Разван, ты меня слышишь?
Ноябрьский номер журнала "Шахтер" появился в продаже. А мы тем временем продолжаем публиковать наиболее интересные материалы из предыдущего, октябрьского выпуска клубного глянца. Перед вами эксклюзивное интервью с многолетним игроком "Шахтера" Разваном Рацем, в настоящее время выступающим за английский "Вест Хэм".
Верно говорят умные люди: не делайте из заграницы культа. Вот Рац… Вроде ж в Лондоне теперь живет, по идее должен почивать на благах цивилизации. А на деле, как все смертные, страдает от кваканья и хрюканья английской мобильной связи. Поговорить нам удалось только с четвертой попытки. И то с периодическим "булькающим" сопровождением!
– Разван? Ты меня слышишь? Ты что, в подвале сидишь?
– Нет, я в лесу! У меня тут какой-то друг.
– Давай выходи оттуда! Ты нужен "Шахтеру"!
– О, это приятно… Я уже в машине. Спрашивай!
– Непривычно с тобой разговаривать как с игроком другого клуба… Как провел первые месяцы в Англии?
– Однозначно я скучал. И до сих пор скучаю по "Шахтеру", потому что все-таки очень сильно привык к коллегам по команде, к манере игры, к тренировкам. Это было для меня, как… перчатка на руке! После стольких лет в "Шахтере" я чувствовал себя комфортно, легко, как рыба в воде. Но в первые месяцы жизни в Лондоне нужно было быстро адаптироваться на новом месте. Я понимал, что все начинается с нуля, и потому нужно как можно скорее стать полноправным членом команды, быть одним из них! Английская Премьер-лига – очень тяжелый чемпионат, приспосабливаться надо быстро.
– И тебе это удалось?
– Не знаю… Мне кажется, сейчас уже не тяжело. Скажем так: очень сильно помогло то, что я знаю язык и могу общаться с коллегами, с тренером. Я понимаю, что они говорят. Это важно.
– Кроме Томаша, продолжаешь поддерживать связь с кем-то из "Шахтера"?
– А откуда ты знаешь, что я с Томашем постоянно разговариваю? (Смеется.) Общаюсь еще со Степаненко, Кривцовым, Пятовым, Каниболоцким, Васей Кобиным... А! Еще с Эдуардо – правда, уже достаточно давно разговаривали. Так что на связи.
– А с Мистером созваниваетесь?
– Два месяца назад у меня была пара свободных дней, я приехал в Донецк и был на базе. Тогда пообщались с Мистером. После этого не созванивались.
– Как ты устроился в Англии в плане быта?
– Снимаю дом на краю Лондона – похожий на тот, что у меня на Дубровке в Донецке.
– Донецкий дом ты не продал?
– Нет, конечно. Юля (жена. – Прим. авт.) с дочкой там живет, когда в Донецке.
– А по окончании английского этапа карьеры вернешься в Румынию или все-таки в Донецк?
– Еще не знаю. Но думаю, что в Донецк. Я считаю, что мой дом там. Понятно, что есть еще Румыния, сейчас – Англия… Но все равно Донецк остается главным!
– Ты окунулся в английскую жизнь. Что больше всего нравится из лондонских реалий, а что – нет?
– Траффик! Траффик мне не нравится!
– Хуже, чем в Донецке?
– Та я тебя прошу!
– Так ты там что, на метро ездишь?
– Нет, но я уже думаю об этом! Потому что почти все время проводить в машине – это кошмар. Траффик ну просто невероятный!
– Свой "феррари" из Донецка забрал?
– Естественно, он тут, со мной. Есть еще рабочая машина.
– А хоть что-то тебе в Лондоне нравится?
– Ну, не знаю… Лондон – это место, где можно провести время разнопланово.
– Ты сейчас о ночных клубах?
– Нет-нет! Я имею в виду все – от зоопарка до торговых центров и разной кухни в ресторанах. Здесь очень много развлечений для детей. Конечно, в Донецке это тоже есть, но в лимитированном количестве. В Лондоне такого намного больше.
– Скажи, ты сам-то в музей какой-нибудь сходил?
– Пока я был только в одном музее. Но уже составил для себя перечень интересных мест, куда можно и нужно пойти. И потихоньку буду реализовывать свой план.
– Королеву Английскую уже видел?
– Нет, еще нет! Она пока занята, не может меня принять. (Смеется.)
– Ты русский язык там не забываешь?
– А что, я плохо разговариваю на русском?
– Нет-нет, все хорошо. Но забыть не боишься?
– Нет, конечно! Я же с Юлей и с дочкой на русском постоянно разговариваю.
– За жизнью "Шахтера" следишь?
– Конечно! Правда, не по телевизору – тут даже по спутнику нет ни русских, ни украинских каналов. Зато есть Интернет, так что я знаю все о "Шахтере". Плюс постоянно разговариваю с ребятами.
– Клубная структура "Вест Хэма" сильно отличается от "Шахтера"?
– Если честно, я в офис клуба не заходил. Не могу ответить.
– Тебя уже узнают в Англии на улицах? Просят автографы или фото?
– В основном болельщики ждут возле базы. Когда мы выходим после тренировки, они нас останавливают. А вообще уже были случаи, когда я ехал в ресторан пообедать и встречал там фанатов "Вест Хэма" – меня узнавали и просили автограф. В принципе, здесь каждый фанат живет своим клубом.
– Ты в Донецке и в Румынии занимался благотворительностью. В Англии будешь продолжать?
– Пока я был занят адаптацией и эту тему еще не поднимал. Но знаю, что "Вест Хэм", как и "Шахтер", занимается благотворительностью.
– А что будет с детским домом в Макеевке, которому ты помогал?
– Я держу связь с моим другом, вместе с которым мы помогали детям. Так что практически ничего не изменилось в этом плане.