Украина на зимних Олимпиадах: с одесским почином!
Еще не Украина, уже не Союз... Такая промежуточная фаза была у спортсменов, приехавших от нашей страны на Олимпиаду 1992 года в Альбервилле. Сама страна на тот момент прожила всего три месяца с маленьким хвостиком. И все-таки получила первого олимпийского чемпиона в своей истории. Им стал одесский фигурист Виктор Петренко.
Как возникла удивительная школа фигурного катания на берегу Черного моря? Петренко в одном из интервью вспоминал об этом так: "Одесса и фигурное катание в те годы, когда я начинал кататься, были двумя несовместимыми вещами, потому что в нашем городе лед видели только в холодильнике. Но группа людей, заинтересовавшись этим видом спорта, организовала школу, нашла возможность построить маленький каток нестандартного размера – 40 на 20 метров. Пригласили талантливых молодых тренеров – Галину Змиевскую, Бориса Рублева и многих других, набрали детей – и они начали работать. После чего в течение десяти лет школа зазвучала".
Очень просто, да? Кстати, точно так же в свое время пытались создать школу в Донецке. Но почему-то не получилось. Людей не нашлось, что ли?
Петренко попал в фигурное катание, потому что заболел отитом. Врачи посоветовали родителям бороться с этим недугом с помощью спорта. Родители выбрали фигурное катание. И отдали пятилетнего Виктора в руки Галины Змиевской. Тогда ее имя никому ни о чем не говорило. Потом ее будут называть в одном ряду с Еленой Чайковской и Татьяной Тарасовой. Она создала в Одессе целую школу, главной звездой которой и стал Петренко.
В Альбервилль Петренко приехал 22-летним, при этом, считался "стариком" среди выходящих на старт соревнований в мужском фигурном катании. Еще бы: он уже выступал на предыдущей олимпиаде в Калгари, причем, сходу занял там третье место, уступив только недосягаемым Брайанам - Бойтано и Орсеру. В Альбервилле шансы Петренко не котировались слишком высоко. Появились новые звезды, от которых ждали "золота". Но у Петренко было больше опыта. Это, в конечном итоге, и сказалось.
Он понимал, что важно сразу же произвести впечатление на судей и огорошить конкурентов. И откатал короткую программу так, что всем оставалось только руками развести. Просто безупречно! Оставался один шаг...
Легким и эффектным он не получился. Вспоминает Петренко: "В произвольной допустил ошибки, и дальше решали судьи. Когда я ушел со льда, еще предстояло выступить Браунингу, другим фигуристам. Я ушел в раздевалку и там ждал, чем все закончится. И потом, помню, туда вбежал Кристофер Боумэн и начал меня поздравлять: мол, парень, ты выиграл!"
Так на Украину свалилась первая олимпийская медаль - пусть и не совсем своя, добытая в составе не вполне логичной Объединенной команды. Получить стопроцентно украинскую олимпийскую награду Петренко попытался через два года, в Лиллехаммере. К тому времени он успел год провести в профессионалах, потом вернулся в любители - ради олимпийского старта. Но увы, Лиллехаммер принес Виктору одно лишь разочарование. Только четвертое место...
В дальнейшем у него была вполне благополучная карьера спортивного функционера и тренера. Он вписался в новую жизнь. Ну, а одесская школа фигурного катания? От нее, по словам Петренко, остались одни руины. И это - не образ: дворец спорта, в котором готовила своих чемпионов Змиевская, так обветшал, что в нем уже и лед залить не могут. Говорят, его приведут в чувство к Евробаскету. Впрочем, никаких чудес, связанных с фигурным катанием, Одесса уже давно не ждет...
Евгений Ясенов, "Террикон"