Христопулос: "Мне так и не дали попрощаться с командой"
Экс-главный тренер симферопольской "Таврии" Яннис Христопулос рассказал о том, что происходило в клубе.
- Яннис, как вы оцените период, проведенный в симферопольском клубе? Это скорее позитив или негатив?
- Однозначно сказать сложно, потому что были и позитивные, и негативные ситуации. В соотношении они приблизительно равны. Когда летом я говорил с учредителем клуба Юрием Борисовым и менеджером Дмитрием Селюком, то все понимали проблемы команды. Пожалуй, главная - это короткая скамейка запасных. Поэтому передо мной не ставилась задача набрать определенное количество очков. Я должен был сделать все возможное, чтобы команда набрала ход, а с декабря мы бы начали проводить трансферную кампанию. Когда я приехал в Симферополь и увидел футболистов, которые есть в моем распоряжении, то сразу понял, что нам может не хватить опытных игроков. А это очень важный факт. К опытным исполнителям я относил даже Юрия Габовду, хотя в Премьер-лиге на его счету не так уж и много матчей. Большинство игроков пришли из молодежной команды, они на таком уровне еще не выступали. Когда начался чемпионат, пошли травмы. В августе выбыл Калиниченко, позже восстановился, но потом опять травмировался.
- Насколько важен для вас был Калиниченко?
- В тех условиях он был очень важен. У него есть опыт и желание играть. Дальше травмировался Селио. Единственный номинальный защитник. Он был очень важен в центральной зоне, заменить его не было кем. После четвертого тура потеряли Шиндера. На него у меня были серьезные надежды.
- У вас было очень мало опытных игроков, и тут уходит Шиндер. О чем тогда подумали?
- В его контракте была прописана сумма отступных, и "Шахтер" дал эту сумму. Хорошо, что в клуб поступили деньги. И игрок перешел в команду на ступень выше. Для него это прогресс, но я потерял серьезную боевую единицу. Потом травмировался Путраш. Добавьте сюда Причиненко, который должен был восстановиться раньше, но его неправильно лечили. Возникла очень серьезная проблема. Футболистов в наличии просто не было. В октябре я встречался с господином Борисовым. Мы общались за круглым столом, и я сказал ему: "Если вы считаете, что главная причина поражений в главном тренере, то я готов уйти во благо команды". Но руководство клуба заверило меня в доверии, заявив, что я буду работать до лета. Мне пообещали создать все условия для работы.
- Удивились новости об увольнении?
- Когда в октябре мы поговорили с руководством, у нас было три очка. И после этого "Таврия" взяла еще пять. Плюс нам должны дать за несыгранный матч с "Арсеналом" - получится 11. При трех очках меня не увольняли. Этого я вообще не понял. Для меня увольнение стало неожиданностью. Когда мне позвонили и сказали, что хотят приостановить наше сотрудничество, я был удивлен, но как профессионал принял такое решение. Предложил искать компромисс, и каждому пойти своей дорогой
.- Вас чем-то удивил украинский футбол?
- Если брать в среднем, то тут играют очень высокие игроки, этому уделяют особое внимание. Также отметил бы технический арсенал украинских футболистов, а также высокий игровой темп. Не могу не отметить отличные условия для работы во многих клубах. Когда я только приехал в команду, в первую очередь для меня важно было наладить ситуацию в раздевалке и донести свою философию футбола игрокам. Я понимал, что нужно цементировать защиту, выбрал оборонную стратегию. Понимал, что большинство команд вашего чемпионата играет в оборонительный футбол. Поэтому изначально пытался привить своим футболистам схему "4-5-1" с двумя крайними, которая при защите трансформировалось в "6-3-1". Это было непросто. Много времени приходилось уделять оборонительным действиям, потому что раньше команда никогда так не играла. Сначала я хотел играть "5-4-1", а при атаке она выглядела как "3-4-3". Впереди оставались три игрока группы атаки, они должны были располагаться очень близко к друг другу.
- Вы говорите об атаке, однако вас критиковали за оборонную модель. С игроками, которые были в вашем распоряжении, можно было играть по-другому?
