Алексей Чередник: "Меня все устраивает в Донецке. Зачем что-то менять?"
25 лет назад футбольная сборная СССР праздновала свой последний большой успех - подопечные уроженца Киева Анатолия Бышовца на Олимпийских играх в Сеуле стали олимпийскими чемпионами. В финале советские футболисты сокрушили сборную Бразилии с Ромарио и Бебето, вырвав победу в дополнительное время со счетом 2:1.
Из 20 игроков, которых включили в состав команды, пятеро были украинцами (это если не считать начавшего свой футбольный путь во львовских "Карпатах" Владимира Татарчука и родившегося в селе Марково Одесской обл. Игоря Добровольского). На тот момент Алексей Михайличенко представлял киевское "Динамо", Владимир Лютый, Алексей Чередник и Вадим Тищенко - днепропетровский "Днепр", Евгений Яровенко - "Кайрат" из Алма-Аты (вскоре он тоже перебрался в Днепропетровск).
Накануне юбилея "Взгляд" пообщался с Алексеем Чередником, который работает в селекционном департаменте "Шахтера".
- Алексей, в Корее защитная линия сборной СССР была поистине интернациональной: вы родились в Таджикистане, Яровенко в Казахстане, Фокин в Киргизии, Горлукович в Белоруссии, Лосев - в России, Кеташвили - в Грузии, Янонис - в Литве. Не было ли каких-то противоречий в связи с этим?
- Даже в мыслях. У меня дома с Олимпиады лежит красный флаг с гербом Советского Союза. Потом, еще из СССР, я уезжал работать в Англию. По возвращении выяснилось, что родители живут в Таджикистане, брат - в России, а моя семья - в Украине. Так где же моя родина?
- Вопрос интересный. Но давайте вернемся к турниру в Сеуле. Что лично вы чувствовали накануне матча с Бразилией? Наверняка было обидно дойти до финала и пропустить игру из-за двух желтых карточек.
- Конечно. Знаете, как тяжело было смотреть со скамейки? Только в эндшпиле матча меня несколько расслабил курьезный момент. Когда закончился первый тайм дополнительного времени, Гела Кеташвили неожиданно побежал через все поле. Поднимает руки вверх, орет: "Мы - чемпионы!". Никто ничего не может понять, ведь еще второй тайм впереди! "Гела, ты что?! Остановись!" А он: "Мы выиграли!!!". Оказалось, он так забегался, что напрочь забыл о второй половине дополнительного времени.
- Правда ли, что незадолго до Олимпиады вы с Владимиром Лютым подшутили над грузином?
- Было дело. За несколько месяцев до Игр Гела приобрел себе бэушный ГАЗ-24, который до продажи эксплуатировался как такси. На тот момент машины этой марки в свободной продаже были большим дефицитом. Гела ее капитально переделал и вообще очень ею дорожил. И вот на сборах, перед самым стартом в Сеуле, как-то вечером мы с Вовой спустились к "волге", наклеили на нее шашечки, сделали соответствующие надписи, переоборудовав ее под такси дальнего следования. Помню, крепко поработали. Но наши труды оказались не напрасными - утром, выйдя из гостиницы, Гела, не узнав на стоянке своего автомобиля, растерянно развел руки и испуганно воскликнул: "Вай, гдэ моя машина?!".
- Позволю предположить, что именно после этого случая у Кеташвили и появилась идея работать в дорожной милиции (впоследствии Гела стал капитаном МВД Грузии). Но давайте переключим внимание на корейские события. Как считаете, то, что сборная жила не в Олимпийской деревне, ей хоть как-то помогло?
- Безусловно. Ведь чтобы туда попасть, необходимо было пройти паспортный контроль. И вообще там стоял вечный шум. Бышовец нас от этого решил оградить. Команде не пришлось жить по 5-6 человек в комнате, психологически подстраиваться друг под друга. А это очень важный момент. Когда играли в группе, нас поселили в гостинице со сборными Швеции и США, а после выхода в четвертьфинал - на побережье. Накануне финала руководство решило отвезти нас на корабль "Шолохов", где жили только артисты: Владимир Винокур, Лев Лещенко, Валерий Сюткин.
- Они специально приехали поболеть за наших?
- Да! Компания подобралась очень дружная и в финале поддержала нас просто замечательно. Сюткин так орал, что голос сорвал. Нас вообще принимали очень тепло - и стюарды, и капитан. В деревню мы попали один-единственный раз - вернулись на следующий день после финала, когда уже проходило награждение, или "линейка", как это тогда называлось. Там нам и вручили удостоверения заслуженных мастеров спорта.
- Вы уже много лет работаете в селекционном департаменте "Шахтера". Но говорят, что плох тот солдат, который не мечтает стать генералом…
- Как-то предлагали возглавить клуб элитного дивизиона в Румынии. Но сегодня меня все устраивает в Донецке. Зачем что-то менять? Разве что поступит очень серьезное предложение…