Разван Рац: "Спокойно, я же профессионал"
Защитник "Шахтера" и сборной Румынии в эксклюзивном интервью "СЭ" заявил о намерениях дончан выиграть Кубок УЕФА, вспомнил кризис в отношениях с украинскими одноклубниками и рассказал, как покупал себе Ferrari…
ОБОГНАТЬ "ДИНАМО" ЕЩЕ РЕАЛЬНО
- Уходящий год "Шахтер" провожает с сожалением или нетерпением?
- Скорее с новыми надеждами на следующий. В любом временном отрезке есть свои плюсы и минусы. Первое полугодие, без сомнений, можно занести в актив команды. Мы выиграли все существующие в Украине трофеи: золотые медали, Кубок и Суперкубок страны. Осенью светлая полоса, к сожалению, закончилась. В чемпионате мы не смогли занять лидирующие позиции, а на евроарене вместо выхода в плей-офф Лиги чемпионов, успокоили себя путевкой в Кубок УЕФА.
- Третье место в группе, по-вашему, это тоже минус?
- Я имею в виду, что задачу-максимум, мы не выполнили. Никто не говорит, что Кубок УЕФА это плохо. Кроме того, наш президент давно мечтает о европейском трофее. Думаю, уже пора бы сделать ему такой подарок.
- Будущей весной Кубок УЕФА разыгрывается в последний раз. Понимаете, что второго шанса уже не будет?
- Будем бороться до конца. Для "Шахтера" нет ничего нереального. У нас сильная команда.
- Как вам результаты жеребьевки?
- Вполне доволен, что мы будем играть с "Тоттенхэмом". Не понимаю тех, кто надеется, на самого слабого соперника из всех возможных. Сразу вспоминаю Euro-2008, когда в нашей группе оказались сразу три сильных команды: Италия, Франция и Голландия. Многие сочувствовали Румынии, мол, эта же группа смерти. А я, наоборот, был очень рад, что у нас появилась возможность померятся силами с чемпионом и вице-чемпионом мира. То же самое могу сказать и о будущем сопернике "Шахтера" в Кубке УЕФА. Считаю, чем сильнее оппонент, тем больше опыта мы для себя извлечем. К тому же, пройти англичан нам по зубам.
- Ринат Ахметов сказал, что в случае непопадания в зону еврокубков, его команда не сыграет на новой "Донбасс Арене". Какие выводы сделали после заявления президента? Кто виновник неудач "Шахтера" в национальном первенстве?
- За результат отвечают все: и футболисты, и тренеры, и остальные сотрудники клуба. Основная причина, как ни банально это звучит, наверное, кроется в психологии. Мы действительно в какой-то момент потеряли концентрацию, за что и поплатились. Самое главное - это не опускаться ниже взятой высоты. В бою нельзя расслабляться ни на минуту. Если ты не выдержишь заданный темп, твое место займет соперник. В итоге так и получилось. Знаем, что президент очень расстроен такими результатами, и мы постараемся больше его не разочаровывать. Уверен, что новый стадион в аренду сдавать не придется.
- Как считаете, шансы догнать лидеров есть?
- Шансы есть всегда. Никто не снимал задачу закрепить за собой лидирующие позиции. Конечно, мы сделаем все, что в наших силах.
- Возможно, обогнать "Динамо"?
- Теоретически, да. К тому же я считаю, что "Шахтер" на финише сезона находится в лучшей форме, в сравнении с киевлянами. Впрочем, это было заметно, мне кажется, с самого начала чемпионата. Наша победа над "Динамо" в Донецке, последние игры чемпионата и Лиги чемпионов - только лишнее тому подтверждение.
- Бытуют мнения, что победу над "Барселоной" "Шахтер" немного переоценил, учитывая, что на "Ноу Камп" против вас вышел второй состав испанцев?
