Александр Долгополов: движение встречных курсов
Украинский теннисист Александр Долгополов в интервью terrikon.com рассказывает о планах на новый сезон, системе начисления очков, тратах и призовых, номерах в гостиницах и прочих нюансах жизни теннисиста-профессионала.
- Саша, сезон активно набирает обороты: в Мельбурне отгремел первый "Большой шлем", на носу важные матчи Кубка Дэвиса, а за ними трудовые теннисные будни. Но для начала давай перенесемся на несколько месяцев назад – как ты провел свой долгожданный отпуск?
- Как ни странно, больше всего я люблю отдыхать дома. На протяжении почти всего года я нахожусь за границей, поэтому после окончания сезона всегда возвращаюсь в Киев с огромной радостью. Теперь сезон заканчивается на две недели раньше, благодаря чему у меня появилось достаточно времени и на отдых, и на подготовку.
- Насколько я знаю, в отличие от большинства коллег по цеху, к напряженному теннисному календарю ты привык едва ли не с пеленок. Восхищался кем-то в детстве?
- Это правда, папа тренировал Андрея Медведева, а я с трехлетнего возраста ездил по турнирам вместе с ними. Но, насчет кумиров мне сложно сказать…Я находился всегда рядом со знаменитыми игроками, которые просто нянчились со мной, как с малышом, где-то возле корта. Я привык с детства воспринимать их, как обычных людей.
- Многие отметили, что ты выглядел очень мотивированным во всех матчах, которые провел в этом году. Доволен предсезонной подготовкой?
- Да, в этом году я хорошо подготовился – за исключением четвертьфинала в Сиднее с Томичем, все матчи в Австралии я сыграл довольно хорошо. Немного не повезло с Шарди на Australian Open, но, если и дальше буду показывать такой теннис, думаю, вернуться в Топ-20 к концу сезона будет вполне реально.
- Полагаю, особым стимулом для тебя сейчас является твое нынешнее положение в рейтинге. 53-я строчка – определенно не то место, о котором ты грезил…
- Конечно, сейчас для меня очень важно подняться в рейтинге. В январе 2012-ого я был 13-ым, но в прошлом году не защитил очки и, как результат, потерял много позиций в зачете. Но никакой трагедии в этом я не вижу – сейчас мне практически ничего не нужно защищать, поэтому стоит хорошо выступить на нескольких крупных турнирах и дела заметно поправятся.
- Кстати, ты мог бы схематически описать, как именно происходит защита очков? Даже среди людей, активно интересующихся теннисом, немало тех, кто "плавает" в подобного рода технических вопросах.
- На самом деле, все не так сложно. Спустя год сгорают те очки, которые ты набрал в прошлом году. По сути, ты каждый год начинаешь с чистого листа. К примеру, если в прошлом году ты на каком-то турнире дошел до четвертьфинала, а в этом выбыл на один круг раньше, то очков, соответственно, станет меньше, и это теннисистов, конечно, совсем не радует.
- Однако, в итоговый зачет идут ведь не все турниры. Всегда есть вероятность, что, даже защитив и заработав очки, ты никак не улучшишь свой рейтинг.
- Конечно. Здесь уже все зависит от того, что ты защищаешь и как ты выступил на остальных турнирах. В зачет каждый год идет только 16-ть турниров, из которых 13-ть являются обязательными: это девятка "Мастерсов" и четыре турнира серии "Большого шлема". Остальные три – это те турниры, на которых ты набрал наибольшее количество очков по ходу сезона. То есть, скажем, если ты по 90-сто очков набрал на трех турнирах серии "АТР-250", то всё, что ты наберешь меньше этого показателя на оставшихся турнирах в году, никак на твой рейтинг не повлияет.
- Получается, если топ-игрок, к примеру, отыграл обязательные турниры, а также имеет три победы в соревнованиях категории "АТР-500", то на оставшиеся турниры он ездит только ради защиты очков?
- Получается, что да. Увеличить их количество он уже не сможет, а вот потерять очки – запросто. Ну и финансовый фактор, конечно же, никто не отменял.
- Правда ли, что менее престижные турниры конкурируют за успешных теннисистов и порой за одно лишь участие предлагают игрокам денежные поощрения вполне сопоставимые с призовыми?
- Да, такая практика существует. Чем лучше игроки, тем легче рекламировать турнир и продавать билеты. Если у тебя хороший рейтинг, и ты играешь на маленьком турнире, то можешь получать дополнительные бонусы. В зависимости от того, насколько велика разница между твоим статусом и статусом турнира, на котором ты играешь, это могут быть как деньги, так и дополнительные номера в гостинице.
- Номера в гостинице?! У игроков в туре бывают проблемы с квартированием?
- Не без этого. Дается всего один номер на турнир, где ты можешь бесплатно жить, начиная с субботы до конца твоего пребывания на турнире. Учитывая то, что в номере я живу один, а со мной ездит физиотерапевт и тренер – это может быть как папа, так и его бывший ученик, Стас Хмарский, который мне помогает, - этого, естественно, мало, поэтому приходится снимать дополнительный номер за свой счет.
- Интересно. Неужели и на турнирах "Большого шлема" организаторы не позаботились о родных теннисистов?
