Олег Матвеев: "Пришел Ахметов - и мы поверили в победу над "Динамо""
Олег Матвеев, супербомбардир 90-х, стал последней легендой, встречу в которой для болельщиков "Шахтера" организовали сотрудники клубного музея. На этой встрече побывал и "Террикон", и сегодня мы по доброй традиции представляем на ваш суд запись некоторых высказываний Матвеева, сделанных в этой дружеской обстановке.
Фото ФК "Шахтер"
Ростовчанин-чемпион
Сам я из Ростова. Футболом хотел заниматься, сколько себя помню. Родители были не против, сами отвели меня в секцию. Хотя сначала они меня отвели на гимнастику, но там я быстро понял, что оно не мое. С 6 класса учился в спортивном интернате, оттуда меня взяли в юниорскую сборную СССР на чемпионат мира 1987 года, проходивший в Канаду. Команда у нас составилась очень хорошая, из известных впоследствии людей назову Никифорова, Беженара, Мороза, Кирьякова. И нам удалось взять "золото". Я забил в том турнире два гола с игры и еще один – в серии послематчевых пенальти в финале с Нигерией.
Ощущения от этой победы были невероятными! Казалось, что выше уже быть ничего не может. В ростовском аэродроме меня встречали, как космонавта – человек сто: родители, родственники, друзья, просто болельщики. Очень приятно было! Казался себе настоящей звездой. Скоро эта звездность прошла, все вошло в обычную колею…
После чемпионата меня забрали во взрослый футбол - в "Ростсельмаш", игравший в первой лиге. А когда достиг призывного возраста, в Ростове появился тренер киевского "Динамо" Коман, которого прислал Валерий Васильевич Лобановский. И на четыре года я стал игроком этого клуба. Это был, конечно, высочайший уровень, а сам Лобановский – такой авторитет, что нам, молодым пацанам, уже при одном взгляде на него становилось страшно. Нагрузки в Киеве были серьезные, конечно, хотя и не такие запредельные, как сейчас кое-кто любит расписывать.
Из "Динамо" меня и взяли в "Шахтер". Я слышал, что это стало частью операции по привлечению в Киев Сергея Реброва, но официально мне об этом при переходе никто не говорил. Шел 1992-й год. Тогда переходы из "Шахтера" в "Динамо" или наоборот не воспринимались как что-то сверхъестественное – не было еще такого накала противостояния. Это сейчас никакой игрок "Шахтера" в Киев не пойдет, ни за какие деньги. А тогда… Мне позвонил Валерий Иванович Яремченко, сказал, что заинтересован во мне как в игроке. И я согласился – в "Динамо" такой перспективы у меня не предвиделось.
Кубковые высоты
Больше всего за годы выступления в "Шахтере" запомнились два выигранных Кубка Украины – 1995 и 1997 годов. Первый, пожалуй, дался потруднее. "Днепр" тогда был посильнее "Шахтера", стабильно финансировался, экипированы были прекрасно – на игру приехали все в клубных костюмах, а мы – кто в чем. И поначалу как-то слегка растерялись, пропустили гол. Но за счет шахтерского характера мы смогли сравнять счет и выиграть по пенальти. Хотя у "Днпра" уже и банкет победный был заказан, настолько в нас никто не верил. Ну, второй Кубок мы взяли уже легче – тогда у нас и команда была посолиднее, да и игру тренеры поставили симпатичную.
Если брать отдельные особо запомнившиеся голы, то здесь выделить что-то уже труднее. Хотя, наверное, важных голов было много. Помню, забил ключевой гол киевскому "Динамо" на выезде… В общем, есть что вспомнить.
