Сказка о Золотом Петухе, Поле Гаскойне и Романе Павлюченко
Легенда о петухе и Гаскойне – прошлое. Футболка и бутсы Павлюченко – настоящее. Петр Брантов в блоге на Sports.ru рассказывает о посещении "Уайт Харт Лейн" и о том, как обстоят дела в "Тоттенхэме", клубе из северного Лондона.
Подданный Ее Величества Королевы Великобритании Джон Осборн, более известный как Оззи, как-то раз в порыве чувств признался: горько, безмерно горько осознавать ему тот факт, что что бы он ни делал, какие бы хит-парады ни возглавлял, а на могиле его все равно напишут: "Здесь лежит парень, откусивший голову летучей мыши".
Подданный Ее Величества Королевы Великобритании Пол Гаскойн никому ничего такого не откусывал. Но в футбольном клубе "Тоттенхэм Хотспур" его все равно помнят в основном благодаря свершениям не самого, скажем деликатно, футбольного свойства. Помнят и, что характерно, любят.
Сильный Пол
Первое, что видит посетитель, переступающий порог офиса "Сперс" на "Уайт Харт Лейн", это статую гигантского, метра полтора ростом, позолоченного петуха, попирающего когтистыми лапами футбольный мяч величины тоже отнюдь не натуральной. 85 лет, с 1910 по 1995 годы, деревянная птица – священный тотем "Шпор" – просидела на крыше одной из трибун, и ни разу никто не осмелился поднять на нее руки. Никто, кроме Гаскойна.
На память о встрече с Полом у деревянного петуха осталось несколько довольно серьезных ран, шрамы от которых, несмотря на предпринятые меры косметического характера, явственно напоминают о себе и по сей день. Правда, пистолет, из которого кумир миллионов по невыясненным до сих пор причинам несколько раз пальнул в безответное изваяние был, судя по всему, пневматическим, но хоть сколько-нибудь поколебать репутацию Гаскойна этот факт, конечно, не в силах. Тут примечательно другое: та интонация, с которой гид, водивший нас по "Уайт Харт Лейн", повествовала о конфликте Пола с неодушевленным символом родного клуба. Так обычно вконец измаявшиеся родственники говорят о каком-нибудь непутевом, вздорном, но все-таки горячо любимом племяннике: "Да нет, вы не смотрите, он вообще-то добрый, и руки золотые, но вот беда – пьет..."
Впрочем, интонации этой свойственно меняться. Например, рассказывая о том, как в 1991 году, отмечая с коллегами завоевание Кубка Футбольной Ассоциации, анфан террибль английского футбола уронил драгоценный трофей с верхней площадки двухэтажного автобуса, наша провожатая сочла необходимым придать своему голосу такую степень почтительности, как если бы Пол Гаскойн совершил нечто в высшей степени героическое или по крайней мере дельное. Реплика этого Кубка, к слову, до сих пор стоит в стеклянной витрине клубного музея. Ручка на его серебряной крышке глядит кривовато и это – не что иное, как следы того самого падения, которое местные мастера, починив подлежащий возврату оригинал, увековечили в оставленнной на память копии.
Что же до чисто футбольных заслуг Пола, то на "Уайт Харт Лейн" о них напоминает лишь огромная, в полстены фотография, на которой запечатлен его исторический гол в ворота "Арсенала" с дальнего, 35-метрового штрафного. "Это, – доверительно сообщила нам гид, – любимое фото мистера Гаскойна. А это – вымпел "Манчестер Юнайтед". Мы им стекла протираем". В этой глуповатой шутке отразилось очень многое, но прежде всего – уязвленное самолюбие весьма и весьма не бедного клуба, пока так и не сумевшего претворить финансовые возможности в адекватные спортивные результаты: за свою почти 130-летнюю историю "Тоттенхэм" ни разу не расставался с высшим дивизионом английского футбола. Но ни разу же не играл ни в Кубке, ни тем более – в Лиге чемпионов.
И вот в такой-то клуб приехал минувшей осенью Роман Павлюченко. Приехал – и заиграл. Приехал – и стал своим, теперь это уж видно. Не свои здесь не играют.
"Давай еще!"
Когда он брал разбег на одиннадцать метров в кубковом матче с "Уиганом", "Уайт Харт Лейн", уже подучивший русский, спел ему "Давай еще!". И он дал: уже после забитого пеналя, метров с двадцати двух, пусть и не без подмоги приезжего воротчика. Когда несколько дней спустя, дернув по ходу двух защитников "Бернли", уже совершенно без шансов для кипера, положил в дальний нижний, в холодном воздухе паром из тысяч глоток минуты полторы висело: "Супер Пав, Супер Пав!" ...
Потом мы ехали с игры и всем автобусом, слушали запись интервью, которое взял у Ромы Игорек Рабинер из "Спорт-Экспресса", он тут с нами. Не буду сейчас его пересказывать, кто захочет, найдет и прочтет. Скажу только опять-таки об интонации, которую ни газетная бумага, ни самый быстрый интернет передать, увы, не в состоянии. Это, поверьте на слово, была интонация абсолютно счастливого, уверенного в себе, никого и ничего не боящегося человека. "Вот Дефо вернули, конкуренции не опасаешься?" – спросил Рому Игорек. "Ну-у-у, – весело растягивая слова, ответил Игорьку Рома, – значит, надо прибавлять..." И ответил так, что как-то сразу стало ясно: прибавить может...
