"Шахтеру"-84 судья отомстил за сбитый над СССР "Боинг"
Пробившись в четвертьфинал Кубка УЕФА, футболисты "Шахтера" тем самым повторили наивысшее достижение клуба на европейской арене, которое датировано сезоном-1983/84. Тогда горняки дошли до 1/4 финала Кубка Кубков. В 1/8 "Шахтер" переиграл крепкий по тем временам швейцарский "Серветт" (1:0, 2:1) и вышел на "Порту".
Большинство специалистов заявляли, что пиренейцы должны победить "малой кровью". Оно и понятно: цвета "Порту" защищали семь игроков сборной Португалии, среди них обладатель "Золотой бутсы" предыдущего сезона Фернанду Гомеш. Но наши болельщики вспоминали другое: как годом ранее сборная СССР не оставила камня на камне от хваленой португальской защиты, почти полностью составленной из игроков "Порту" — 5:0!
И "Шахтер" забил в ворота "Порту" уже на 6-й минуте первого матча! Но... Пройти в полуфинал по итогу не удалось. В Португалии горняки вели 2:0 (после передач Грачева забили Морозов и Соколовский), но уступили 2:3. А затем в Донецке открыли счет (Грачев), но закончили 1:1.
Футболисты того состава "Шахтера" особенно "трепетно" вспоминают арбитра первого матча против "Порту" — ирландца Джон Карпентера. "В те времена к спортсменам из Советского Союза многие судьи относились предвзято, — говорит Сергей Ященко. Об этом говорено-переговорено, но поверьте мне, эти факты имели место. — Матч в Португалии мы начали очень хорошо и к 30-й минуте выигрывали 2:0. Но затем свое веское слово сказал судья, который явно симпатизировал хозяевам. Перед самым перерывом он назначил в наши ворота пенальти — настолько спорный, что местное телевидение даже не стало показывать повтор этого момента!"
"Нас просто "убил" судья первого матча, — сказал "Сегодня" Михаил Соколовский, капитан "Шахтера" 1980-хх. — Помню, выхожу один на один, меня сзади "срубает" защитник. Это фол последней надежды, мгновенное удаление. А судья этому грубияну даже карточку не показал. А пенальти в наши ворота?! Португальца сбили метра за два до линии штрафной, а он, падая, закатился в штрафную... Сколько я играл, такого безобразного судейства не припомню".
Причем это была даже не предвзятость, а откровенная ненависть. Арбитр был не конкретно против "Шахтера", а против всей советской системы. Для него красный флаг, как тряпка для быка. А к тому времени еще не улеглась шумиха вокруг сбитого южнокорейского самолета (в сентябре 1983 года советским истребителем был сбит пассажирский "Боинг", залетевший в воздушное пространство СССР. — Авт.). Так вот судья относился к нам так, будто это именно наша команда сбила тот самолет.
"В ответной игре мы просто обязаны были побеждать, — продолжает Соколовский. — Вели 1:0, и если бы Ященко забил... Я делал подачу со штрафного, а Сергей бил в упор головой. Он потом часто говорил: "У меня такого в жизни больше не было, чтобы я с двух метров не попал в ворота". Там вратарь упал еще до удара, а Ященко попал ему в ногу. Если бы счет стал 2:0, то все закончилось бы.
И самое обидное, что дальше нам попадался бы шотландский "Абердин". Они были такие же "силовики", как и мы. У них высококлассных футболистов почти и не было. "Порту" победил шотландцев в обоих матчах. Думаю, что и мы смогли бы пройти "Абердин", и вышли бы в финал".
"У меня до сих пор стоит перед глазами тот стопроцентный голевой момент, который я не реализовал в ответной игре с "Порту", — говорит Ященко". — Мне никто не мешал, я бил в упор и попал португальскому вратарю в ногу. Чуть-чуть бы в сторону — и быть голу. Мы ведь к этому времени выигрывали 1:0, если бы забили второй мяч, то победу бы уже не упустили. А так сработала известная истина "не забиваешь ты — забивают тебе". "Порту" сравнял счет и вышел в полуфинал".
"Мы могли пройти португальцев, — считает экс-защитник "Шахтера" Александр Сопко. — Но если говорить без эмоций, "Порту" был сильнее нас. В первой игре они нас просто недооценили поначалу. А потом, когда они включили полные обороты, у нас косточки затрещали. Против нас играла половина сборной Португалии, которая через три месяца стала бронзовым призером чемпионата Европы".