- Что значит второй состав? Так могут говорить только те, кто не любит "Шахтер" и при каждой возможности старается нас унизить. У такой команды как "Барселона" не может быть второсортных игроков. Кркич, Глеб, Гудьонсен, Кейта, Сильвинью… это, по-вашему, слабые футболисты? Получается, что если бы на поле вышел Костя Кравченко, все бы решили, что мы выставили дублера? Из того состава "Барсы" лишь два-три игрока редко попадают в основу. Если мои аргументы звучат неубедительно, возьмите статистику и посмотрите, сколько игрового времени эти молодые ребята провели в главной команде. Кто-то играет чаще, кто-то реже, но все они игроки великого клуба.
ОСВОИЛ ЯЗЫК НЛО
- Вы живете в Украине уже более пяти лет. Что изменилось в вашей жизни за это время?
- Я выучил русский! Когда я впервые приехал в Донецк, мне казалось, что все люди говорят на языке НЛО. Тогда бы ни за что не подумал, что со временем смогу не только говорить, но и читать на русском. А если бы пять лет назад мне сказали, что я женюсь на украинке, это бы показалось фантастикой. Что касается профессиональной стороны, то в "Шахтере" я получил хороший опыт в играх Лиги чемпионов - за это я очень благодарен Украине.
- Было время, когда хотелось на все плюнуть и уехать?
- Да, такие мысли меня посещали в самом начале моей украинской жизни. Я же в первый раз оказался так далеко от дома! Очень скучал по друзьям, близким и родине. Да и в команде меня не очень дружелюбно приняли. Дело в том, что в то время легионеров в "Шахтере" можно было по пальцам пересчитать: украинцы, мягко говоря, недолюбливали иностранцев. Общался только с Мариушем (Левандовски. - Прим. Г.Е.) и Флорей. Но я хотел добиться в этой стране успеха, поэтому решил, что за свое место буду бороться. Все время повторял про себя: "Спокойно, я же профессионал".
- А как отношения с местными сейчас?
- Теперь украинцы мои лучшие товарищи в команде. В первую очередь, это Гай и Езерский. С ними мы дружим семьями. Кстати, с Езерским и Даниловским (игрок донецкого "Металлурга" - Прим. Г.Е.) собираемся вместе встречать Новый год в Румынии.
- Наслышаны, что вы учите украинский язык?
- Да, занимаюсь с личным репетитором - Езерским (Смеется).
- Как успехи?
- Лучше спросите об этом у Вовы. Но такие фразы, как "доброго ранку", "смачного сніданку", "вітаю з перемогою" я уже усвоил.
- Что хотели бы привести из Румынии в Украину, чтобы чувствовать себя как дома?
- Как раз сам дом и хотел бы перевести. Он для меня воплощение мечты. Правда, мечта получилась очень большая - в пять этажей (смеется). Хорошо бы было поставить мой румынский особняк где-нибудь за городом, например, возле базы "Шахтера". Но это, конечно, нереально. Хотя в Донецке я и так уже как дома. Живу в собственной квартире, которую обустраивал самостоятельно, у меня много друзей, здесь наши болельщики, которые любят меня, а я их, и что самое главное - это родина моей жены.
НЕ ХОЧУ БЫТЬ ТРЕНЕРОМ!
- Вы воспитанник частной футбольной школы. В чем ее преимущества перед школой при профессиональном клубе?
- Частные школы хороши тем, что они заинтересованы в эффективной подготовке игроков, так как их главная цель продавать футболистов в хорошие команды, зарабатывая неплохие деньги. У школ при серьезных европейских клубах тоже хорошая мотивация, но другие цели. Основная задача - вырастить резерв для главной команды. Но каждого специалиста в любом случае нужно финансово стимулировать, иначе он не будет выкладываться на тренировке, и ему будет плевать на молодые таланты. В Румынии у меня есть собственная школа, поэтому я знаю, о чем говорю.
- Тяжело руководить на расстоянии?