Другое дело – Европа… Там было существенно тяжелее, чем в Украине. Помню первый матч в еврокубках – с "Лиллестремом". Как только вышли, сразу стало понятно: это совсем другой футбол! Настолько обстановка была непривычной, давящей, что уже как-то не до футбола стало. Очень не хватало международного опыта в наших первых матчах. Играли вроде и на равных, старались – но в какой-то момент не делали того, что было надо. Просто не чувствовали, что надо сделать. Еще раз повторю: не было европейского опыта. Его "Шахтеру" еще предстояло приобрести. Но все дальнейшие успехи команды начинались именно тогда, с нашего разгрома в Норвегии 1:4, который невозможно вспоминать спокойно…
Вообще, матчей, которыми я остался недоволен, довольно много. Но они у всех игроков бывает, даже у Месси и Роналду. Иногда даже трудно объяснить, в чем дело – вроде и подготовился неплохо, и состояние хорошее. Но вот как не пойдет игра с самого начала – и все. Иногда защитник попадается "неудобный". Лично мне сложнее всех было играть против Лужного. Его многие боялись – хотя "боялись", не то слово, скорее, уважал его квалификацию. Вот был непроходимый защитник!
Считаю, к неудачам надо относиться без лишних эмоций. Иногда бывают очень неприятные моменты, и я их помню до сих пор, но зацикливаться на них не стоит, только себе же хуже сделаешь. Не могу сказать, что я совсем равнодушно к этому отношусь. Мне кажется, у меня трезвая самооценка, и причины неудач всегда тоже понятны, и ясно, как с этим бороться. Стараюсь подходить к этому вопросу спокойно.
Лучшая команда
- Сезон 1996-97 был первым при новом президенте клуба. С его приходом команда как-то сразу поверила в свои силы, это сразу же сказалось на игре – и быстро улучшились результаты. Он очень часто с нами общался. Тогда главная задача ставилась – опередить "Динамо", а с Киевом было тяжело соперничать в те годы. И по составу, и по игру "Динамо" нас превосходило. Ринат Леонидович, приезжая на базу, старался внушить нам главное – чтобы мы поверили в то, что мы можем победить любого соперника в Украине. Так что борьба за первое место начиналась уже тогда. Такое близкое общение президента с командой было еще в диковинку, и нам было очень приятно, что он чувствует наши проблемы, нашу жизнь, старается сделать все для нас.
Тогда я стал лучшим бомбардиром чемпионата, забил 21 гол. Перед сезоном я не ставил себе задачу обязательно забить больше всех. И никто такую задачу не ставил. Так просто получалось, что я постоянно был в боевой форме, и подбор футболистов в команде оказался очень сильный. Не то, чтобы ребята играли на меня – но так получалось, что забивал я постоянно. Просто делал свою работу - а в конце сезона оказалось, что я – лучший бомбардир. Конечно, без команды, без партнеров я бы этого не добился. Особенно помогли наши реактивные края – Орбу и Зубов. Но вообще, тогда у нас, наверное, была лучшая команда за все 90-е годы. Даже не могу сказать, с кем из них удобнее всего игралось. А вот человеческие отношения наиболее близкие сложились с Сергеем Поповым, Геннадием Орбу, Игорем Леоновым.
Вот меня спрашивают, в чем секрет штрафных ударов, закрученных над стенкой, благодаря которым я забил немало голов… Даже не знаю, что сказать. Конечно, я оставался после тренировок, отрабатывал штрафные, бил Димке Шуткову, спасибо ему. Но как-то специально этот удар не ставил. Наверное, было дано от природы. Бил я не сильно, но точно – обводящим ударом над стенкой, и ближний угол.
Иногда бывали особо удачные дни, удавалось сделать "тех-трик" или "покер". Что нужно, чтобы такое случилось? Мне кажется, просто стечение обстоятельств. Нападающий ведь на каждый матч выходит с задачей забить гол, а если получится – и два, и три, и четыре. Другое дело, что получается не всегда. Я всегда играл, как мог, старался, чтобы победила команда. А иногда по разным причинам получалось забивать и три, и четыре.
В те годы "Шахтеру", да и другим клубам, в чемпионате Украины чаще удавались разгромы. Наверное, потому, что тогда уж слишком неравными были силы, слишком велика разница между лучшими и худшими. Да и игра тоже изменилась за эти годы, стала более сконцентрированной…
Немного о тренерах
Все тренеры, работавшие с "Шахтером" при мне, были по-своему сильными. Плохих бы сюда не пригласили. Отдельно скажу о Валерии Ивановиче Яремченко. Для нашего поколения он был не просто прекрасным специалистом – он был как отец.