- У меня была безвыходная ситуация. Тот, кто разбирается в футболе, глядя на мой выбор, поймет, о чем я говорю. Исходя из этого, были сделаны защитные тактические соображения. Из-за череды травм мне приходилось много экспериментировать. Например, единственные центральные защитники "Таврии" - это ребята из дубля, Аксенов и Даценко. Я как можно быстрее переделывал опорников Любичича и Свенссона в центральных защитников. А это непростой процесс. Атакующего игрока Габовду ставил на позицию правого защитника. Левого защитника пару матчей играл Гуменюк, хотя он вообще правоногий футболист. В сентябре ко мне прибыл Алию. Единственный игрок-левша. Однако он находился не в лучших кондициях и не имел опыта выступлений в украинском чемпионате. Притом, когда я поставил Любичича и Свенссона в центр защиты, у меня не было опорного полузащитника, футболиста, который может отбирать мячи. Ни Ярчук, ни Гомес, ни Причиненко не работают на отбор.
- Кем из молодых игроков "Таврии" вы довольны? Кто больше других прогрессировал?
- Многие ребята по сравнению с играми в дубле очень прибавили. Больше других прогрессировали Габовда, Причиненко и Ярчук. У них я вижу хорошее будущее.
- Что у вас произошло с Сергеем Погорелым? Из кандидата в национальную сборную он превратился в игрока дублирующего состава.
- В команде была конкуренция. Мы делали ставку на Кахримана, он сильный вратарь, игрок сборной Сербии. Он просто был сильнее остальных на этой позиции
.
- Футболисты рассказывали, что вы не просто тренер, но и в чем-то педагог. Например, летом просили не ходить на пляж, потому что солнце плохо влияет на мышцы.
- Это действительно правда. Я занимаюсь научными исследованиями. Хотел бы сказать спасибо всем игрокам, которые работали со мной. Это не самый лучший вариант, как можно поблагодарить подопечных, но руководство не дало мне возможности сказать им это лично. Мы работали с ребятами очень близко. В первую очередь, им было тяжело психологически. Очень благодарен болельщикам за то, что они меня искренне поддерживали меня. После каждой игры я общался с ними и видел их искренность. Даже не ожидал такого приема.
- Почему вам не разрешили попрощаться с футболистами?
- Это интересный вопрос, но он реально не ко мне, а к руководителям "Таврии". Я хотел попрощаться с ребятами, но мне сказали, что не нужно больше видеться с командой. Помимо команды, игроков и болельщиков, я хотел бы поблагодарить менеджера Дмитрия Селюка. Он полгода поддерживал и мотивировал меня, чтобы я продолжал работу в этом клубе. Это один из тех людей, кто был на моей стороне и внушал мне надежду, что мы можем спасти команду
.- Менеджменту "Таврии" вы отдельно спасибо не сказали. Как вам с ним работалось?
- Давайте не будем об этом говорить.
- Уже появлялась информация, что вас приглашают другие команды. Это реально или пока вы не готовы к работе?
- После того как я разобрался с ситуацией в "Таврии", хочется отдохнуть, побыть с семьей, разгрузить голову. Возможно, смогу возглавить какой-то клуб сейчас, но не особо расстроюсь, если до лета останусь без работы. А в межсезонье приму команду и проведу с ней сборы. У нас в Греции зимняя пауза очень короткая, поэтому непросто возглавлять клуб в такой период. А вот летом есть время для построения команды.
- Если позовут в Украину, вернетесь?
- Я не против, ведь чемпионат у вас сильный. Я верю в "Таврию" и буду продолжать за ней следить. Верю в то, что команда даже при таких проблемах может бороться за хорошие места, занимать позицию до девятого места. Я хотел бы пожелать успехов клубу, футболистам и новому тренеру. А еще хотел бы поблагодарить болельщиков. Для меня большим удивлением было видеть на домашних и выездных матчах греческий флаг. Это был очень приятный жест. Болельщики не должны разочаровываться - нужно продолжать любить свой клуб. Он того стоит.
- Если бы можно было повернуть время вспять, все ли вы сделали правильно? Или что-то поменяли бы?
- Эти шесть месяцев получились очень непростыми для меня. И тот опыт, который я получил, был все-таки позитивным. Если бы я вернулся на шесть месяцев назад, я бы однозначно выбрал тот же путь и все делал так же. У меня не было другого выхода.