Напоследок расскажу еще вот что. Прошлой весной были мы в Тарасовке. Общались с Черчесовым. Спрашивали и про Павлюченко. Саламыч, помню, говорил: "Когда он второй гол Англии забил, все вскочили. А я, наоборот, присел, хотя до этого стоял. Присел и задумался крепко: что же с ним дальше-то будет? Перед следующей тренировкой смотрю: Рома сам не свой, ходит туда-сюда, как неприкаянный. А потом схватил сетку с мячами и на поле потащил – тыщу лет он этого не делал, таскают-то обычно молодые. Но вот видно захотел показать – и всем, и себе самому в первую очередь, что эти два гола ничего не меняют, что не зазвездил он..."
И вправду, не зазвездил. Ни тогда, ни сейчас. Правильный оказался парень. Но что же с ним дальше-то будет? А дальше, понятное дело: "Давай еще!"
Футбольный клуб "Тоттенхэм Хотспур" в цифрах и фактах
Год основания: 1882
В настоящее время – вторая по популярности лондонская команда (первая – "Арсенал", третья – "Челси"). В Англии у "Тоттенхэма" 2 миллиона болельщиков. В мире – 20 миллионов. Еще 127 миллионов, по данным социологических исследований, так или иначе следят за "Сперс" и интересуются результатами его выступлений. Ядро болельщицкой аудитории "Тоттенхэма" составляют люди в возрасте от 33 до 54 лет. Это – значительно более зрелая и финансово состоятельная аудитория, нежели та, что собирают "Арсенал" и "Челси": средний годовой доход фанатов "Спурс" равен 45 тысячам фунтов (при том, что средняя зарплата в целом по Англии составляет 30 тысяч).
Самый дорогой сезонный абонемент на матчи "Тоттенхэма" в английской премьер-лиге (на обычные места) стоит около тысячи фунтов. Самый дешевый – около 500. Держателями абонементов являются 23,5 тысячи человек. В отличие от абонементов многих других клубов (в том числе и российских) абонементы на матчи "Сперс" несколько превышают совокупную стоимость билетов на эти же игры, поступающих в розничную продажу. При этом очередь из желающих приобрести абонемент ("лист ожидания") в настоящее время насчитывает 20 тысяч человек. Болельщик, уличенный в перепродаже своего абонемента подвергается пожизненной дисквалификации – приобрести его он не сможет уже никогда.
С 1899 года "Тоттенхэм" играет на стадионе "Уайт Харт Лейн" (вместимость 36 тысяч человек). В конце нынешнего года клуб планирует приступить к строительству новой арены на 58 тысяч зрителей. Стоимость проекта – 350 миллионов фунтов. Срок сдачи арены в эксплуатацию – 2012 год. Тогда же ориентировочно будет введена в строй новая тренировочная база "Тоттенхэма", которую администрация клуба анонсирует как "крупнейшую в Европе" (15 полей). Помимо главной и резервной команд здесь будут заниматься девять детско – юношеских команд Академии "Тоттенхэма" (игроки в возрасте от 8 до 16 лет), на содержание которой ежегодно тратится около 5 миллионов фунтов.
Рекорд посещаемости на "Уайт Харт Лейн" был установлен в 1938 году. Тогда на матч с "Сандерлендом" пришла 71 тысяча человек (более, чем двукратное превышение нынешней номинальной вместимости объясняется исключительно тем, что 70 лет назад большинство мест на арене были стоячими).
Средний возраст игроков главной команды "Тоттенхэм Хотспур" – 24,3 года. За главную команду выступают 10 англичан и 20 легионеров из 14 стран мира.
Ежегодный оборот клуба составляет около 200 миллионов фунтов. При этом за последние три сезона в покупку новых футболистов было инвестировано 350 миллионов.
Продажи атрибутики в прошлом году принесли "Сперс" 14 миллионов фунтов. На "Уайт Харт Лейн" и в его ближайших окрестностях функционируют 12 магазинов, специализирующихся на продаже товаров с клубной символикой.
Футбольный клуб "Тоттенхэм" был первым английским клубом, который выставил свои акции на продажу и первым же – заключившим миллионный контракт со спонсором ("Хьюлетт Паккард"), пожелавшим видеть свой логотип на футболках игроков.
Продажа прав на телевизионные трансляции матчей Английской Премьер – лиги в прошлом сезоне принесла "Сперс" 30 миллионов фунтов (40 процентов доходной части бюджета).
Пятилетний контракт с нынешним техническим спонсором – "Пумой" – ежегодно приносит "Тоттенхэму" 5 миллионов фунтов. Рассчитанное на 4 года соглашение с генеральным спонсором – компанией "Мэншн" – 8 миллионов.
Подписчиками клубного телевизионного канала являются 12 тысяч человек.
Сайт "Тотттенхэм Хотспур" в интернете ежемесячно посещает миллион человек.