Василий Уткин: "А какой вообще Карпин?"
О том, каким «Спартак» должен быть, помнят все. Некоторые, вспоминая, с сарказмом приговаривают: «это вчерашний день», «так сейчас никто не играет». Ну, да это неучи. Так всегда можно было играть и всегда можно будет играть. И всегда, когда такая игра будет получаться, она будет влюблять в себя. А сейчас эта манерная игра-красавица исчезла, и для ее возвращения нужно сделать… Что?
ВЫЗОВ НАЧИНАЮЩЕГО МЕНЕДЖЕРА…
На поиски пускается очередной «Спартак». В котором очередной дебют очередного исполняющего обязанности главного тренера…
Никто не знает, что он за тренер и тренер ли вообще. Наше мышление устроено так, что нужна хоть какая-то, хоть плевая, отправная точка. Точка опоры. Мы привыкли льстить себе, что, когда ее находим, то уже можем перевернуть Землю. Вот только никогда этого не происходит. И знаете, почему? Потому, что она прекрасно вращается сама.
Какой Карпин тренер? А какой Карпин менеджер? А какой вообще Карпин?..
В этих рассуждениях мы не продвинулись ни на шаг за всю эту неделю. И не продвинемся дальше, если не посмотрим на ситуацию с другой стороны. С единственно возможной на самом-то деле. Со стороны вызова, который брошен Карпину… Кем, кстати? Жизнью. Ну, не Леонидом же Арнольдовичем Федуном. Тот разбрасывается подобными вызовами, и вот они-то как раз друг от друга совершенно не отличаются.
Нет, это правда удивительно. Карпин всего полгода работал в клубе генеральным директором. И сейчас мы говорим: какой же он тренер, он ведь менеджер. А он не тренер и не менеджер, да кто это вам вообще сказал? Это не профессиональный вызов.
Это прежде всего вызов личности.
Карпин еще и сам не решил, кем он будет. Год назад, когда я вдруг услыхал, что оказавшееся в беспросветном тупике спартаковское руководство предполагает обратиться к нему, я немедленно проверил эту информацию – и выяснил, что и вправду будет так. Ну, скорее всего, будет… В чем можно быть уверенным в «Спартаке», кроме того, что он играет в красно-белой форме? Да ни в чем.
Я сделал все, чтобы встретиться с ним неофициально. Это было несложно – Карпину совершенно нечего было скрывать. На самом деле, помимо того, чтобы повидаться, у меня был один-единственный вопрос. Я хотел узнать, а когда, при каких обстоятельствах Карпин решил, что в новой футбольной части своей жизни он будет управленцем, а не тренером.
А он сказал, что ничего на этот счет и не решал пока.
СОСТОЯВШЕГОСЯ ИГРОКА…
Какой он тренер?
А каким он был, собственно, игроком? Крепкий малый, подвижный, выносливый. Вообще без техники. Мячик коленями водил. Он и сам это со смехом вспоминает. Для того чтобы стать игроком уровня национальной сборной, отыграть в испанской примере больше десяти лет и уйти в 36-летнем возрасте под аккомпанемент настойчивых просьб остаться, у него было, между прочим, гораздо меньше, чем сейчас для тренерской работы. Но он же стал Игроком. В самом, кажется, технически изощренном чемпионате Европы.
Тоже вызов личности. И сегодня мы констатируем: карьера Карпина-игрока с ее предысторией и итогом – свершившийся факт. Свершившийся факт и полная ассимиляция человека в новой стране. Карпин очень быстро и легко стал одним из самых популярных экспертов на испанском телевидении. А там эксперты не как у нас. Там все, кто без работы в данный момент, готовы анализировать картину происходящего. Первые испанские звезды-игроки недавнего прошлого. Лучшие тренеры – они ведь тоже время от времени теряют работу…
…ИЛИ ВСЕ-ТАКИ ТРЕНЕРА?
А вот про Владимира Григорьевича светлой памяти мы всё знали как о тренере. И про Александра Старкова – тоже. А про Станислава Черчесова мы знали даже, что у него был целый год подготовки своего прихода как тренера. И что? Помогло вам, друзья, это знание?
И все-таки мне кажется, что про Карпина мы на старте знаем больше. Вот так же возвращались в нашу страну и другие – Игорь Корнеев, например. Незаменимый сейчас человек, на своем месте. Бородюк тоже – его и поругать успели за несколько отказов от самостоятельной работы в клубах (в федорычевском «Динамо», к примеру).
Просто теперь его очередь и его вызов. Рискует он сильнее их всех.
Но, знаете, для того, чтобы надеяться на этого парня, мы знаем более чем достаточно. А шансы? Шансов у каждого следующего тренера «Спартака», как бы его ни звали и что бы ни было у него за спиной, все меньше. Потому, что болото – все глубже. Тут тянуть надо, а не регалиями блистать.