Ринат Ахметов: "Где есть родственники, там начинается коррупция"
Праздник праздником, а президенту ФК "Шахтер" Ринату Ахметову в течение двух дней пришлось выдержать шквал обрушившихся на него вопросов. В субботу многочисленные журналисты, прибывшие из различных уголков страны, в течение нескольких часов осаждали президента "Шахтера". Сутки спустя Ахметов продолжил общение, пригласив гостей на спортивную базу "оранжево-черных".
Футбол - страдание
- В футболе должен быть "средний класс". Вот сейчас вы ощущаете разницу: в стране есть один-два клуба, которые намного опережают остальных. Чемпион-то более-менее заранее уже известен. Поэтому у нас должно быть пять-шесть клубов, между которыми создалась бы нормальная конкуренция, а победителя мы бы узнавали только в финале. Кстати, для меня футбол - это страдание. Я теряю после каждого матча 2,5 килограмма.
- Вас часто раньше упрекали в том, что в "Шахтере" играют много легионеров...
- Не важно, какой ты национальности, важно, что ты работаешь на наш футбол, на Украину. Я вот был первым президентом, который пригласил в качестве тренера иностранного специалиста. Ведь раньше мы Лобановскому проигрывали еще до матча, а со Скала мы с ним впервые стали чемпионами Украины. Потом моему примеру последовали и другие президенты клубов.
- Можете сказать, что уже нашли своего тренера?
- Настоящее нашего клуба - это качественные футболисты и квалифицированные тренеры. Мы начали инвестировать деньги в развитие детско-юношеского футбола, начали инвестировать в покупку сильных футболистов, которые могут усилить игру нашей команды и начали приглашать тренеров, которые способны побеждать. Да, на начальном этапе была частая смена тренерского состава. Сейчас мы увидели, что Луческу - это тот специалист, который дважды выиграл чемпионат Украины. Пока он работал с "Галатасараем" - эта команда была чемпионом страны. Начал работать с "Бешикташем" - чемпионом стал этот клуб, который до этого семь или восемь лет не выигрывал первенства Турции. Он ушел оттуда, и мы не видим "Бешикташ". Недавно мы играли в Турции, и весь стадион устроил овацию: "Луческу, мы тебя любим". Это была трогательная картина. Он оставил о себе добрые впечатление своей работой. Я считаю, мы нашли "своего" тренера, потому продлили с ним контракт.
От миллиона до 85
- А кто вообще посоветовал вам заняться футбольным клубом "Шахтер"?
- В 1995 году погиб мой друг Александр Сергеевич Брагин. Меня после этого просили очень многие сделать этот шаг, в том числе и супруга Александра Сергеевича. Я очень долго над этим думал. В течение года. Ведь это была большая ответственность. Свое согласие стать президентом футбольного клуба я дал 11 октября 1996 года. Тогда ведь он находился на балансе города, а его нужно было содержать. Годовой бюджет в то время составлял 1 миллион долларов., а сейчас, кстати, 84,5 миллиона. В том году мы создали "Донгорбанк", который скупал недооцененные активы и неблагополучные предприятия. Я ведь свой бизнес делю на три периода. С 1992 по 1995 год - неформальный бизнес, 1996-2000 - становление бизнеса, с 2000 по сегодняшний день - это этап прозрачности. Вот в 1996 году я и стал вкладывать деньги в клуб.
- Какой цифрой описывался бюджет "Шахтера" на второй-третий год после того, как вы его возглавили?
- Три-четыре миллиона долларов. Это было не очень много. Выиграть чемпионат с таким бюджетом просто смешно. Для этого нужно быть волшебником. С деньгами команду можно не сделать, а без денег ее сделать невозможно.
- У "Динамо" тогда был бюджет выше?