Не могу ничего плохого сказать и о Бышовце. Иногда говорят, что у него пошел разлад с командой, и его просто "ушли". Я так не думаю. Бышовец был нормальным человеком, не тираном. Ну, с кем-то он, может, и не ладил, так в любой команде бывает. Просто есть тренеры, которые дают результат, а у кого-то не получается. Именно в определенной команде – хотя Бышовец успешно работал во многих местах, доказывая свою квалификацию.
У "Шахтера" были очень разные по характеру наставники. Виктор Евгеньевич Прокопенко – тот был поспокойнее, хотя иногда мог и прикрикнуть… Каждый из них что-то дал команде, и о каждом нужно вспоминать с благодарностью.
Светлое будущее
Сейчас как тренер-селекционер я в основном занимаюсь Украиной. А раньше много приходилось ездить и за границу, порой месяцами жили в Бразилии. Элано, Фернандиньо – все наши "клиенты". Это сейчас у "Шахтера" за границей свои представители, в том числе и в Бразилии. Конечно, выбирая игроков, подходишь к ним сквозь призму своего личного футбольного опыта. Оцениваешь скорость, технику, быстроту мышления. Тех, кто, по нашему мнению, подходит для "Шахтера", рекомендуем руководству. Окончательное решение – всегда за ним, естественно.
В академии "Шахтера" очень много талантливых футболистов. Вы посмотрите, как играла в этом сезоне наша команда -19 в Лиге чемпионов! Из этого состава человек 5-6 смело уже могут играть в главной команде! Я думаю, со временем это и случится. Если говорить об уже сложившихся украинских игроках других клубов, то, думаю, "Шахтер" бы явно усилил Коноплянка. Хачериди? Возможно, он бы и составил конкуренцию нынешним защитникам команды. Но, честно говоря, не того уровня это игрок, чтобы "Шахтер" мог так уж жаждать его заполучить.
Сейчас у "Шахтера" – очень перспективный состав. Он может дойти и до финала Лиги чемпионов, просто ему нужно дать несколько лет, чтобы футболисты сыграться. Вот прошлым летом в команду пришло несколько человек. Все – отличные футболисты! Это будущие звезды, без сомнения. Вы вспомните, что было лет шесть-семь назад. Кто тогда думал, что бразильцы, которых тогда брал "Шахтер", станут звездами мирового класса? А посмотрите сейчас на Фернандиньо, на Виллиана. Если бы "Шахтер" смог каким-то образом сохранить их всех – я уверен, команду уже дошла бы до финала Лиги чемпионов. То же самое и сейчас. Ребята молодые, сейчас они оботрутся – и не буду удивлен, если из них получится команда не хуже. Хотя, конечно, в Лиге чемпионов многое зависит от жребия.
Чего не хватает нынешнему "Шахтеру"? Может быть, более высокого процента реализации голевых моментов. При этом, я бы не стал все сводить к критике Луиса Адриано.На самом деле, он забивает не мало, у него очень приличная статистика, он уже в пределах сотни голов за "Шахтер" провел. Он отличный командный игрок. Да, процент реализации у него низковат. Но свое дело он хорошо делает. Да и вся команда тоже старается. Я-то знаю, сколько они тренируются, как отрабатывают удары. Иногда не получается, это да. Но в конце сезона, я думаю, "Шахтер", как всегда, будет первым!
Я, честно говоря, очень расстроен поражением от "Виктории" в Кубке УЕФА. Ведь все были уверены, что "Шахтер" пройдет – и по игре, так оно и должно было быть. Даже не знаю, как это объяснить… Вроде бы и старались. И недооценка, если и была, не могла сыграть такую большую роль. Судья, конечно, отработал не в нашу пользу. Но рационального объяснения этому все равно не найти. Такие необъяснимые катастрофы иногда случаются. В этой ситуации важно успокоиться и довести до победы выступления в чемпионате Украины, который все-таки возобновляется. Здесь все в руках игроков "Шахтера".
О продолжении
Надеюсь на то, что сын сможет продолжить мое дело. Сейчас ему 17 лет, характер у него такой же – добросовестный, трудолюбивый. Может, у него пока и не так получается, как у меня в его возрасте, но надеюсь, он себя еще проявит. Стараюсь ему помогать советом, где только могу. Посмотрим…
Записал Евгений Ясенов, "Террикон"