- Пока мне помогает отец. Кроме того, у нас занимается еще не очень много детей, где-то около семидесяти человек. Они приходят только на тренировки. Дело в том, что в моих планах создать школу по принципу интерната, чтобы дети там ели, ночевали и делали уроки. Пока таких условий нет, но работа в этом направлении идет быстрыми темпами.
- Цель вашей школы - это, в первую очередь, бизнес?
- Главная задача - воспитывать хороших игроков. Согласитесь, будет приятно услышать через несколько лет: "Этот классный футболист, за которого борются "Реал" и "Барса", воспитанник школы Развана Раца" (Смеется).
- Чего успели добиться ваши воспитанники?
- Мы пока просто успешно участвуем в различных соревнованиях в своих возрастных группах. Играем на разных уровнях, от городских турниров до национального первенства. Еще рано говорить о кубках и медалях - у нас все впереди.
- Тренеров сами подбирали?
- Этим занимался папа. Я только выразил желание, чтобы все специалисты помимо университетов обязательно имели игровую практику, пусть даже в низших дивизионах. Никто меня не переубедит, что человек, который сам не был игроком, может научить ребенка футболу. Здесь моя позиция принципиальна.
- По окончанию игровой карьеры Рац будет тренером?
- Нет, нет и еще раз нет. Это я уже давно для себя решил. Тренерская работа очень тяжелая. Не то что бы убегал от сложностей, просто это не мое. Однозначно я хочу остаться в футболе, но только не в этом качестве. В каком именно, пока не решил.
- Не задумывались о создании своего собственного профессионального футбольного клуба?
- Для этого нужно быть очень богатым человеком. Мне будет интересно заниматься командой, только если она сможет составить конкуренцию европейским грандам. Другие варианты не рассматриваются.
МЕЧТА О КРАСНЫХ КОНЯХ
- Это правда, что по версии румынской прессы вас недавно признали самым модным и стильным футболистом?
- Да, это так. Я об этом узнал из новостей. Приятно.
- Не приглашали принять участие в рекламных проектах?
- Я и так являюсь лицом представительства компании Kia в Румынии.
- Как поступило это предложение?
- Представители бренда вышли на меня через пиар-менеджера. Дело в том, что я давно большой поклонник этой фирмы. У папы была Kia, и мне она всегда очень нравилась. К тому же это единственный бренд в мире, который дает семь лет гарантии, а это подчеркивает качество продукции. В Румынии у меня две машины этой марки: Kia Sorento и семиместный Kia Carnival.
- Что входит в ваши обязанности перед фирмой?
- Если поступают новые модели автомобилей или открываются салоны, то желательно мое присутствие. Но все понимают, что из-за плотного командного графика, редко получается посещать выставки. Пока удалось найти время только для фотосессии.
- Рекламируете Kia, а по Донецку ездите на Ferrari 430 Scuderia …
- Ferrari - это моя мечта с самого детства. Помню, когда смотрел Формулу-1, то пообещал себе когда-нибудь прокатиться на такой машине. В лет семнадцать-восемнадцать, когда играл в "Рапиде", я стал серьезно присматриваться к спортивным машинам. Потом поставил перед собой цель - как только встану на ноги, выстрою свой бизнес и обеспечу себе и своим близким стабильное материальное существование, то непременно куплю Ferrari.
- К своей цели вы, получается, шли десять лет. Не разочаровались?
- Нет, конечно. Перед покупкой я собрал много макетов этого автомобиля, можно сказать, продумал все до мелочей. Будете смеяться, но я даже игрушку на дистанционном управлении купил и гонял ею по квартире. Моя жена этому свидетель. Когда, наконец, моя мечта приехала ко мне в Украину, я еще очень долго думал. Понимал, что это не средство необходимости, а развлечение, причем, очень дорогое. Но решил купить еще и потому, что половину стоимости машины я оплатил еще год назад, когда делал заказ. В результате, очень доволен. Правда, одно "но", все же есть…
- В чем оно выражается?