- Конечно. У них уже была база. Нам было сложно конкурировать с киевлянами. Мы приглашаем футболистов в Донецк, они выбирают, куда ехать. "Мы хотим в Москву, мы хотим в Киев. Какие у вас амбиции, какие ставите перед собой цели, за что вы будете бороться? Я считаю себя сильным игроком, хочу играть в еврокубках, хочу прогрессировать?" Для того чтобы приглашать людей, мы должны были создать такие условия и предложить контракт на 20-30% лучше, чем киевское "Динамо" или московские клубы. Сегодня мы делаем это спокойно. Сегодня люди узнают, что ими интересуется "Шахтер", они едут в "Шахтер". Если "Динамо и "Шахтер" интересуются одним и тем же футболистом, думаю, киевлянам будет нелегко выиграть у нас этот трансфер.
- На что вы можете пойти ради успеха. Девиз: "Цель оправдывает средства" - ваш девиз?
- Нет. Мой девиз: успех состоит из трех составляющих - любить, верить и знать. Футбол я люблю. Если ты любишь дело, то ты будешь заниматься им 24 часа в сутки. В победу нужно верить. Если ты в нее не веришь, как можешь убедить соратников, чтобы они тоже верили? И, наконец, знание пути, который приведет к успеху. Вот моя формула.
Виновен штраф!
- Ваши футболисты нарушают режим?
- Все зависит от того, насколько это влияет на игру, на результаты команды. Они - профессионалы и подписывали контракт. А контракт у нас очень жесткий. А раньше бывало всякое. Я помню, как в 1999 году я вел переговоры с Анатолием Бышовцем. 30 марта мы подписали соглашение с Алексеем Бахаревым, даже не успев представить его в качестве игрока "Шахтера". 1 апреля был отправлен в отставку Валерий Яремченко, а на следующий день мы с Бышовцем уже были на базе. Она тогда была в плачевном состоянии: топили дровами, углем... Бышовец посмотрел на это все и начал сомневаться: "Давайте подпишем контракт на полгода, а потом, если вы выполните все условия, мы продлим его еще на полтора года". А тут еще и Бахарев усилил эффект. Он у нас любил нарушить режим, а тут не знал, что я приеду на базу, и на наших глазах в нетрезвом виде промахнулся мимо двери...
- Сами выпиваете?
- Нет.
- Никогда?
- В последнее время мистер Луческу рассказывал мне о пользе белого вина. Как узнал, какой у меня стресс после игр, что я хожу по незнакомым городам, разговариваю с деревьями, так и сказал, что для здоровья лучше немного белого вина.
- Этим летом будете приобретать новых футболистов?
- Нет. Наша команда хорошо укомплектована, поэтому будем играть теми футболистами, которые есть сейчас.
- А продавать?
- Сейчас мы занимаемся поиском клуба для Звонимира Вукича и одного из иностранных вратарей.
- Тимощука в "Динамо" продадите?
- Нет, в "Динамо" я его не продам ни за 10, ни за 20, ни за 50 миллионов.
- А за 60?
- А за 60 подумаю, - усмехнулся президент ФК "Шахтер".
- Ваши сыновья записались в школу юных футболистов "Шахтера"?
- Когда была создана футбольная школа "Шахтера", то я увидел, что у нас там нет талантов, потому что там начали учиться дети одних известных родителей, других, а мне не это нужно. Мне нужна талантливая молодежь. И вот когда я узнал, что мой старший сын записался в школу "Шахтера", то сразу его оттуда выгнал. Пусть идет в любую другую спортивную школу, только не в "Шахтер". Сын плакал. Он, действительно, серьезно занимается спортом. Все на меня обиделись. Вся моя семья против меня ополчилась. Моя мама на меня ополчилась: "Ребенок плачет. Уходи сам из "Шахтера", а он пусть занимается". Моя позиция такова - тренера не стоит заставлять выбирать, кого взять в команду - талантливого мальчика или моего сына. Так нельзя. Смотрите, на моих предприятиях не работает ни одного моего родственника, потому что где есть родственники, там начинается коррупция.