- На турнирах "Большого Шлема" все немножко иначе. Из-за огромного количества участников, организаторы не занимаются расселением. Каждому участнику просто выделяется около 200-сот евро в сутки, и он уже сам думает, в какой гостинице ему снимать номер и сколько на это дело выделять денег. Кто-то может экономить, но большинство игроков тратит сверх этой суммы, так как ездит со своей командой.
- Кстати, о тратах. Ты зарабатываешь деньги, но при этом и сам, по сути, являешься работодателем. Сальдо в конце сезона сам высчитываешь или пользуешься услугами бухгалтера?
- Нет, бухгалтера у меня нет (смеется). До копейки, конечно, я не считаю, но, по большому счету, все у меня в голове. В среднем каждый год я трачу на команду 250-300 тысяч долларов: это перелеты, текущие расходы, зарплаты…Что касается заработков, то в прошлом году я заработал на корте 500 с лишним тысяч, что в два раза меньше, чем в 2012 и 2011 годах.
- А рекламные контракты? Насколько весомым является их вклад в статью твоих доходов?
- Реклама – немалая часть заработка каждого теннисиста. Все контракты, а это в первую очередь "Adidas" и "Wilson", приносят мне в год около 500 тысяч. Но, опять-таки, здесь все зависит от результатов - при подписании отталкиваются того, каким ты заканчиваешь сезон предыдущий, поэтому в этом году сумма будет поменьше. Необходимо набирать очки и улучшать рейтинг.
- Расскажи, а как вообще игроки "АТР"-тура получают деньги? И каким образом работает система расчета налогов?
- Деньги после каждого турнира перечисляются в АТР, которая, в свою очередь, распределяет их по счетам игроков. Обычно зачисление происходит на второй-третий день после турнира, но иногда бывают и небольшие задержки. Что касается налогов, то они автоматически вычитаются из призовых, указанных на официальном сайте турнира. В основном, это 20-30 процентов, но есть и исключения – скажем, в том же Дубае подоходного налога нет.
- Саша, а ты согласен с тем, что путь в мир профессионального тенниса сродни игре в "русскую рулетку"? Ведь, лелея надежду сделать из своего чада второго Надаля или Федерера, многие семьи лишаются абсолютно всего.
- Конечно. Если ты изначально не миллионер, а из обычной семьи, то именно так все и происходит. Люди влезают в огромные долги, продают квартиры, пока в один прекрасный момент не понимают, что все без толку. Сами теннисисты очень редко хотят, чтобы их дети шли по их стопам.
- А лично твоей семье приходилось идти на какие-то жертвы?
- В мою карьеру родители вложили около полутора миллионов долларов. Отца много кто знал, поэтому удавалось брать большие деньги в долг, которые он потом частично отрабатывал. Никто не знал, буду ли я играть. Бывало, решалось еду ли я на турнир буквально за пару дней до его начала.
- Да уж, тяжела и неказиста жизнь начинающего теннисиста…
- В принципе, есть еще варианты со спонсорами. Но я не тот человек, кто будет бегать за кем-то и упрашивать. Как правило, контракты с так называемыми спонсорами подписываются уже от полной безысходности, так как условия, мягко говоря, очень невыгодные. Если ты попадешь в профессионалы, то вынужден до самого конца своей карьеры отдавать 20-ть, а иногда и 50-т процентов всех своих заработков.
- Погоди, но ведь даже статус профессионала далеко не всегда позволяет тебе самостоятельно обеспечивать свое существование, разве нет?
- В том-то все и дело. Многим, кто слабо разбирается в теннисе в это сложно поверить, но, если ты не стоишь хотя бы в Топ-150 рейтинга, то, действительно, остаешься в минусе. В "Челленджер"-туре значительно меньше призовые, практически отсутствует помощь от организаторов турниров, а благодаря рекламе игроки получают только лишь бесплатную экипировку. Ну а траты…Скидки на постоянные перелеты и прочее, естественно, никто не делает – даже если экономить, расходы составляют около 200-сот тысяч в год, а такие деньги заработать можно находясь хотя бы в районе сотни.
- А существуют какие-то "подработки" в теннисном мире?
- Да, но все это не от лучшей жизни. Можно за деньги играть пару с обеспеченными любителями в полупрофессиональных соревнованиях или же так называемые клубные турниры, которые достаточно распространены в Европе. Но, опять же, ни о каких рейтинговых очках здесь речи быть не может.
- Кстати, о рейтинге! Именно не лучшее положение в табели о рангах, как я понимаю, послужило причиной тому, что ты пропустишь ближайший матч нашей сборной в Кубке Дэвиса против Румынии?
- Да, так и есть. Я рассматривал вариант сыграть Кубок Дэвиса, но решение мое зависело от результатов в Австралии. Все матчи хорошие вроде бы были, но результат неудачный, очков набрал мало и теперь не уверен, попаду ли на летние "Мастерсы". Очень хочу помочь нашей сборной, но в прошлом году, к сожалению, Кубок Дэвиса дал о себе знать - я вышел травмированным в Кременчуге, что не могло не повлиять на дальнейшие результаты. Если здоров и все отлично, могу рисковать, но не сейчас – никто ведь не возмещает ни рейтинг, ни деньги. Да и покрытие в этот раз с ближайшими турнирами не совпадает.
Продолжение следует...
Денис Туков