Бубке - 50 лет! Повод вспомнить...
Сегодня одному из величайших донецких спортсменов Сергею Бубке исполняется 50 лет. terrikon.com вспоминает о том, как начиналась его карьера, ради продвижения которой в 1979 году он переехал из родного Луганска в Донецк.
В сторону роз
Сергей Бубка родился 4 декабря 1963 года. В "Википедии", славящейся своим волюнтаризмом, указано, что будущий чемпион учился в луганской школе №13, потом в ДЮСШ "Динамо" – и ни слова о прочих учебных заведениях. Между тем, аттестат зрелости Бубка получил в Донецке. Потому что два последних класса проучился здесь в школе №57 на Ветке.
На переезде в Донецк настоял тренер Бубки Виталий Петров. У него в Луганске как раз "нарисовались" проблемы, а в Донецке, откуда он был родом, ему обещали и благоприятнейшие условия для тренировок на базе современного легкоатлетического стадиона "Локомотив", и квартиру. С собой Петров взял лучших учеников. Сергей Бубка был лучшим из лучших, это Петров понимал уже тогда.
Много лет спустя, на пике славы, Петров так характеризовал своего лучшего ученика:
- Он на редкость спокойный, невозмутимый парень. Но далеко не флегматичный, может пробежать стометровку с мастерским результатом. Обладает к тому же огромной взрывной силой, а это условие для шестовика обязательно. Еще один козырь - смелость. Правда, это тоже обязательное качество для прыгуна с шестом, но Бубка - он просто отчаянный. Не раз под ним ломались эти синтетические "катапульты". Ломались с громовым треском, и спортсмен, делая в воздухе сальто, летел на поролоновые подушки. Обычно такой оборот дела надолго выводит атлетов из душевного равновесия. А Сергею хоть бы что: сказывается волевой характер. И еще одно качество своего ученика я отношу к тем, которыми должен обладать настоящий чемпион,— общительность, дружелюбие, веселый, оптимистичный нрав. В этом отношении Бубка, как мне кажется, идеален. Быстро сходится с людьми, умея брать у них все лучшее.
Итак, общительный и дружелюбный луганский паренек отправился в чужой город. Против переезда активно возражала мама Сергея. В конце концов, ее удалось "уломать" – Петров головой ручался, что с ее сыном все будет нормально. Отец, бывший военный, привычный к переездам – тот, наоборот, был согласен с самого начала. В прессе любят цитировать напутственные слова, сказанные Назаром Васильевичем сыну, отправляющемуся в Донецк: " Поезжай. Город красивый — кругом одни розы".
И сын поехал.
На Красном Фронте
Сергей со старшим братом Василием поселился в общежитии шахты Засядько на той же Ветке. Среди рабочих общежитий города оно было одним из лучших, но все-таки народ Сергея окружал беспокойный. И день, и ночь – какие-то варианты нестандартного проведения времени. Конечно, общежитие – не то место, где можно сосредоточиться. Но 15-летний Бубка был феноменально целеустремлен. А целью его было – стать чемпионом. И он прекрасно понимал, чего не следует делать, чтобы добиться своего. Веселое окружение засядьковского общежития не имело никаких шансов сбить Сергея с его пути.
Сам он говорил потом: "Конечно, хотелось и погулять до утра, и сходить на дискотеку, но в спорте высших достижений такого не бывает. Всегда нужно что-то выбирать. Я выбирал спорт, соблюдал режим и понимал, ради чего я все это делаю, когда мои ровесники гуляли с девчонками под луной".
Учиться он поступил в среднюю школу №57. Она находилась не рядом, но недалеко – минут за 20 такой подготовленный парень, как Сергей, туда запросто мог дойти. У школы был "спортивный профиль", об этом знали в районе. Нельзя сказать, что там физкультуру преподавали по какой-то уж совсем специальной программе, но поставлено это там было очень добротно, специалисты работали качественные. Кстати, один из них, Виктор Иванович Кирбаба сейчас – начальник управления по вопросам физической культуры и спорта Донецкой облгосадминистрации. В школе были и чемпионы Украины по разным видам спорта, и участники всесоюзных соревнований. Чуть позже там учился Сергей Попов, будущий капитан футбольного "Шахтера". В общем, появление Бубки там выглядело вполне логичным.
