Карло Николини: Испытания сделают нас более сильными
Тренер по физподготовке "горняков" рассказал об условиях, в которых сегодня работает команда, расквартировавшаяся в Киеве.
– Карло, из-за военного конфликта в Украине команда оказалась, мягко говоря, в крайне непривычной для себя ситуации. Сказался ли этот факт на тренировочном процессе?
– Да, обстановка очень сложная. К сожалению, "Шахтер" не может ничего изменить. Но что касается непосредственно нашей работы, мы пытаемся искать наиболее подходящие решения и находить максимально комфортные условия для тренировок. Президент, как всегда, прилагает все свои силы, чтобы у нас было только самое лучшее. А мы, в свою очередь, стараемся адаптироваться насколько это возможно, разъяснять ситуацию футболистам в первую очередь с психологической точки зрения. К счастью, нам повезло, у нас очень хорошая работа, поэтому мы должны действовать профессионально. Хотя это непросто. Потому что здесь, в Киеве, все не так, как в Донецке: другие условия для тренировок, отдыха, масштаб поддержки болельщиками… Однако такова ситуация. И в этих условиях мы стараемся проявить характер даже сильнее, чем обычно! Стремимся подтвердить свой профессионализм, высокий уровень адаптации. Ну и, естественно, надеемся, что наш победный дух, как и всегда, о себе громко заявит!
– То есть тренировочный процесс по сути остался прежним?
– Он не претерпел серьезных изменений, так как мы уверены: все, что делали ранее, абсолютно эффективно и правильно. Полагаю, результат говорит сам за себя. Правда, в Киеве мы нашли кое-какие новые решения, потому что непросто добираться на тренировку на автобусе каждый день. Но дело даже не в этом... Для меня как для тренера по физподготовке большую сложность представляет восстановление, так как перелеты занимают в два раза больше времени, чем обычно. Плюс тот факт, что абсолютно все матчи фактически проводятся на выезде. Поэтому в последнее время нам приходится больше работать над восстановлением, над профилактикой травм, необходимо уделять большее внимание деталям.
– В данный момент занятия проходят на открытом стадионе, где могут присутствовать болельщики. Но ведь в идеале тренировки должны проводиться в закрытом режиме. Как вы думаете решить эту проблему?
– Да, и это не только вопрос закрытости. Тренировки проходят в городе, который в абсолютном большинстве болеет против "Шахтера" – в плане спортивной поддержки. Сегодня в нашем распоряжении два поля, мы стараемся больше тренироваться на второй площадке – в Святошине, которая находится в более закрытом и уединенном месте. Пытаемся найти оптимальное решение и в связи с постоянными пробками на дорогах. Во время тренировок на стадионе имени Банникова мы, наоборот, делаем упор на физические нагрузки. Но это не значит, что мы боимся людей, которые приходят и изучают нас! Здесь больше вопрос концентрации. Когда вокруг много незнакомых людей, она может снижаться. Поэтому наши усилия на тренировках направлены на внимательность и интенсивность, так как и Мистер, и я стремимся к достижению стопроцентной отдачи.
– Мистер как-то сказал, что проблема присутствия зрителей на протяжении всей тренировки также осложняет наработку секретных комбинаций и связок, которые есть у каждой команды.
– Это больше касается работы Мистера. Мои же обязанности иные. Но в плане физподготовки я также предпочитаю работать в закрытом режиме, чтобы посторонние глаза не видели, как мы наращиваем кондиции, какие упражнения выполняем. Однако это лишь физический аспект. Мистер же еще занимается и тактикой, техникой, взаимодействием на поле, стандартами… В этом плане присутствие незнакомых людей нежелательно. И, повторюсь, концентрация не та.
– Вы упомянули важность психологической составляющей в условиях войны в стране...
– Предвижу вопрос. Нет, психолог команде не нужен. Так как текущая ситуация всем понятна. Мы как персонал до сих пор не испытывали каких-либо проблем в этой связи. Вряд ли такой специалист существенно что-то изменит. Наоборот, это может стать сигналом того, что у команды проблемы, которых на самом деле нет! Условия непростые, но не до такой степени, чтобы обращаться за помощью к психологу.
– А что можете сказать по поводу качества полей?
– Наши ребята из Донецка уже довольно давно и упорно работают тут над качеством газонов. К счастью, у нас в Киеве только два поля, а не три или четыре, как на базе "Кирша". Но, увы, здесь нет всего того оборудования, которое имеется в наличии в Донецке. С другой стороны, этим полям некогда "отдыхать от игр", плюс нет широкой бровки для интенсивной физподготовки, как на более современных газонах. В этом плане мне постоянно приходится находить альтернативные решения, чтобы покрытие не изнашивалось, ведь это может негативно отразиться на эффективности тренировок.
– А тренажерный зал?
– Пока мы не нашли подходящего решения. Здесь, в гостинице, хороший зал и оборудование, но места маловато. Потому что он предназначен для проживающих, а не для футбольной команды. Обычно я занимаюсь с двумя группами. А тут мне приходится работать с четырьмя группами за день. То есть, у меня и у персонала на это уходит в два раза больше времени. Для нас это не проблема. Но для игроков, как для единой группы, это не совсем нормально. Поэтому мне пришлось принять такое решение: занимаются по очереди 4 группы по 8 футболистов.
– Вы сейчас подыскиваете другой тренажерный зал?
– Мы постоянно ищем альтернативные решения, этим в клубе занимаются администраторы. Когда мы приехали во Львов, наши специалисты нашли очень хороший зал, там мы работали с двумя группами, как это обычно делаем на физподготовке. Здесь, в Киеве, тоже пытаемся найти. Если не получится, то продолжим тренировки по текущему графику в гостинице. То есть еще раз подчеркну: и в плане поля, и в плане тренажерного зала мы находимся в постоянном поиске оптимального решения. В то же время осознаем, что в этом году нам необходимо пройти адаптацию без споров, стрессов, чтобы не усложнять и без того непростую ситуацию.
– Вы также обычно используете плавательный бассейн, здесь он есть?
– Как я говорил ранее, наибольшую трудность представляет восстановление. У нас нет здесь таких же, как в Донецке, бассейна, сауны, массажного кабинета, восстанавливающего и терапевтического оборудования. Поэтому трудности есть. Но, повторюсь, клуб, и в первую очередь президент, прилагает максимум усилий, наряду с нами, техническим, медицинским персоналом и игроками, чтобы в этих условиях обеспечить наилучший результат. От каждого требуются лучшие качества, характер, дух адаптации, большая сплоченность и дружелюбие, чтобы команда стала еще сильнее, чем раньше.
– Каково, по вашему ощущению, общее настроение в команде на данный момент?
– Настроение необычное. У нас отличная работа, все условия для нее, но мыслями мы в Донецке, с семьями, друзьями, где ситуация каждый день изменяется. Поэтому нам тяжело полностью сконцентрироваться, и это тоже создает дополнительное напряжение для игроков. Работа и повседневная жизнь взаимосвязаны. Поэтому возникают осложнения. Но мы не жалуемся, а стараемся сделать больше, чем раньше для достижения результата.
– "Шахтер" проходит через серьезное испытание для команды. Для вас как для тренера это тоже своего рода вызов?
– Любая ситуация делает нас более зрелыми. Сейчас нам выпало пройти испытание иного рода. Как тренер уверен: мы готовы к любым трудностям. Конечно, данный опыт сделает нас более сильными и гордыми, потому что работа в таких условиях требует дополнительных усилий. Мы верим в себя. И я убежден, что мы можем достичь результата даже в такой непростой ситуации.