- Что меня сильно смущает, так это нынешняя ситуация в стране. Простые люди стараются выжить в жестких условиях экономического кризиса, а я трачу деньги на дорогостоящие игрушки. Если честно, то сейчас я стал чаще ездить по городу на рабочем Ford. Не то чтобы меня мучает совесть, в конце концов, я же ничего не украл, а заработал… Хотя иногда вечерком бывает трудно удержаться, чтобы не прокатиться.
- Стритрейсингом не занимаетесь после тренировок?
- Мне это интересно, но я не хочу рисковать своей жизнью и жизнью людей. Если бы для гонок в Донецке были специальные трассы километра на три, как в аэропорту, я бы покатался. Ездить по улицам города - это убийство. Хотя меня не раз уговаривали.
- Одноклубники?
- Нет, люди, которые серьезно увлекаются гонками. За один старт предлагали до десяти тысяч долларов. Я на сто процентов уверен, что обойду все эти тюнингованные Porshe и BMW, но я купил машину не для того, чтобы что-то кому-то доказывать…
- Как отреагировала команда на вашу покупку?
- Первое, что я услышал от партнеров, когда приехал на базу: "Ну, наконец-то!". Всем уже просто надоело слушать мои разговоры об этой машине каждый день на протяжении нескольких лет. А мои соседи - это отдельный случай. Бывало, что очень часто задерживался к ужину из-за того, что катал соседей по паркингу (смеется).
РОМЕО, ДЖУЛЬЕТТА И "ЗИТТО"
- С чем связан ваш бизнес?
- В родном Слатине, кроме футбольной школы, у меня есть кафе и отель "Зитто".
- Зачем вы написали на бутсах название отеля?
- С этим именем связана совсем другая история. Свою жену я одно время называл Джульеттой, а она меня, соответственно, Ромео. Фантазия Юли безгранична и Ромео со временем превратился в Ромезитто. Сокращенный вариант звучал просто Зитто. Когда это слово появилось на моих бутсах, меня так стали называть и в команде. Первым был Вара (Андрей Воробей. - Прим. Г.Е.). Когда открывал гостиницу, думать над ее названием уже не пришлось.
- А что собой представляет ваше кафе?
- Ничего особенного, обычный бар в футбольном стиле. Весь обслуживающий персонал ходит в моих футболках. В кафе двенадцать стендов с подсветкой, на которых весят майки из моей коллекции: Яп Стам, Хави, Пирло, Рибери, Неста, Индзаги, Мексес, Руй Кошта, Тюрам и многие другие. Даже есть футболка великого Георги Хаджи и Роналдиньо, когда бразилец еще был игроком ПСЖ. Стенды периодически обновляются.
- Румынская пресса следит за развитием вашего бизнеса?
- Конечно, она всегда в курсе всех событий. Ваши журналисты, по сравнению с нашими, просто ангелы. Если у кого-то все хорошо и спокойно, СМИ это не оставят и будут стараться отыскать какую-то скандальную информацию, даже там, где ее нет.
- Вы попадались на провокации?
- Слава Богу, нет. Но было время, когда я почти год не разговаривал с одной газетой.
- Почему?
- Она постоянно меня критиковала - и по делу и без дела. Причем, из всей команды отрицательным героем был я один. Как-то терпение лопнуло, и я сделал заявление, что не имею ничего против критики, но только справедливой. Сказал, что Рац, конечно, не самый лучший левый защитник в мире, но он еще не давал повода поливать себя грязью после каждого матча. В результате, газета передо мной публично извинилась.
- Какие вопросы корреспондентов могут вас разозлить?
- "Прокомментируй игру". Не хочу никого обижать, но меня это просто кумарит! Последнее слово напишите, пожалуйста, большими буквами, чтобы все запомнили. Не понимаю: неужели некоторые журналисты не могут сформулировать конкретный вопрос? Мы же футболисты, а не комментаторы, в конце концов.
Галина ЕРЕМЕНКО, "Спорт-Экспресс в Украине", 22.01.2008
Фото - Валерий БЕЛОКРЫЛ