Антон Каниболоцкий: ретро середины девяностых
Свежий номер журнала "Шахтер" поступил в свободную продажу. Мы же предлагаем вашему вниманию интервью одного из главных персонажей майского номера клубного издания – вратаря "горняков" Антона Каниболоцкого.
В жизни голкипера "Шахтера" подобное произошло впервые. Специальная фотосессия для клубного журнала дала Антону возможность окунуться в далекое прошлое. И примерить вратарскую форму 1950-1960-х годов. Разве это не любопытно – на секундочку представить себя в роли легендарных Бориса Стрелкова или Льва Яшина? Пускай даже лично твое футбольное ретро датируется девяностыми…
– Футбольная история в нашей семье началась с меня. Родители с этим видом спорта связаны не были. Помню, было мне лет десять. Тогда я в Киеве впервые пошел на общий просмотр детей в школе "Динамо". У них в то время были базы на Нивках – там и проходил отбор. Провел тренировку, а после нее мне сказали, что берут в детскую команду "Большевик". С того момента и началась моя футбольная карьера.
– В каком возрасте стал осмысленно интересоваться футболом? Просматривать игры по телевизору?
– Наверное, с восьми-девяти лет.
– Вспомни первых людей, на которых хотелось равняться.
– Если говорить о вратарях, то это успешно выступавший в киевском "Динамо" Александр Шовковский. Я внимательно наблюдал за его игрой. Пожалуй, именно в тот период и появилась моя любовь к футболу…
– А затем ты попал в "Днепр". Николай Медин, Вячеслав Кернозенко…
– Да! До этого мог следить за ними только по телевизору, а когда познакомился вживую – было очень приятно. Начал тренироваться вместе с большими профессионалами. И Николай Александрович, и Слава Кернозенко были отличными вратарями. У меня появлялось вдохновение, когда я выходил на поле и видел их рядом. Следовательно, и тренироваться было на порядок интереснее. Хотелось на них равняться, расти и соответствовать высокому уровню.
– Поединок из истории, который тебя серьезно впечатлил?
– Не знаю, буду ли я оригинален, но это тот самый матч с немцами в военный период, в котором советские футболисты, несмотря ни на что, решили отдать все силы и победить. Матч смерти. Мне приходилось много слышать и читать о нем. Это был настоящий героический поступок. Я уверен, что он вдохновлял каждого, кто о нем знал, на большую борьбу и великие подвиги в ходе войны. Футболисты не побоялись и ценой своей жизни поступили так, как того требовало их сердце. Навсегда вписав при этом свои имена в историю.
– Футбольное ретро для тебя – это наверняка еще и дворовые битвы в середине девяностых…
– Конечно! С этого все начиналось. Каждый день после школы я старался быстрее убежать играть в футбол. Да и во время уроков, чуть ли не на каждой переменке, выходили и… Да где мы только не играли. И на асфальте, и на щебенке – носились, прыгали, падали, в подкатах даже на пятой точке ездили! (Смеется.) В общем, где-то старались подражать и профессиональным футболистам, воплощая все увиденное во время матчей. Были реальные зарубы. Каждую свободную минуту мы стремились побуцать мяч.
– Летать в воротах, приземляясь на камни и щебень, – хорошие уроки храбрости?
– Понятно, что я тогда еще не думал: "Ага, вот обязательно нужно стать вратарем". Бегали и в поле, и менялись в "рамке", и спорили по этому поводу немало. До одиннадцати лет точно не мог предсказать, что мое футбольное ремесло – вратарское.
– В тему о вратарском ремесле. Что изменилось в нем с годами? Что диктует современный футбол из того, без чего можно было обойтись несколько десятилетий тому назад?
– Если сравнить прошлое и настоящее, немного утрируя, – раньше функцией голкипера было стоять на линии ворот и ловить все летящее в створ. (Улыбается.) А сейчас вратарям часто приходится действовать, как последнему защитнику. Нередко это происходит далеко за пределами штрафной. Нужно постоянно страховать своих партнеров. При этом начинать атаки, не просто выбивая мяч сильнее и дальше, а разыгрывая его с защитниками…
– Кстати, и мячи ведь несколько раз видоизменялись.
– Совершенно верно. Сравним нынешний мяч с тем, который был раньше, – и это абсолютно разные вещи. Задача вратарей усложнилась. Сейчас мячи летят куда быстрее, к тому же не всегда по предсказуемой траектории.
– Ты ведь вряд ли был знаком с историей "Шахтера" до перехода. А как сейчас?
– Не сказал бы, что я когда-то особенно увлекался и зачитывался историей футбола. Вникать в "дела минувших дней" особо не хватало времени. Вернее, оно было, но уходило на то, чтобы следить за происходившими вокруг событиями. Так и с "Шахтером". Сейчас же об истории клуба я стараюсь по возможности узнавать все больше. Даже читая любой материал в прессе, ты пополняешь свой багаж знаний.