В сегодняшней школе №57 своего знаменитого выпускника, конечно, помнят. В школьном музее есть уголок, посвященный ему. В холле висит его портрет и доска с перечислением заслуг и регалий. Подходя к зданию школы, мы издали заметили мемориальную доску у входа. Думали, она тоже посвящена Сергею Назаровичу. Оказалось – все-таки нет: она - в честь другого выпускника, Александра Борщевицкого, погибшего в Афганистане. Тем не менее, конечно, именно Бубка – самый знаменитый персонаж этой школы.
Вокруг – частный сектор или двух-трехэтажные дома. Это примыкающий к Ветке поселок Красный Фронт, где, если начать расспрашивать население, можно без особого труда нарваться на человека, лично знавшего "самого Серегу". Вам расскажут много разных легенд о Бубке. Например, о том, как он ездил отсюда тренироваться на "Локомотив", заправляя шесты под крепления на крыше троллейбуса. Доказать, что это невозможно технически, не получится: человек обижается и начинает кричать, что видел это собственными глазами.
Рядом со школой – спортивная площадка, практически не изменившаяся с тех лет. Понятно, что Бубка здесь занимался не постоянно – часто разъезжал по сборам и соревнованиям (из-за этого, кстати, даже не смог в свое время получить выпускной диплом, его вручили лишь через 30 лет). И все же, эта спортивная площадка может похвастаться тем, что по ней ходил и бегал Бубка.
Каким его помнят в школе №57? Очень вежливым и тактичным. Спокойным и дружелюбным. Очень настойчивым. Не лучшим в смысле успеваемости, но одним из лучших по сумме человеческих качеств. Помнят, как он в школьной столовой набирал себе продуктов на ужин – и с этой авоськой через весь поселок шел в общежитие. Помнят простого парня, совсем обычного, одного из многих…
На пороге славы
Когда Бубка учился в школе №57, никто не предсказал бы ему такую оглушительную славу. Да и вообще, вплоть до 1983 года, вряд ли кто подозревал, что в благодатной тени ветковских терриконов подрастает будущая мировая звезда. На юниорских турнирах Бубка совсем не поражал воображение. Талант был виден, но мало ли в юниорах талантов ходит…
Сейчас говорят о том, что Петров специально "придерживал" своего ученика, чтобы тот не взлетал раньше времени, поднабрался опыта и сил. Потом тренер объяснял: " Подготовка шестовика – дело долгое, тут нужно соединить в одно целое физику, технику, координацию. Требуется сначала выучить прыжок, потом довести его до автоматизма, и только затем начнется период реализации". Только к лету 1983 года тренеру стало понятно, что Сергей созрел для великих дел. Теперь требовалось получить шанс. А шанс от них уплывал безвозвратно: на отборочных соревнованиях к чемпионату мира (кстати, первому в истории легкой атлетики) Бубка не смог показать результат, обеспечивавший место в сборной. Петров, видевший, что на самом деле его воспитанник близок к оптимальным кондициям, стал убеждать всех, кого можно, что его нужно брать, не обращая внимания на результаты "отбора". В конце концов, вопрос решил "административный ресурс": уже перед самым чемпионатом провели последний сбор в Ленинграде, на котором присутствовал один видный спортивный чиновник. И, увидев прыжок Бубки, он пришел в такой восторг, что сказал при всех: "Этот парень обязательно должен ехать на чемпионат, а вот остальных можно оставить дома!". Так рассказывает Петров.
О дальнейшем знают все. Бубка поехал в Хельсинки и сенсационно, вопреки всем ожиданиям, взял "золото". И донецкая школа №57 в один августовский день проснулась в статусе воспитательницы чемпиона мира…
Евгений Ясенов, "Террикон"