревностно следит за тем, чтобы его «детище» росло и развивалось в соответствии с принципами, заложенными его «родителем».